12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рулёва Наталья75

Конспект логопедического занятия «Я умею составлять синквейн!»

Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Задачи:

Коррекционные:

- обогащение и активизация словаря

- развитие грамматического строя речи

- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные:

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна.

- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- - формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: лист ватмана для рисования схемы синквейна, плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе: лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна, клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов.

Организационный момент.

Логопед встречает детей и просит поделиться впечатлениями о прошедшем празднике «Новый год» :

- что понравилось больше всего?

- какие подарки получили?

- чему научились за прошедшие выходные?

Основная часть.

Логопед :

- Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн»Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

- А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:

Условные обозначения:

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»

3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___      делает?___   (===  ===  ===)

s1679414726.jpg

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

- По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн!

Новый год

Веселый, шумный

Приходит, дарит, радует

Новый год как белый лист.

Зима.

Увидев одобрение детей логопед предлагает :

- Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

Дидактическая игра «Укрась ёлочку».

- Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой).

Логопед прикрепляет звезду. Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.

В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.

- Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!

Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма: прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.

Работа по составлению синквейнов.

Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.

Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.

Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.

Логопед :

- Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!

Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны.

Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.

Заключительная часть.

- Вы еще не умеете читать, как же сделать так, чтобы вы сами могли рассказать свой синквейн(выучить его)

- Кто вам может в этом помочь?

- Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.