12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гвоздецкая Диана Владимировна101
Россия, Краснодарский край, Ейск

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Учитель: Гвоздецкая Диана Владимировна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: «Я в гости к Пушкину спешу…»

Цель: формировать знания учащихся о биографии и творческом пути А. С. Пушкина, основных произведениях поэта.

Задачи:

Образовательная: прививать интерес к чтению и воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина и художественному слову.

Развивающая: развивать умение работать в группах, совершенствовать навык анализа лирического текста. Умение логически мыслить, развивать речь. Развивать интерес учащихся к русской литературе и мировой истории, создать положительную мотивацию.

Воспитательная: воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.

Формируемые УУД:

Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оборудование:



Ход урока:


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 



Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 


Интерактивная игра «Поделись позитивом».

.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 


Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний


Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с великими русскими поэтами и писателями, чтобы узнать фамилию этого великого русского поэта я предлагаю вам расшифровать анаграмму.

Послушайте внимательно небольшой

  Дети расшифровывают анаграмму на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 


Развивать речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Постановка учебной задачи

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

 

 

 

 

 

 

 

 






Формулирование темы и целей урока (фронтально)







































Сегодня наш урок посвящен А.С.Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный ПОЭТ, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.



В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»



Я знаю, что звёзды не вечны. Я видела, как самые красивые вдруг начинают плавиться и скатываться вниз. Но раз одна звезда может расплавиться, то могут расплавиться все звёзды. И я решила каждую ночь смотреть на звёзды, чтобы запечатлеть в памяти весь этот сверкающий простор, чтобы, когда все звёзды исчезнут, я могла бы с помощью воображения вернуть эти сверкающие огни.
В русской литературе, как и на небе, тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин. 
Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. 
Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина. 

Очень часто зимние вечера Пушкин проводил с няней. В один из таких вечеров и написал он стихи, обращенные к няне, в которых все дышит удивительной правдой жизни. Читая их, мы, словно слышим живой голос Пушкина. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. -Поделитесь своими знаниями: как няня относилась к Пушкину? (она любила его по – матерински, заботилась о его здоровье, рассказывала ему много народных сказок о богатырях, разбойниках, о похищениях принцесс.) - А как Пушкин относился к няне, называл ее? (любил ее, называл мамой, мамушкой, сказочницей, «подруга дней моих суровых, старушка дряхлая моя…», свет-Родионовна) Учитель: - Да, ребята, имя няни Арины Родионовны всегда живет рядом с именем гениального поэта как память о вдохновительнице, свидетельнице его переживаний, участнице его трудов: поэм, стихотворений, сказок.

Развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Давайте обратимся еще к одной странице из жизни Пушкина. Теперь сказки слушал не ребенок, а взрослый человек, поэт, который в полное мере понимал и ценил красоту и богатство русского языка. А сказки, которые он слышал от няни, передал нам уже в стихах.

ИГРА «СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК» (Предметы: рыбка, зеркальце, корыто, яблоко) Учитель достает предмет, а дети называют из какой сказки этот предмет 1. рыбка – задание: - прочитать, как старик поймал рыбку, - о чем попросила его рыбка? 2. корыто- задание: прочитать, на что рассердилась старуха в начале сказки? - чем закончилась сказка? - чему нас учит сказка? 3. зеркальце - задание: - что умеет делать зеркальце?

- что спрашивала царевна у зеркала? Сценка уч-ся (ответ зеркальца) 4. яблоко у меня яблоко вкусное, румяное, я сейчас его попробую (реакция детей) - опишите яблоко словами автора. Чтение уч-ся отрывка. - молодцы, ребята.



Физминутка.

В Лукоморье мы пришли

И высокий дуб нашли.

Кот учёный ходит кругом,

Повернись и ты друг с другом.

Влево, вправо наклонись,

Сказку слушать не ленись.

Грозен взгляд у злой царицы,

Царевна милая в темнице,

Королевич Елисей

Спешит на помощь ей скорей.

В небе коршун злой летит,

Хочет лебедь захватить.

Рыбка, рыбка, помоги,

Ты старуху усмири.

Знают взрослые и дети –

Чудеса живут на свете! Молодцы! Садитесь.

Викторина по сказкам (кроссворд).



А теперь пришло время поиграть.

1 вариант. Разгадывание кроссворда. Кто быстрее?


1











2






3







4







5







6









7








8









9





Задание: ответив на вопросы, вы узнаете в выделенной вертикали фамилию

1.Одна из отрицательных черт характера старухи из сказки «О рыбаке и рыбке».

2.Что даёт сказка всем добрым молодцам?

3. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон, когда первый раз полетел к отцу

в царство славного Салтана.

4. Что должен был чертёнок заплатить Балде?

5. Одно из природных явлений, за помощью к которому обратился королевич

Елисей в поисках невесты.

6. Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».

7. Вещь домашнего обихода, которую старуха променяла на новую избу.

8. С каким драгоценным камнем сравнивались ядра орешков у белочки из сказки

«О царе Салтане».

9.Последняя буква в слове-названии лесного духа, хозяина леса.

2 вариант. Филворд. Знаете ли вы сказку «О попе и работнике его Балде?»

Задание: слова филворда могут ломаться и записываться в любом направлении, но не по диагонали. Второй раз проходить по той же букве нельзя.


Б

Е

С

З

А

Р

О

П

О

О

Н

Ё

А

О

Р

Б

Ц

Л

К

Е

Щ

Б

К

З

А

Я

Б

Ч

Л

А

В

Е

Р

Е

В

А

О

О

М

Б

А

О

К

К

А

К

Л

Л

А

К

Б

Т

У

Ч

С

О

Д

У

Ш

Ы

Л

А

А



1.Меньшой брат Балды.

2. Внук старого беса.

3. Место встречи попа и Балды.

4. Что собирал Балда с чертей?

5. Зарплата Балды.

6. Чем Балда море морщил?

7. Ласковое имя, которым звал Балду бесёнок.

8. Куда хотел Балда закинуть палку?

9. Пища Балды.

10. Постель Балды.

11. На ней Балда проскакал целую версту.



Викторина.

1.Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»)

2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(«Дурачина, ты, простофиля»)

4. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

(«Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам»).

5. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?

( Не печалься, ступай себе с богом.

Будет тебе новое корыто.)

6. Что за стража обходила дозором славный город? ( 33 богатыря)

7. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне из Сказки о мёртвой царевне»? («Семь торговых городов, да сто сорок теремов»)

8. Какого роста был новорождённый сын царя Салтана? ( Аршин)

9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

10. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).

* Узнай от кого пришли телеграммы”.

- Герои сказок отправили нам телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

1) Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

3) Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

4) Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

5) Очень жаль, но приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола».

6) Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.



«Что Пушкин для меня?


Средь дней однообразных вереницы,

Он для меня, как дивная жар- птица,

Как дар волшебный счастья и добра».

«Мой Пушкин море красоты,

Волшебных грез очарованье,

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье».

«В минуты радости, тоски или печали,

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовет в неведомые дали».

t1675619254aa.pngt1675619254ab.pngt1675619254ac.png

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.