"Юный техник", программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катайская средняя общеобразовательная школа №1
Программа рассмотрена на заседании учителей эстетического цикла Протокол №______ от __________ 20 ___ г. | Согласована Заместитель директора по УВР: ______________________ _______________ 20 ___ г. | Утверждена экспертным советом МБОУ КСОШ №1 Протокол №___ от _______ 20 __ г. Директор школы ____________ /Писарева Е.Ф./ |
Рабочая программа
«Юный техник»
5 класс
Автор – составитель:
Корюкова Ирина Геннадьевна
учителя изобразительного
искусства и черчения
первой квалификационной категории
2024г
Пояснительная записка.
Данная программа опирается на основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
План мероприятий по развитию инженерного образования в Курганской области (приказ Департамента образования и науки Курганской области от 21.12.2023 года №1297) предусмотрена реализация в 5 – 7 классах обязательного курса «Юный техник».
Данная программа осуществляется в 5 классе, в количестве 34 учебных часов.
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях внеурочной деятельности начального технического моделирования.
Цель программы
Создание условий всестороннего развития личности, способной к техническому творчеству;
Задачи программы
Научить:
• основам моделирования;
• графической грамотности: читать технологические карты, чертежи, схемы, работать чертежным инструментом;
• выработать навык планировать свои действия до начала создания модели;
• способам практической деятельности и практическим умениям в процессе создания моделей;
• владеть ручным инструментом;
• экономно использовать поделочный материал;
• использовать бросовый материал.
Развивать:
• внимание, память;
• логическое мышление;
• пространственное и образное мышление;
• воображение, наблюдательность, фантазию, умение видеть и отображать многообразный окружающий мир в моделях;
• любознательность как основу расширения индивидуальных познавательных интересов и активности детей;
• интерес к миру техники;
• заинтересованность к практическому конструированию конкретных технических устройств;
• различные навыки и умения в новой практической деятельности
• социально-экономическую активность, направленную на формирование рационализаторской, изобретательской деятельности.
Воспитывать:
• патриотизм, чувство гордости за Россию;
• чувство коллективизма и сотрудничества;
• уверенность в своих возможностях;
• стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации;
• чувство достоинства, самостоятельности;
• ответственность, инициативу;
• трудолюбие;
• творческое отношения к труду.
Формировать:
• первоначальные политехнические знания;
• творческое мышление у учащихся;
• умения ставить технологические задачи, разрабатывать модели на основе элементарного инженерного расчета;
• эстетические и художественные качества личности;
• основу, фундамент для адаптации ребенка в сложном мире техники и гармоничного развития члена общества;
• дополнительные знания: по мировой истории, истории нашей страны, истории техники, математики физики, химии; по черчению, географии, биологии и др. школьным предметам;
• знание классификации технических моделей и их прототипах;
• знания о технологиях изготовления моделей.
Содержание курса
- Введение . Знакомство педагога с обучающимися. Цели и задачи творческого объединения. Расписание работы объединения. Организационные вопросы. Мини-выставка работ учащихся.
- Организация рабочего места. Элементарные понятия о бумаге и картоне; свойства, применение. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих инструментов, приспособлений, применяемых при обработке бумаги. (Ножницы, нож, шило, иглы, циркуль, клей, кисти для красок и т.д.).
Понятия о различных материалах: бумага, картон, проволока, ткань, бросовый материал…
- Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями: линейка, различные угольники, циркуль, карандаш, резинка, транспортир. Их назначение и правила пользования.
Введение понятий точки, прямой, отрезка, пересекающихся линий, различных видов многоугольников (треугольник, квадрат, пятиугольник..), окружности и круга. Знакомство с линиями чертежа.
- Моделирование поделок из бумаги «Оригами». Приемы работы с бумагой (сгибание и складывание). Линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, линия невидимого конура, сплошная тонкая Понятия шаблона и трафарета. Приемы резания бумаги и картона. Совершенствование навыков резания. Развитие логического мышления, создание объемных поделок из плоских деталей.
- Знакомство с видами прикладного искусства
Виды аппликаций: плоскостная и объемная. Способы их
выполнения. Начальные основы композиции, форма, цвет,
пропорциональность.
Орнамент. Орнамент как основа украшения изделий из различных материалов. Правила составления орнамента в полосе, треугольнике, круге, прямоугольнике. Введение элементарных понятий о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, равновесии.
- Плоскостное моделирование
Понятие о контуре и силуэте различных объектов: предметов, зверей, мебели, машин, подъемных кранов, картингов, кораблей, самолетов, космической техники и т.д. Техника безопасности при работе с проволокой, кусачками. Виды проволоки.
Обучение «видению» предмета: разделение целого объекта (силуэта) на части и формирование умений и навыков составления целого объекта (силуэта) из частей. Способы, виды соединений плоских деталей между собой: щелевидные соединения в «замок», соединения с помощью клея, на шипах, шпильках, подвижные проволочные соединения. Шаблон, развертка. Динамические игрушки.
