12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жилинская Ирина Юрьевна23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №27» города Ульяновска











Урок литературы в 8 классе

по теме

" Язвитель­ный сати­рик и

бас­нописец И.А. Крылов"


t1597752077aa.jpg


Урок подготовлен учителем – русского языка и литературы Жилинской Ириной Юрьевной




Тема"Язвительный баснописец И.А. Крылов"

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный (лекционный материал, беседа, сообщения).

Место урока в учебном процессе:урок по учебному плану .

Цели урока:знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова; углубить знания о басне, как о жанре, ее признаках; рассмотреть приёмы и средства сатиры; напомнить учащимся оаллегории, "эзоповом языке"; выявить особенности басен И.А. Крылова; стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников.

Задачи урока:

образовательные:продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова; рассмотреть понятия: "сатира", "приёмы и средства сатиры";

развивающие: работать над развитием воображения и ассоциативного мышления;

личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи;

воспитательные: воспитание интереса к классической литературе; содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басн; пробудить непримиримое отношение к человеческим порокам; воспитывать чувство ответственности и долга.

Цель применения ИКТ на уроке:

*формирование информационной культуры;

*формирование умений и навыков работать с информацией, представленной в сети Интернет;

*формирование коммуникативной компетенции.


Оборудование:

Фотография памятника И.А. Крылову

Выставка книг И.А. Крылова.



Ход урока:

"Крылов – писатель-мыслитель, философ-сатирик. Но и суждение об исключительно сатирическом характере крыловских басен также недостаточно, потому что к сатире они не сводятся и ею их содержание и смысл не исчерпываются. Сатира – лишь одна, без сомнения существенная, но не единственная их сторона".

В. Белинский

I. Организационный момент – приветствие.

II. Актуализация знаний – слово учителя (мини-лекция).

Басни Крылова известны нам с детства. Столь же близок нам и сам Крылов. Мы уверены, что знаем о нем все. Но так ли это? Предлагаю вам прослушать мини-лекцию о жизни этого великого человека, вспомнить и отразить в хронологической таблице некоторые наиболее важные биографические данные.

Лекционный материал

Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера А. П. Крылова. Во время Пугачевского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Когда в 1774 году крепость попала в окружение, жену капитана Марию Алексеевну с маленьким сыном Иваном отправили в Оренбург, который, однако, также вскоре был осаждён. Поскольку мать и сын Крыловы числились в пугачевских списках приговорёнными к повешению, им пришлось скрываться.

t1597752077ab.png

Пугачёв скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов.

А. Пушкин «История Пугачёва»

t1597752077ac.png

В осаждённом Оренбурге был голод, продовольствия не хватало даже детям. Это произвело на ребёнка неизгладимое впечатление, которое давало о себе знать всю последующую жизнь. Психологическими последствиями пережитого в раннем детстве (по более поздней терминологии это назвали бы «синдромом блокадника»), вероятно, объясняется широко известная невоздержанность И. А. Крылова в еде, постоянно служившая поводом для шуток современников.

Проявив мужество во время усмирения пугачёвского бунта, его отец не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями, Иваном и Львом, в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила большого дохода, семья жила в бедности. В 1778 году отец умер, финансовое состояние вдовы с детьми стало ещё более тяжёлым.

Иван не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям. Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Денег едва хватало, чтобы прокормиться семье. Через пять лет вдова с детьми отправилась в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать о пенсии и устройстве старшего сына на работу. Иван получил новую должность — был принят приказным служителем в казённую палату.

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте даже написал небольшую комическую оперу «Кофейница», сочинив для неё остроумные куплеты. Это раннее произведение привлекало ярким, богатым языком — этим юный сочинитель был обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и прочих простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, он не понаслышке был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем очень пригодилось в творчестве.

Переезд Ивана Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал там, познакомился с некоторыми артистами и с тех пор жил интересами этого театра. А вот серьёзно строить карьеру на новой казённой службе — такая перспектива его ничуть не прельщала. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью. Поначалу успех на этом поприще ему не сопутствовал. В трагедии «Филомела» (см.), которую он написал, подражая классикам, отмечались некоторые проблески таланта и свободомыслия, но с литературной точки зрения это было не более чем посредственное произведение. Однако останавливаться молодой литератор не собирался — за трагедией последовали несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие. И хотя они также не вызвали восторга у читателей и критиков, однако рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

В 1805 году Иван Андреевич перевёл на русский язык две басни Лафонтена и просто влюбился в этот жанр. Лишь в 36 лет Крылов понял, что басни – это его призвание. Его драматургические произведения «Модная лавка», «Урок дочкам», «Пирог» стали довольно успешными, но до конца своих дней он предпочёл заниматься именно баснями.

В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. С 1812 по 1841 год Иван Крылов работал помощником библиотекаре и продолжал работу над баснями.

Умер он в Петербурге 21 ноября 1844 года. Из наиболее известных басен Крылова можно назвать: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

ІІІ. Объявление темы, эпиграфа. Формирование вместе с детьми целей урока.

Каким человеком был И.А. Крылов? Почему его называют язвительным сатириком своего времени? О чем думал, о чем писал, с кем общался и дружил этот человек? Почему его произведения живы и актуальны сегодня? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Удачным ли и интересным будет этот урок ,в большой мере, зависит от вас. Активная работа на уроке - залог прочных знаний.

ІV. Открытие новых знаний.

