Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования.
Программа курса разработана на основе Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Уинская СОШ»,
с учётом требований программы основного общего образования по биологии для 5-9 класса (авторы В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, В.М.Пакулова) и адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.
Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.
Новизна программы заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.
Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:Познавательные:
расширить знания учащихся по биологии и экологии;
сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
развить умение проектирования своей деятельности;
научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
научить оформлять результаты своей работы. Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, внимания;
развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
продолжить развивать творческие способности. Воспитательные:
продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
совершенствовать навыки коллективной работы;
способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
усиление контактов школьников с природой.
Программа курса «Юный эколог» предназначена для работы с обучающимися 8 класса (13-14 лет), естественнонаучной направленности.
Программа курса «Юный эколог» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета- лаборатории (кабинет 319).
Формы и режим занятий, используемые методы и технологии Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
еженедельно, пятница.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Формы подведения итогов реализации программы:Итоговые выставки творческих работ.
Презентации исследовательской деятельности.
Участие в конкурсах исследовательских работ.
Презентация итогов работы.
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийныйпроектор, DVD, и др.
Пособие для обучающегосяАлександрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.
Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.:Либирея-Биб-информ, 2007.
Пособие для педагогаАрский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.
Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие дляучителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.
«Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г
Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.
Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.- метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Электронные образовательные ресурсыhttp://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» /Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России
Планируемые результаты освоения курса «Юный эколог»
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам усвоения курса (личностным, метапредметным, предметным).
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по курсу «Юный эколог».
Планируемые результаты | |
личностные | метапредметные |
У обучающихся будут сформированы интерес к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека понимание социальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека стремление к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. эстетические умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище. уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение. -осознание потребности и готовности к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне | Регулятивные УУД: обучающийся научится: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. определять последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно |
школы. оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы. формировать экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. осуществлять поиск и выделять информацию; устанавливать причинно-следственные связи; находить ответ на поставленные вопросы работать с понятийным аппаратом, развивать навыки устной и письменной речи применять полученные знания на практике. Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задачи (цветового и светового оформления комнаты) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -создавать схематические модели с выделением существенных |
| характеристик объекта составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). вычитывать все уровни текстовой информации -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. |
В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты освоения по курсу «Юный эколог»
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Обучающийся научится рационально использовать учебную и дополнительную технологическую информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания оценивать технологические свойства сырья и области их применения владеть методами чтения штрих- кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле - организовывать | Обучающийся получит возможность научиться/узнать иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении о влиянии человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности; подготовиться к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины; |
здоровьесберегающую жизнедеятельность. использовать полученные знания в повседневной жизни. вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной, сельской, городской среде (выбрасывать мусор вспециально отведенных местах), экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д. работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; оценивать состояние среды и местных экосистем; проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования; проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования; проводить анкетирования, социологические опросы. применять коммуникативные навыки; работать с определителями растений и животных; работать с различными источниками информации. формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы. | устанавливать гармоничные отношения с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле. основную биоэкологическую терминологию и символику создавать применять в своем доме элементы интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания Использовать понятия «привычка», «вредные привычки», «полезные привычки»; методике проведения исследований по темам; использовать основные экологические понятия и термины; написанию и оформлению учебно – исследовательской работы согласно структруре; источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села; роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума; биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов; виды - биоиндикаторы чистоты водоемов и воздуха; отличия естественных и антропогенных ландшафтов; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных. |
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный эколог»
Тема 1: Введение – 3 ч.
Понятие об экологии, как науке о взаимоотношениях живых организмов между собой и с их средой обитания. Экологические проблемы и пути их решения.
Тема 2: Среда обитания человека - 6 ч.Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра
«Круговорот воды в природе». .Экологические термины.
Тема 3: Пища, которую мы едим – 3 ч.Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам),
расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
Тема 4: Дом, в котором мы живем - 4 ч.Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах.
Тема 5: Здоровье человека - основа жизни – 6 ч.Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!». Суд над наркотиком.
Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
Тема 6: Отходы, как источник загрязнения окружающей среды – 12 ч.Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра
«Свалка» Конкурс презентаций «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов». Экскурсия
«Репортаж со свалки». Трудовой десант.
