Эссе «Я — учитель»
Я – учитель
Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств и сей
знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в их душах и сердцах.
Ш. Амонашвили
Вопрос выбора профессии встает рано или поздно перед каждым. Кто-то становится художником или музыкантом, кто-то – врачом или инженером. А для меня с детства красивее, теплее и душевнее звучало только слово-учитель. Со школы я мечтала связать свою судьбу именно с этой профессией. Ведь педагог- это не профессия, а скорее призвание!
Почему же я стала учителем именно русского языка и литературы? В моей семье очень любили читать, в доме была богатая библиотека, о которой можно было только мечтать. Я часами проводила время, сидя с книгой в руках. Зачитывалась страницами заметок о поэзии «Души прекрасные порывы» М. Сергеева, исследованиями И. Акимушкина о загадках природы «Следы невиданных зверей», страницами повести В.Катаева «Сын полка», путешествовала вместе с Маленьким принцем по планетам, придуманным А. Сент-Экзюпери. Искренняя любовь к чтению повлияла на мой выбор стать учителем русского языка и литературы. Кроме того, на мой выбор повлиял пример моей любимой учительницы русского языка и литературы.
Мне выпало счастье быть ученицей замечательного педагога и наставника, которая, благодаря высокому мастерству, буквально заставила меня влюбиться в эту профессию. Поэтому выбор мой был очевиден. Уже тогда на уровне подсознания мне хотелось быть похожей на свою любимую учительницу.
Теперь я работаю в сельской школе с углубленным изучением отдельных предметов. Здесь я родилась и выросла, обзавелась семьей, и как говорится в пословице: « Где родился, там и пригодился». Позади годы учебы в институте. За плечами богатый опыт работы учителем русского языка и литературы.
Я часто задаюсь вопросом : «Какова же миссия педагога в современном мире?» Я понимаю, что это самая прекрасная, но и самая трудная профессия. Ни в одной другой сфере деятельности человека внутренний мир, его характер, моральные качества, нравственные убеждения не имеют такого важного решающего значения, как в профессии учителя.
Недостаточно иметь в кармане учительский диплом, нужно еще владеть «великим искусством» - любить детей! Л.Толстой своими словами подтверждает мои мысли: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Лично меня профессия учителя-словесника привлекает еще и своей нравственностью и гуманностью. Ведь очень важно, чтобы ученики уходили с моих уроков, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть немного добрее, умнее, воспитаннее! В нашем современном мире особенно остро стоит вопрос о воспитании подрастающего поколения, и кому, как не мне, взять на себя эту сложную, но почетную миссию приобщения детей к нравственным идеалам и ценностям через литературные образы и сюжеты. Именно на уроках русского языка и литературы воспитывается у обучающихся чувство патриотизма и гордости за свою страну. Учитель сам должен занимать активную жизненную позицию, обладать гражданской ответственностью и приучать к этому своих воспитанников.
Современный урок русского языка и литературы должен формировать языковую, речевую и письменную грамотность учащихся. Я считаю, применение информационных технологий в учебном процессе способствует повышению качества обучения, эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации интереса к учебе.
Я, следуя требованиям времени, на своих уроках активно использую технологические карты. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Не забываю я и про игровые технологии. Игра - это всегда интересно, а игра слов- тем более. Потому что это игра ума, это творчество, это фантазия, это познание – то, что необходимо человеку как воздух.
Основная цель моих уроков – создание условий для развития творческой личности учащихся, создание ситуаций успеха. Я планирую свои уроки таким образом, что каждый ученик находится в деятельности, используя при этом личностно – ориентированный подход. Каждый свой урок начинаю с использования приема яркого эмоционального начала урока. Такой прием развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся. Все это я делаю для того, чтобы ученики получали знания с удовольствием.
Огромное место в преподавании русского языка и литературы у меня занимают различные творческие работы, которые также повышают интерес детей к учению, развивая в них наблюдательность, внимательность, уча их самостоятельно достигать поставленные цели. Чтобы мои уроки были познавательными, творческими, интересными, я применяю следующие приемы: мозговая атака, кластеры, синквейны, дидактические игры, работа с текстами с элементами исследования. Проектной и исследовательской деятельности уделяю особое внимание. Проектная деятельность дает простор для творческой инициативы учащегося и педагога. Они учатся, и с ними учусь и совершенствуюсь я. Конечно же, для меня успехи детей важнее собственных. Мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях, литературных марафонах, лингвистических конкурсах и различных олимпиадах. Исследовательская деятельность помогает научить детей самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать, тем самым они познают окружающий мир. Учиться, открывая для себя что-то новое, - это увлекательно, интересно, познавательно!
Я с уверенностью могу сказать, что я счастлива, потому что каждый день, открывая школьную дверь и входя в класс, познаю мир вместе с моими учениками. «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети. Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить сердце детям. Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».