Рабочая программа к курсу «Юный художник» (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Юный художник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Программа объединения рассчитана на детей 9-10 лет. Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Также хочется продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности путем знакомства учащихся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть - монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями, рисование углем, рисование солью, «мятый рисунок», набрызг, рисование на стекле и т. д.
На занятиях в течение года будут использоваться смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. Для коллективных работ используются такие техники, как рисование руками (ладонями, кулаком, подушечками пальцев), а так же предлагается комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку (техника пластилиновой картины), аппликацию.
Следует продолжать знакомить ребят с народным творчеством, декоративным искусством (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка), а также формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Работа в кружке «Юный художник» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса. Диалоги на занятиях направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Лучшие детские работы помещаются на выставку для того, чтобы дети могли видеть результат своей работы, сравнивать, обсуждать, выделять наиболее интересные работы.
Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
-воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
-художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
-технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Цветные карандаши.
7. Альбомы для рисования, палитра.
8. Репродукции картин известных художников,
9. Компьютер для просмотра презентаций
10. Восковые мелки.
11. Баночки для воды.
12. Кисти круглые и плоские разного размера.
13. Салфетки.
14. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
15. Клей ПВА.
16. Пластилин.
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30-45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
По завершении третьего года обучения:
Ученик будет знать:
- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
· Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
· Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
· Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
· Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
· Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
повышение мотивации к учебной и творческой деятельности; духовно-нравственное развитие детей в целях формирования особого отношения к природе как к источнику прекрасного.
Регулятивные УУД:
развивать умение сохранять творческую задачу, вырабатывая свои действия в соответствии с ней; развивать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; умение понимать на сколько качественно выполнена работа; на восприятие и понимание оценок учителей и товарищей;
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
Научиться использовать коммуникативные средства; овладевать диалогической формой коммуникации; высказывать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению при выполнении совместной работы; уметь правильно оценить свою работу в коллективной деятельности
Календарно-тематический план кружка.
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Дата |
1 |
Водное занятие. «Почему я люблю рисовать?». |
Повышать интерес к рисованию, осуществлять эстетическое воспитание |
|
2 |
Цветоведение. Рисование оттенков теплых и холодных цветов «Зонтик». |
Закрепить знания о теплых и холодных цветах, учить рисовать от светлого к темному. |
|
3 |
Осенний букет. Рисование цветов с натуры. |
Учить передавать особенности осенних цветов с натуры. |
|
4 |
Краски осени. Фон осеннего пейзажа. |
Закрепить знания о теплых и холодных цветах, учить рисовать по сырому. |
|
5 |
Осенний листопад. Рисование листьев с натуры. |
Учить рисовать листья различных деревьев с натуры (обвести настоящий листья и раскрасить их с натуры) |
|
6 |
Тематическое рисование «На морском дне». |
Учить рисовать по воображению и представлению (просмотреть видео) |
|
7 |
Веселый подсолнух. |
Учить передавать особенности подсолнуха (обычное рисование + оттиск) |
|
8 |
Мой любимый клоун. |
Учить рисовать фигурку клоуна в движении, предавать характер и настроение персонажа |
|
9 |
Рисование паролоном « Медвежонок». |
Учить нетрадиционной технике рисования паролоном |
|
10 |
Портрет моей мамы. |
Учить рисовать лицо человека. Рисование цветными карандашами |
|
11 |
Первые снежинки. |
Учить рисовать снежинки, используя вырезанные образцы |
|
12 |
Зимний узор. Гжель. |
Познакомить с элементами росписи. Учить составлять узор из элементов росписи. |
|
13 |
Все на карнавал! Рисование карнавала. |
Развивать фантазию, учить передавать особенности карнавальных костюмов |
|
14 |
Монотипия « Маска, я тебя знаю!». |
Рисование маски нетрадиционным способом |
|
15 |
Веселый Дед Мороз и Снегурочка. |
Учить рисовать новогодние персонажи |
|
16 |
Зимние зарисовки: зимний пейзаж, зима в городе. |
Тематическое рисование |
|
17 |
Рисование транспорта. |
Учить рисовать машины |
|
18-19 |
Дымковская игрушка. Рисование индюка. |
Закрепить элементы дымковской росписи, учить рисовать индюка |
|
20-21 |
Роспись разделочной доски в традициях хохломской росписи. |
Познакомить с элементами хохломской росписи, роспись разделочной доски |
|
22 |
Рисование комнатного цветка с натуры. |
Учить рисовать с натуры, передавая особенности внешнего вида и цвета |
|
23 |
Открытка на 8 марта. |
Совершенствовать навыки рисования, развивать фантазию |
|
24 |
Декоративная ваза с орнаментом |
Учить рисовать вазу и составлять декоративный орнамент |
|
25 |
Птицы – вестники весны |
Учить изображать птиц, подмечать и изображать их отличительные особенности |
|
26 |
Цветы в вазе. |
Учить рисовать с натуры, передавая особенности цветов и вазы |
|
27 |
Путешествие к звездам. |
Совершенствовать навыки рисования. Учить технике граттаж |
|
28-29 |
Куклы в русском народном костюме. |
Учить способу рисования фигурки куклы, познакомить с особенностями русской национальной одежды |
|
30 |
Декоративный букет. Гороцкая роспись. |
Познакомить с элементами городецкой росписи. |
|
31 |
Узор для коврика. |
Учить составлять геометрический узор в прямоугольнике |
|
32 |
Весенний луг. |
Учить создавать композиционный рисунок, используя прием оттиска, примакивания, тычкования |
|
33 |
Морское путешествие. |
Учить рисовать морской пейзаж с изображением лодки, корабля, яхты. |
|
34 |
Летние каникулы. |
Тематическое рисование. Развивать творчество, фантазию |
Материально-техническое обеспечение.
1. Библиотечный фонд.
В.С. Кузин. Программа «Изобразительное искусство». - М.: Дрофа,2010.
В.С. Кузин. Изобразительное искусство 1-4 класс: учебник. - М.: Дрофа,2013
Изобразительное искусство. 3 кл.
Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса 2 ч.: - Волгоград.: ИТД «Корифей», 2006
2. Печатные пособия.
- Таблицы.
3. Технические средства обучения.
- Классная доска.
- Переносной видеомагнитофон.
- Переносной мультимедийный проектор.
- Экран переносной.
- Ноутбук (переносной).
- Сканер, принтер.
4. Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
- Переносная магнитная доска.
Литература:
- Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
- Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
- Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
- Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г.
- Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 1993 г.
- Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 1999 г.
- Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.