"Юный эколог"

2
0
Материал опубликован 28 February в группе

t1740748930aa.jpg

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования.

Программа курса разработана на основе Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Уинская СОШ»,

с учётом требований программы основного общего образования по биологии для 5-9 класса (авторы В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, В.М.Пакулова) и адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.

Новизна программы заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

Познавательные:

расширить знания учащихся по биологии и экологии;

сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

развить умение проектирования своей деятельности;

научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

научить оформлять результаты своей работы. Развивающие:

способствовать развитию логического мышления, внимания;

развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

продолжить развивать творческие способности. Воспитательные:

продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

совершенствовать навыки коллективной работы;

способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

усиление контактов школьников с природой.

Программа курса «Юный эколог» предназначена для работы с обучающимися 8 класса (13-14 лет), естественнонаучной направленности.

Программа курса «Юный эколог» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета- лаборатории (кабинет 319).

Формы и режим занятий, используемые методы и технологии Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

еженедельно, пятница.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговые выставки творческих работ.

Презентации исследовательской деятельности.

Участие в конкурсах исследовательских работ.

Презентация итогов работы.

Учебные пособия:

натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;

лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийныйпроектор, DVD, и др.

Пособие для обучающегося

Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.

Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.:Либирея-Биб-информ, 2007.

Пособие для педагога

Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.

Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие дляучителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.

Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.

Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.

«Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г

Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.

Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.- метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.

Электронные образовательные ресурсы

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы (WWF).

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» /Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

http://www.forest.ru интернет-портал Forest.ru всё о российских лесах.

http://www.kunzm.ru кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.ecosystema.ru экологическое образование детей и изучение

природы России

Планируемые результаты освоения курса «Юный эколог»

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам усвоения курса (личностным, метапредметным, предметным).

В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по курсу «Юный эколог».



Планируемые результаты

личностные

метапредметные

У обучающихся будут сформированы

интерес к глобальной проблеме, получившую название:

«экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека

понимание социальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека

стремление к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

эстетические умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище.

уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение.

-осознание потребности и готовности

к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне

Регулятивные УУД:

обучающийся научится:

исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе.

определять последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

школы.

оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

формировать экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:

осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

осуществлять поиск и выделять информацию; устанавливать причинно-следственные связи;

находить ответ на поставленные вопросы

работать с понятийным аппаратом, развивать навыки устной и письменной речи

применять полученные знания на практике. Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму

выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задачи (цветового и светового оформления комнаты)

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-создавать схематические модели с выделением существенных



характеристик объекта

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

вычитывать все уровни текстовой информации

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты освоения по курсу «Юный эколог»



Планируемые результаты

Предметные

Обучающийся научится

рационально использовать учебную и дополнительную технологическую информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания

оценивать технологические свойства сырья и области их применения

владеть методами чтения штрих- кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле

- организовывать

Обучающийся получит возможность научиться/узнать

иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении

о влиянии человека на

отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовиться к практической деятельности в области биологии,

экологии и медицины;


здоровьесберегающую жизнедеятельность.

использовать полученные знания в повседневной жизни.

вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной, сельской, городской среде

(выбрасывать мусор вспециально отведенных местах), экономно

использовать воду, электроэнергию,

оберегать растения и животных и т. д.

работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

оценивать состояние среды и местных экосистем;

проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

проводить анкетирования, социологические опросы.

применять коммуникативные навыки;

работать с определителями растений и животных;

работать с различными источниками информации.

формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

устанавливать гармоничные отношения с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

создавать применять в своем доме элементы интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания

Использовать понятия

«привычка», «вредные

привычки», «полезные привычки»;

методике проведения исследований по темам;

использовать основные экологические понятия и термины;

написанию и оформлению учебно – исследовательской работы согласно структруре;

источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;

роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

виды - биоиндикаторы чистоты водоемов и воздуха;

отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных.


Содержание

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Юный эколог»

Тема 1: Введение 3 ч.

Понятие об экологии, как науке о взаимоотношениях живых организмов между собой и с их средой обитания. Экологические проблемы и пути их решения.

Тема 2: Среда обитания человека - 6 ч.

Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра

«Круговорот воды в природе». .Экологические термины.

Тема 3: Пища, которую мы едим – 3 ч.

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам),

расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

Тема 4: Дом, в котором мы живем - 4 ч.

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах.

Тема 5: Здоровье человека - основа жизни – 6 ч.

Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Суд над наркотиком.

Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.

Тема 6: Отходы, как источник загрязнения окружающей среды – 12 ч.

Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра

«Свалка» Конкурс презентаций «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов». Экскурсия

«Репортаж со свалки». Трудовой десант.

Тематическое планирование курса «Юный эколог»


Название блока / раздела / модуля

Название темы

Количество часов

теория

практика

Введение

Понятие об экологии, какнауке о взаимодействиях живых организмов

между собой и с их средой обитания

1


Экологические проблемы и пути их

решения

2


Среда обитания человека

Воздух, которым мы дышим

1

1

Вода, которую мы пьём.

0,5

0,5

Вода, которую используем в быту.

