Эссе «Я - учитель»
Стекленёва Светлана Юрьевна
учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
р.п. Духовницкое Саратовской области»
e-mail: steklenewa@yandex.ru
Я – учитель. Эссе.
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.
Профессия учителя многообразна. Я - счастливый человек! Моя жизнь полна детских улыбок и радостных лиц, ведь моя профессия - учитель! Я очень люблю свою профессию, свою работу, конечно, подчас очень сложную, но всё-таки такую интересную и разнообразную! Для меня школа, в котором я работаю, стал вторым домом, куда я спешу каждое утро. Моё призвание, в первую очередь, состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей обучающихся, создать условия для их личностного развития.
Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.
Найти свое призвание, утвердиться в нем –это и есть моё счастье. И как тут не вспомнить моего прадеда Белякова Георгия, преподавателя начальной школы. Он всю свою жизнь посвятил детям, школе р.п. Духовницкое Саратовской области, избрав однажды профессию учителя начальных классов. И не разу не пожалел о совершенном выборе. Его родная сестра, Белякова Валентина Георгиевна (Подурец) до пенсии проработала в школе г. Баку учителем начальных классов и завучем, в годы Великой Отечественной войны добровольно ушла на фронт медицинской сестрой, была награждена медалями и орденами. Начало их профессионального становления пришлось на голодные и холодные послевоенные годы разрухи. В классах было до 50 детей, причем разного возраста (так называемые «переростки» – жертвы послевоенного периода), но все хотели учиться. Учителя сами топили печи, разлиновывали газеты для прописей, подкармливали (как сейчас бы назвали – малообеспеченных) вареной картошкой и другими обедами. Родителей всех учеников они знали в лицо и поименно, нередко посещали их сами, беспокоясь за каждого ребенка.
О работе учителя рассказывать сложно и одновременно просто. Каждый день я иду в свой любимую школу для того, чтобы помочь любому ребенку стать личностью, выразить свое «Я». Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха. Целью своей педагогической деятельности я вижу воспитание ученика через развитие географической культуры, через работу с источниками географической информации. Значит, я должна воспитать человека средствами своего предмета – географии.
Учитель –это одна из самых ответственных и сложных профессий.
Учитель - профессия непростая, и легко решиться посвятить ей жизнь нельзя. У человека должны быть определённые способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Учитель – эта та профессия, в которой остаются люди, имеющие педагогическое призвание, безграничную любовь к детям. Все остальные уходят, едва начав карьеру педагога.
Работа преподавателя интересная, творческая. Каждый новый день отличается от предыдущего. Никогда нельзя точно предугадать, какие новые впечатления принесет с собой новый учебный день. Неординарный творческий подход к подаче нового материала, оригинальные ответы и выводы учеников.
Педагог, имеющий призвание, искренне любит тот предмет, который он преподает и никогда не останавливается на подаче только основного материала. Любовь к своему предмету буквально заражает учеников. Они стремятся узнать больше, становятся победителями олимпиад. Все это добавляет учителю оптимизма и педагог с еще большей отдачей и желанием передает свои знания ученикам.
Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от его умения наладить правильные отношения с детьми. Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во - первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь передать эти знания другим. Во - вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их. В - третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения. В - четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром. Чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.
Это интересно, но мир кино я включила в свою работу. Я сама - режиссёр и актёр в своих фильмах. Моя площадка - мой класс. Моя съёмочная группа - мои ученики. Причём во всех смыслах! Мы снимаем фильмы о нашей жизни в школе. Для меня каждый ребенок – это явление природы. Только представьте, времена года имеют свои признаки, а каждый ребенок – свой характер. Все живое радостно впитывает влагу, словно живую воду… Вот и человек на половину состоит из воды. Прямая связь на лицо. Как природа не может существовать без воды, так и ребенок не может полноценно жить без любви и тепла взрослых. Бунин И. сказал: «…уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни…» А как же иначе? И я дарю каждому ребенку это тепло и любовь. Разве может учитель не любить детей? Когда – то я прочитала слова Л. Толстого, которые не могу забыть до сих пор: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Тогда я думала: нет предела совершенству, но ведь стремиться к нему нужно! Я стараюсь найти в каждом своем ученике ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других детей и разжигать ее всеми силами. Когда – то в школе говорили: «Не высовывайся! Не плыви против течения!» Хорошо, что изменились времена. По – моему, без индивидуальности – нет личности, а без личности – нет государства. Да, времена изменились! Сейчас для развития индивидуальной личности ребенка гораздо больше возможности, чем это было раньше. И, все же, я благодарна своим учителям за ту частичку меня, которую каждый из них оставил во мне, своей ученице. Сегодня я стараюсь также отдавать каждому ученику частицу того, что есть у меня, ничего не навязывая и не ставя себя над ними. Моя задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше, опираясь на свой многолетний педагогический и личный жизненный опыт.
Большую часть времени ученики проводят в школе на уроках. Урок надо оценивать, на мой взгляд, в новых реалиях жизни, как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности.
Основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.
Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
Главное на уроке – применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.
На уроке, стараюсь выступать в роли организатора и наблюдателя учебной деятельности школьников, помогаю им определить цель деятельности, пути её достижения, способу учебной работы, консультирую.
Нужное на современном уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе.
Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой, развиваются такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Особое внимание при построении урока уделяю закономерностям познавательной деятельности школьников, формированию способностей, обучению самостоятельной деятельности, постановке познавательных задач, решению учебных проблем, развитию речевой деятельности, обучению диалогу.
В целом, что бы не говорили другие, учитель - это - благодарная работа! Не нужно искать эту благодарность в цветах и подарках. Дело в другом - в блеске и сиянии...
Чаще смотрите в глаза своих детей! Чаще приглядывайтесь к их улыбкам! Только так. И никак по другому.
Конечно, всего познать невозможно, но стремиться знать как можно больше, должен каждый учитель.
Знать, чтобы дать искорку знаний ученикам. Знать, чтобы научить своих воспитанников отличать хорошее от плохого, белое от черного, истинное от ложного, не потеряться в море жизни.
Жизнь - это разноцветная радуга, где красный – это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый – цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый – цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.
Список литературы.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989. – 335с.
2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества./М.: Центр «Педагогический поиск», 2000- 144с.
3. Галеев Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогических технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128с.
4. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. Ин-тов и ун-тов/И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 203с.
5. Каменская Е.Н. Педагогика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 192с.
6. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель, 2020.- 84с.