- Объемное моделирование .Сравнение геометрических тел с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление ее с геометрическими телами.
Элементарные понятия о выкройках, развертках, простых геометрических тел. Шаблон. Приемы вычерчивания разверток геометрических тел при помощи шаблонов. Виды соединений деталей объемных геометрических тел на резинках, при помощи щелевидных соединений в «замок».
Тематическое планирование «Юный техник»
№ | Тема занятия | Содержание урока | Практическая работа |
1 | Вводное занятие. | Материалы и инструменты, оборудование и организация рабочего места. Правила безопасности труда. | Знакомство с программой работы, материалы, инструменты, альбомы, папки подписать… |
2 3 | Графика. Материалы. Графические приемы . | -Графика, материалы. -Графические приемы, упражнение. | -Графические приемы, упражнение. - Рисунок самостоятельно с применением графических приемов. |
4 5 | Дудлинг / декоративная графика / Творческая работа. | -Дудлинг, основы - приемы работы, упражнения | В альбоме на ½ листа : - приемы, подготовка; -рисунок в технике декоративной графики. |
6 7 | Декоративный шрифт. | - шрифты, применение, примеры; -Виды, декоративный шрифт | В альбоме на ½ листа - слова -декоративным шрифтом. |
8 9 | Аппликация «Архитектурный пейзаж» | -Аппликация, виды -архитектура, виды | Выполнение аппликации архитектурного пейзажа по выбору с применением инструментов. |
10 11 | Игрушка динамическая «Улитка» | Моделирование, конструирование | Игрушка - творческая работа. |
12 13 | Модели самолета и кораблика- оригами. | -Оригами, история -Технология работы, приемы | -Техника оригами, упражнения -украшение по замыслу. |
14 15 | Китайский фонарик-украшение объемное. | -Китайские фонарики, история -технология изготовления | Украшение по замыслу Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
16 17 | Гусеница-игрушка динамическая. | -Динамические игрушки, примеры -анализ, технология изготовления | Игрушка по замыслу Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
18 19 | Рыбка – игрушка динамическая. | -Динамические игрушки, примеры -анализ, технология изготовления | Игрушка по замыслу Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
20 21 | Куколка/на основе коробка/ | -Динамические игрушки, примеры -анализ, технология изготовления | Игрушка по замыслу Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
22 23 | Вертушка- игрушка динамическая. | -Динамические игрушки, примеры -анализ, технология изготовления | Игрушка по замыслу. Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
24 25 | Модели машинок объемные | -Развитие автомобилестроения -анализ работы, последовательность | Модели машинок на основе коробков, оформление по замыслу. |
26 27 | | | |
28 29 | Архитектурные модели по замыслу. Контрольная работа | -Архитектура: городская, ландшафтная - Моделирование на основе коробков, подручного материала. | Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями Модели: детской, спортивной площадки, домов по выбору. |
30 | Закрепление ранее изученного. | Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору. | -решение творческих заданий Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
31 | Закрепление ранее изученного. | Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору | -выполнение творческих заданий -Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
32 | Закрепление ранее изученного. | Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору | -выполнение творческих заданий -Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
33 | Закрепление ранее изученного. | Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору | --выполнение творческих заданий -Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями |
34 | Закрепление ранее изученного. Итоговый урок | Выставка работ, анализ проделанной работы, отметки итоговые. |
Общие правила учащихся
1. Работу начинай только с разрешения руководителя.
2. Не работай неисправным и тупым инструментом, используй
инструменты только по назначению.
3. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучил.
4. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
5. Не носи в карманах инструменты (ножницы, шила, иглы и другие колющие и режущие инструменты).
6. Инструменты и оборудование храни только в предназначенном для этого месте.
7. Располагай инструменты и оборудование на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.
8. Будь внимателен: не разговаривай, не отвлекайся посторонним делом.
9. Когда руководитель обращается к тебе, приостанови работу.
10. Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.
Как правильно работать
1. Не приступай к работе до тех пор, пока не усвоил правила безопасного труда.
2. Сначала подумай, потом приступай к работе.
3. Выполняя новую работу, остановись, подумай, проверь - правильно ли ты делаешь.
4. Если непонятен чертеж или описание, обратись к руководителю кружка или товарищу.
5. Если приступил к работе - трудись, не отвлекаясь.
6. Если устал, сделай перерыв, а потом вновь приступай к работе.
7. Если работа не получается, наберись терпения и начни сначала.
8. Вноси рацпредложения в конструкцию и технологию изготовления модели.
9. Старайся делать как можно лучше: точнее, аккуратнее, красивее.
10. По окончании работы прибери рабочее место.
Правила обращения с ножницами
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.
2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.
3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
4. При работе внимательно следи за линией разреза.
5. Во время резания придерживай материал левой рукой гак, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
6. Не держи ножницы концами вверх.
7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
8. Не режь ножницами на ходу.
9. Не подходи к товарищу во время резания.
10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.