1

1


Круговорот воды в природе


1

Пища, которую мы едим

Что нужно знать, когда покупаешь

продукты и готовишь пищу

1


Изучение состава продуктов питания

1,5

0,5

Дом, в котором мы живем

Материалы, из которых сделаны дома, мебель,покрытия

1

1

Вопросы экологии в современных

квартирах

1

1

Здоровье человека – основа жизни

Достаточно ли знаю о курении и

алкоголе


1

Конкурс рисунков «Вредным

привычкам нет»


1

Суд над наркотиками


1

Неожиданные встречи с ядами

1


Оказание первой помощи при

отравлениях


1

Компьютер и здоровье

0,5

0,5

Отходы, как источник загрязнения

окружающей среды

Что ты знаешь о бытовых отходах


1

Куда девать мусор


2

Свалка


1

«Жалобы старых вещей»


2

Творчество из отходов


1

Репортаж со свалки


2

Очистим мир от мусора

1

1

Итоговое занятие по курсу

«Юный эколог»


1

Всего

34 часа

12,5

21,5


Календарно-тематическое планирование курса «Юный эколог»



урока

Дата

проведения



Тема урока



Содержание урока



Примечание

план

факт

Введение 3 часа

1

05.09


Понятие об экологии,

Должны знать основные




как науке о

понятия «экологии»,



взаимодействиях

экологическая ситуация,



живых организмов

экологические термины



между собой и с их




средой обитания


2-3

12.09


Экологические проблемы

Парниковый эффект,




и пути их решения

опустынивание,




потепление климата,




сокращение




биоразнообразия

Среда обитания человека 6 часов


4-5

05.12


Воздух, которым мы дышим

Изучить источники

загрязнения атмосферы.


6

12.12


Вода, которую мы пьём.

Изучить значение воды в жизни человека.

Загрязнение воды – одна из основных

причин заболеваемости населения.


7-8



Вода, которую используем в быту

Изучить источники бытовой воды в селе Уинское и их

состояние


9

19.12


Круговорот воды в природе

Изучить источники загрязнения воды в природе.

Обосновывают необходимость

соблюдения правил

поведения в природе.


Пища, которую мы едим 3 часа

10

09.01


Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу.

Изучить химические вещества в продуктах

питания и их влияние на здоровье.



11-12

16.01


Изучение состава продуктов (по этикетам), расшифровка кодов пищевых добавок и их

значение.

Разрабатывают правила личной экологической безопасности.


Дом, в котором мы живем 4 часа

13-14

23.01


Материалы из которых сделаныдома, мебель, покрытия .

Строительные и

отделочные материалы. Интерьер.


15-16

30.01


Вопросы экологии в современныхквартирах.

Экологичность

отделочных материалов.

Экологическая оценка состояния кабинета.


Здоровье человека - основа жизни

17

20.02


Влияние никотина и алкоголя наорганизм.

Изучают влияние

алкоголя и курения на здоровье человека,

разрабатывают меры профилактики табакокурения,

используя ресурсы Интернета создают ан тирекламу курения и

употребления алкоголя.



18

27.02


Конкурс рисунков

«Вредным привычкам нет!»

Изучают влияние

употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового

образа жизни, используя ресурсы Интернета

создают антирекламу алкоголизма, нар

комании, токсикомании


19

06.03


Суд над наркотиками

Изучают влияние

употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового

образа жизни, используя ресурсы Интернета

создают антирекламу алкоголизма,

наркомании, токсикомании.


20

13.03


Неожиданные встречи с ядами

Углубить и расширить представленияучащихся о ядовитых и

отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах

нейтрализации.



21

20.03


Оказание первой помощи при

отравлениях.

Систематизировать, обобщить

теоретические сведения

о влиянии компьютер на здоровье человека


22

27.03


Компьютер и здоровье.

Систематизировать, обобщить

теоретические сведения о влиянии компьютер

на здоровье человека


Отходы, как источник загрязнения окружающей среды 12 часов

23

03.04


Что ты знаешь о бытовых отходах?

Проводят сбор бытового ( пластикового)мусора

03.04

24-25

10.04


Куда девать мусор?

Учатся находить

применение разным упаковкам после их первичного

использования

10.04

26

14.04


«Свалка»

Экологическая игра

14.04


27-28

24.04


«Жалобы старых вещей»

Практическое занятие с элементами

обсуждения и

выводами (работа по упаковке принесенной макулатуры)

24.04

29

01.05


«Творчество из отходов»

Выставка поделок

01.05

30-31

08.05


Репортаж со свалки

Изучают что такое

«раздельный сбор» отходов и для чего это

нужно делать. Фотоотчет

08.05

32-33

22.05


Очистим мир от мусора

Экологический десант. Проводят сбор бытового

( пластикового) мусора.

22.05

34

29.05


Итоговое занятие по курсу

«Юный эколог»

Подведение итогов

29.05

Результативность освоения программы курса «Юный эколог»

I уровень: учащиеся узнают

о науке «Экология», о многообразии растений и их значении

о влиянии человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

II уровень: учащиеся научатся:

проводить исследования в природе и при использовании лаборатории

методике проведения исследований по темам

написанию и оформлению учебно исследовательской работы согласно структруре;

III уровень: Учащиеся получат возможность научиться:

организовывать выставки творческих работ.

представлять исследовательские проекты на научно практических конференциях

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.