Тематическое планирование курса «Юный эколог»
Название блока / раздела / модуля | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение | Понятие об экологии, какнауке о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания | 1 | |
Экологические проблемы и пути их решения | 2 | | |
Среда обитания человека | Воздух, которым мы дышим | 1 | 1 |
Вода, которую мы пьём. | 0,5 | 0,5 | |
Вода, которую используем в быту. | 1 | 1 |
| Круговорот воды в природе | | 1 |
Пища, которую мы едим | Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу | 1 | |
Изучение состава продуктов питания | 1,5 | 0,5 | |
Дом, в котором мы живем | Материалы, из которых сделаны дома, мебель,покрытия | 1 | 1 |
Вопросы экологии в современных квартирах | 1 | 1 | |
Здоровье человека – основа жизни | Достаточно ли знаю о курении и алкоголе | | 1 |
Конкурс рисунков «Вредным привычкам нет» | | 1 | |
Суд над наркотиками | | 1 | |
Неожиданные встречи с ядами | 1 | | |
Оказание первой помощи при отравлениях | | 1 | |
Компьютер и здоровье | 0,5 | 0,5 | |
Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | Что ты знаешь о бытовых отходах | | 1 |
Куда девать мусор | | 2 | |
Свалка | | 1 | |
«Жалобы старых вещей» | | 2 | |
Творчество из отходов | | 1 | |
Репортаж со свалки | | 2 | |
Очистим мир от мусора | 1 | 1 | |
Итоговое занятие по курсу «Юный эколог» | | 1 | |
Всего | 34 часа | 12,5 | 21,5 |
Календарно-тематическое планирование курса «Юный эколог»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Содержание урока | Примечание | ||
план | факт | |||||
Введение – 3 часа | ||||||
1 | 05.09 | | Понятие об экологии, | Должны знать основные | | |
| | как науке о | понятия «экологии», | |||
| | взаимодействиях | экологическая ситуация, | |||
| | живых организмов | экологические термины | |||
| | между собой и с их | | |||
| | средой обитания | | |||
2-3 | 12.09 | | Экологические проблемы | Парниковый эффект, | | |
| | и пути их решения | опустынивание, | |||
| | | потепление климата, | |||
| | | сокращение | |||
| | | биоразнообразия | |||
Среда обитания человека – 6 часов |
4-5 | 05.12 | | Воздух, которым мы дышим | Изучить источники загрязнения атмосферы. | | |||
6 | 12.12 | | Вода, которую мы пьём. | Изучить значение воды в жизни человека. Загрязнение воды – одна из основных причин заболеваемости населения. | | |||
7-8 | | | Вода, которую используем в быту | Изучить источники бытовой воды в селе Уинское и их состояние | | |||
9 | 19.12 | | Круговорот воды в природе | Изучить источники загрязнения воды в природе. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе. | | |||
Пища, которую мы едим – 3 часа | ||||||||
10 | 09.01 | | Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. | Изучить химические вещества в продуктах питания и их влияние на здоровье. | |
11-12 | 16.01 | | Изучение состава продуктов (по этикетам), расшифровка кодов пищевых добавок и их значение. | Разрабатывают правила личной экологической безопасности. | | |
Дом, в котором мы живем – 4 часа | ||||||
13-14 | 23.01 | | Материалы из которых сделаныдома, мебель, покрытия . | Строительные и отделочные материалы. Интерьер. | | |
15-16 | 30.01 | | Вопросы экологии в современныхквартирах. | Экологичность отделочных материалов. Экологическая оценка состояния кабинета. | | |
Здоровье человека - основа жизни | ||||||
17 | 20.02 | | Влияние никотина и алкоголя наорганизм. | Изучают влияние алкоголя и курения на здоровье человека, разрабатывают меры профилактики табакокурения, используя ресурсы Интернета создают ан тирекламу курения и употребления алкоголя. | |
18 | 27.02 | | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» | Изучают влияние употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, нар комании, токсикомании | |
19 | 06.03 | | Суд над наркотиками | Изучают влияние употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, наркомании, токсикомании. | |
20 | 13.03 | | Неожиданные встречи с ядами | Углубить и расширить представленияучащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах нейтрализации. | |
21 | 20.03 | | Оказание первой помощи при отравлениях. | Систематизировать, обобщить теоретические сведения о влиянии компьютер на здоровье человека | |
22 | 27.03 | | Компьютер и здоровье. | Систематизировать, обобщить теоретические сведения о влиянии компьютер на здоровье человека | |
Отходы, как источник загрязнения окружающей среды – 12 часов | |||||
23 | 03.04 | | Что ты знаешь о бытовых отходах? | Проводят сбор бытового ( пластикового)мусора | 03.04 |
24-25 | 10.04 | | Куда девать мусор? | Учатся находить применение разным упаковкам после их первичного использования | 10.04 |
26 | 14.04 | | «Свалка» | Экологическая игра | 14.04 |
27-28 | 24.04 | | «Жалобы старых вещей» | Практическое занятие с элементами обсуждения и выводами (работа по упаковке принесенной макулатуры) | 24.04 |
29 | 01.05 | | «Творчество из отходов» | Выставка поделок | 01.05 |
30-31 | 08.05 | | Репортаж со свалки | Изучают что такое «раздельный сбор» отходов и для чего это нужно делать. Фотоотчет | 08.05 |
32-33 | 22.05 | | Очистим мир от мусора | Экологический десант. Проводят сбор бытового ( пластикового) мусора. | 22.05 |
34 | 29.05 | | Итоговое занятие по курсу «Юный эколог» | Подведение итогов | 29.05 |
Результативность освоения программы курса «Юный эколог»
I уровень: учащиеся узнают
о науке «Экология», о многообразии растений и их значении
о влиянии человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
II уровень: учащиеся научатся:
проводить исследования в природе и при использовании лаборатории
методике проведения исследований по темам
написанию и оформлению учебно – исследовательской работы согласно структруре;
III уровень: Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать выставки творческих работ.
представлять исследовательские проекты на научно – практических конференциях