"Юный техник", программа по внеурочной деятельности, 5 класс

0
0
Материал опубликован 28 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1




Программа рассмотрена

на заседании учителей

эстетического цикла

Протокол №______ от __________ 20 ___ г.


Согласована

Заместитель

директора по УВР:

______________________

_______________ 20 ___ г.


Утверждена экспертным советом МБОУ КСОШ №1 Протокол №___ от _______ 20 __ г.


Директор школы ____________

/Писарева Е.Ф./









Рабочая программа

«Юный техник»

5 класс







Автор – составитель:

Корюкова Ирина Геннадьевна

учителя изобразительного

искусства и черчения

первой квалификационной категории








2024г



Пояснительная записка.

Данная программа опирается на основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

План мероприятий по развитию инженерного образования в Курганской области (приказ Департамента образования и науки Курганской области от 21.12.2023 года №1297) предусмотрена реализация в 5 – 7 классах обязательного курса «Юный техник».

Данная программа осуществляется в 5 классе, в количестве 34 учебных часов.

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях внеурочной деятельности начального технического моделирования.

Цель программы

Создание условий всестороннего развития личности, способной к техническому творчеству;

Задачи программы

Научить:

основам моделирования;

графической грамотности: читать технологические карты, чертежи, схемы, работать чертежным инструментом;

выработать навык планировать свои действия до начала создания модели;

способам практической деятельности и практическим умениям в процессе создания моделей;

владеть ручным инструментом;

экономно использовать поделочный материал;

использовать бросовый материал.

Развивать:

внимание, память;

логическое мышление;

пространственное и образное мышление;

воображение, наблюдательность, фантазию, умение видеть и отображать многообразный окружающий мир в моделях;

любознательность как основу расширения индивидуальных познавательных интересов и активности детей;

интерес к миру техники;

заинтересованность к практическому конструированию конкретных технических устройств;

различные навыки и умения в новой практической деятельности

социально-экономическую активность, направленную на формирование рационализаторской, изобретательской деятельности.

Воспитывать:

патриотизм, чувство гордости за Россию;

чувство коллективизма и сотрудничества;

уверенность в своих возможностях;

стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации;

чувство достоинства, самостоятельности;

ответственность, инициативу;

трудолюбие;

творческое отношения к труду.

Формировать:

первоначальные политехнические знания;

творческое мышление у учащихся;

умения ставить технологические задачи, разрабатывать модели на основе элементарного инженерного расчета;

эстетические и художественные качества личности;

основу, фундамент для адаптации ребенка в сложном мире техники и гармоничного развития члена общества;

дополнительные знания: по мировой истории, истории нашей страны, истории техники, математики физики, химии; по черчению, географии, биологии и др. школьным предметам;

знание классификации технических моделей и их прототипах;

знания о технологиях изготовления моделей.

Содержание курса

- Введение . Знакомство педагога с обучающимися. Цели и задачи творческого объединения. Расписание работы объединения. Организационные вопросы. Мини-выставка работ учащихся.

- Организация рабочего места. Элементарные понятия о бумаге и картоне; свойства, применение. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих инструментов, приспособлений, применяемых при обработке бумаги. (Ножницы, нож, шило, иглы, циркуль, клей, кисти для красок и т.д.).

Понятия о различных материалах: бумага, картон, проволока, ткань, бросовый материал…

- Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями: линейка, различные угольники, циркуль, карандаш, резинка, транспортир. Их назначение и правила пользования.

Введение понятий точки, прямой, отрезка, пересекающихся линий, различных видов многоугольников (треугольник, квадрат, пятиугольник..), окружности и круга. Знакомство с линиями чертежа.

- Моделирование поделок из бумаги «Оригами». Приемы работы с бумагой (сгибание и складывание). Линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, линия невидимого конура, сплошная тонкая Понятия шаблона и трафарета. Приемы резания бумаги и картона. Совершенствование навыков резания. Развитие логического мышления, создание объемных поделок из плоских деталей.

- Знакомство с видами прикладного искусства

Виды аппликаций: плоскостная и объемная. Способы их

выполнения. Начальные основы композиции, форма, цвет,

пропорциональность.

Орнамент. Орнамент как основа украшения изделий из различных материалов. Правила составления орнамента в полосе, треугольнике, круге, прямоугольнике. Введение элементарных понятий о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, равновесии.

- Плоскостное моделирование

Понятие о контуре и силуэте различных объектов: предметов, зверей, мебели, машин, подъемных кранов, картингов, кораблей, самолетов, космической техники и т.д. Техника безопасности при работе с проволокой, кусачками. Виды проволоки.

Обучение «видению» предмета: разделение целого объекта (силуэта) на части и формирование умений и навыков составления целого объекта (силуэта) из частей. Способы, виды соединений плоских деталей между собой: щелевидные соединения в «замок», соединения с помощью клея, на шипах, шпильках, подвижные проволочные соединения. Шаблон, развертка. Динамические игрушки.