1. Беседа. Обсуждение с классом поставленных учителем вопросов.

(Учащиеся накануне получили карточки с данными вопросами и заданиями подготовить дома ответы на них).

Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени:

владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки.

Крылов как человек: круг общения, интересы, любопытные факты.

Личные качества Крылова современники характеризовали по-разному. Одни искренне называли его смешным и одновременно загадочным, другие не стыдились искреннего сообщения о том, что он просто обжора и неряха.О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. 

Но одно известно абсолютно точно: настоящий Иван Андреевич был мало кому известен. Он практически не общался дажес близкими родственниками. Однако в кругу общения писателя нередко присутствовали богачи и известные личности. Крылов удивлял окружающих своей непредсказуемостью.



Друзья и знакомые И.А. Крылова

Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

t1597752077ad.jpg


Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Творчество

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Иван Андреевич учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас.

Новаторство Крылова в жанре басни означало, что русская литература неуклонно развивается в сторону реализма, что она близка к созданию многосторонних народных характеров.


Язвительный сатирик.

Басни Крылова являлись острой и общественно-направленной сатирой. «Басня, как нравоучительный род поэзии, в наше время, - писал Белинский, - действительно ложный род; если она для кого-нибудь годится, так разве для детей… Но басня, как сатира, есть истинный род поэзии…» (В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 8, стр. 575). Именно такую басню-сатиру и создал Крылов, пользуясь басенным «эзоповым языком». Басня у Крылова является не моральным нравоучением, а прежде всего жгучей сатирой. В отличие от своих предшественников, у которых сатирические мотивы занимали весьма скромное место, а самая сатира ограничена была бытовыми темами, Крылов как сатирик широко охватил основные, существенные явления действительности, разоблачая и высмеивая в баснях самые разнообразные стороны современной ему жизни. Но прежде всего его сатира направлена против антинародного характера всего самодержавно-бюрократического строя, против наиболее существенных социальных «зол». Это и придавало сатирическим образам его басен широкое обобщающее значение, позволяло в условные рамки басенной аллегории вложить новое, социально острое содержание.

Учитель: Друзья мои, спасибо всем за интересную и содержательную беседу. Продолжим урок. Рассмотрим конкретно такие понятия, как: "сатира", "виды сатиры", "средства сатиры"

2. Обратимся к вопросам теории литературы.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.



t1597752077ae.jpg

t1597752077af.jpg

3. Сообщения учеников, подготовленные с использованием ресурсов сети Интернет.


* В баснях Крылова проходит вся Россия от царя до мужика, разнообразная и выразительная галерея представителей различных классов и сословий. Он ядовито разоблачает нравственное убожество, честолюбие, алчность, вероломство, эгоизм господствующих классов, всевозможные проявления произвола, паразитизма, лицемерия, как основного их свойства.

* Честолюбивый Осёл, украшенный звонком, принятым им как знак отличия; надутая важностью Лягушка, стремящаяся превзойти Вола; бесцеремонная Свинья, изрывшая своим рылом огород, - всё это различные представители чиновной, бюрократической среды, всё это тупые и чванливые ничтожества, стремящиеся использовать своё положение во имя своих эгоистических интересов, чуждые народу, цинично пользующиеся его трудом для своего собственного благополучия.

* Басня являлась той формой сатиры, которая позволяла баснописцу выступать по поводу самых острых вопросов общественной жизни и социальной несправедливости, пользуясь иносказательностью басенных образов, «эзоповым языком». Именно этот «эзоповский язык»аллегоризм басни давал возможность даже в условиях цензурного гнёта высказывать своё независимое мнение, высмеивать вопиющие явления современной жизни, обличать дворянско-бюрократические верхи крепостнического государства.


Эзо́пов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идеюавтора.

Басни Крылова не были безобидной насмешкой. Они метили в самые болезненные и кровоточащие язвы современного писателю крепостнического общества. Именно поэтому мы говорим о И.А. Крылове как о язвительном баснописце, вскрывающем нарывы общества того времени.

*В басне «Кошка и Соловей» (1824) Крылов в форме острой сатирической аллегории показал положение поэта в современном ему обществе, напомнил о тех цензурных когтях, в которых находился и сам баснописец. Следует иметь в виду, что эта басня была впервые напечатана на страницах «Соревнователя просвещения», органа, близкого декабристам.

* В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».

V. Первичное закрепление.

Учитель: Слова Виссариона Белинского как нельзя лучше передают суть нашего сегодняшнего урока. Мы не стремимся сегодня работать над текстом басен, мы не пытаемся их анализировать, искать в них мораль. Нет, всю эту работу нам ещё предстоит выполнить на последующих уроках. А сегодня мы беседуем и дискутируем по вопросам, связанным с темой занятия. Поэтому, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю написать синквейны.


Памятка

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.



t1597752077ag.jpg

Дети зачитывают свои синквейны

Например:

И.А. Крылов

Известный, талантливый

Творил, издавал, переводил

Зло и едко заклеймил пороки общества

Сатирик





Крылов И.А.

Неординарный, загадочный

Учил, просвещал, высмеивал

Чтение его басен обогащает нас

Баснописец

VІ. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю высказаться при помощи приема «Микрофон».

(Ученики говорят о том, что они узнали на уроке, что удалось более всего, над чем предстоит ещё поработать; кратко подводят итог своей деятельности, дают оценку выступавшим и самым активным учащимся).


Учитель проводит оценивание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.