Конспект логопедического занятия «Я умею составлять синквейн!»
Конспект логопедического занятия «Я умею составлять синквейн!»
Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Задачи:
Коррекционные:
- обогащение и активизация словаря
- развитие грамматического строя речи
- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.
Образовательные:
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна.
- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- - формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: лист ватмана для рисования схемы синквейна, плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе: лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна, клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов.
Организационный момент.
Логопед встречает детей и просит поделиться впечатлениями о прошедшем празднике «Новый год» :
- что понравилось больше всего?
- какие подарки получили?
- чему научились за прошедшие выходные?
Основная часть.
Логопед :
- Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!
Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.
- А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:
Условные обозначения:
1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.
2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»
3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___ делает?___ (=== === ===)
4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)
5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.
- По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн!
Новый год
Веселый, шумный
Приходит, дарит, радует
Новый год как белый лист.
Зима.
Увидев одобрение детей логопед предлагает :
- Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!
Дидактическая игра «Укрась ёлочку».
- Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой).
Логопед прикрепляет звезду. Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.
В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.
- Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!
Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма: прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.
Работа по составлению синквейнов.
Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.
Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.
Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.
Логопед :
- Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!
Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны.
Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.
Заключительная часть.
- Вы еще не умеете читать, как же сделать так, чтобы вы сами могли рассказать свой синквейн? (выучить его)
- Кто вам может в этом помочь?
- Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)