- Объемное моделирование .Сравнение геометрических тел с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление ее с геометрическими телами.

Элементарные понятия о выкройках, развертках, простых геометрических тел. Шаблон. Приемы вычерчивания разверток геометрических тел при помощи шаблонов. Виды соединений деталей объемных геометрических тел на резинках, при помощи щелевидных соединений в «замок».


Тематическое планирование «Юный техник»


Тема занятия

Содержание урока

Практическая работа

1

Вводное занятие.

Материалы и инструменты, оборудование и организация рабочего места. Правила безопасности труда.

Знакомство с программой работы, материалы, инструменты, альбомы, папки подписать…

2

3

Графика. Материалы.

Графические приемы .

-Графика, материалы.

-Графические приемы, упражнение.

-Графические приемы, упражнение.

- Рисунок самостоятельно с применением графических приемов.

4

5

Дудлинг

/ декоративная графика / Творческая работа.

-Дудлинг, основы

- приемы работы, упражнения

В альбоме на ½ листа :

- приемы, подготовка;

-рисунок в технике декоративной графики.

6

7

Декоративный шрифт.

- шрифты, применение, примеры;

-Виды, декоративный шрифт

В альбоме на ½ листа - слова -декоративным шрифтом.

8

9

Аппликация «Архитектурный пейзаж»

-Аппликация, виды

-архитектура, виды

Выполнение аппликации архитектурного пейзажа по выбору с применением инструментов.

10

11

Игрушка динамическая «Улитка»

Моделирование, конструирование

Игрушка - творческая работа.

12

13

Модели самолета и кораблика- оригами.

-Оригами, история

-Технология работы, приемы

-Техника оригами, упражнения

-украшение по замыслу.

14

15

Китайский фонарик-украшение объемное.

-Китайские фонарики, история

-технология изготовления

Украшение по замыслу

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

16

17

Гусеница-игрушка динамическая.

-Динамические игрушки, примеры

-анализ, технология изготовления

Игрушка по замыслу

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

18

19

Рыбка – игрушка динамическая.

-Динамические игрушки, примеры

-анализ, технология изготовления

Игрушка по замыслу

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

20

21

Куколка/на основе коробка/

-Динамические игрушки, примеры

-анализ, технология изготовления

Игрушка по замыслу

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

22

23

Вертушка- игрушка динамическая.

-Динамические игрушки, примеры

-анализ, технология изготовления

Игрушка по замыслу.

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

24

25

Модели машинок объемные

-Развитие автомобилестроения

-анализ работы, последовательность

Модели машинок на основе коробков, оформление по замыслу.

26

27




28

29

Архитектурные модели по замыслу. Контрольная работа

-Архитектура: городская, ландшафтная

- Моделирование на основе коробков, подручного материала.

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

Модели: детской, спортивной площадки, домов по выбору.

30

Закрепление ранее изученного.

Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору.

-решение творческих заданий

Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

31

Закрепление ранее изученного.

Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору

-выполнение творческих заданий

-Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

32

Закрепление ранее изученного.

Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору

-выполнение творческих заданий

-Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

33

Закрепление ранее изученного.

Изготовление моделей на основе ранее полученных знаний и умений-по выбору

--выполнение творческих заданий

-Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями

34

Закрепление ранее изученного. Итоговый урок

Выставка работ, анализ проделанной работы, отметки итоговые.




















Общие правила учащихся

1. Работу начинай только с разрешения руководителя.

2. Не работай неисправным и тупым инструментом, используй

инструменты только по назначению.

3. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучил.

4. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

5. Не носи в карманах инструменты (ножницы, шила, иглы и другие колющие и режущие инструменты).

6. Инструменты и оборудование храни только в предназначенном для этого месте.

7. Располагай инструменты и оборудование на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.

8. Будь внимателен: не разговаривай, не отвлекайся посторонним делом.

9. Когда руководитель обращается к тебе, приостанови работу.

10. Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.

Как правильно работать

1. Не приступай к работе до тех пор, пока не усвоил правила безопасного труда.

2. Сначала подумай, потом приступай к работе.

3. Выполняя новую работу, остановись, подумай, проверь - правильно ли ты делаешь.

4. Если непонятен чертеж или описание, обратись к руководителю кружка или товарищу.

5. Если приступил к работе - трудись, не отвлекаясь.

6. Если устал, сделай перерыв, а потом вновь приступай к работе.

7. Если работа не получается, наберись терпения и начни сначала.

8. Вноси рацпредложения в конструкцию и технологию изготовления модели.

9. Старайся делать как можно лучше: точнее, аккуратнее, красивее.

10. По окончании работы прибери рабочее место.

Правила обращения с ножницами

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.

3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

4. При работе внимательно следи за линией разреза.

5. Во время резания придерживай материал левой рукой гак, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6. Не держи ножницы концами вверх.

7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8. Не режь ножницами на ходу.

9. Не подходи к товарищу во время резания.

10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.