12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ведерникова Наталья Владимировна22 Россия, Свердловская обл., Екатеринбург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Зачем современные школьники поступают в колледж?
Зачем современные школьники поступают в колледж?
За последнее десятилетие выпускники российских школ стали чаще поступать в колледжи. Многие специалисты в системе среднего и общего образования задаются вопросом: какие факторы действуют на выбор продолжить обучение после 9 класса в системе среднего профессионального образования (СПО). А некоторые педагоги советую сменить обучение в школе на СПО. Какие причины обучаться в колледжах у детей, и какие причины у взрослых советовать им переходить на СПО. Меня заинтересовала эта тема, я считаю, что она актуальна и требует научного подхода, требует прояснения вопроса. Несколько доводов в пользу покинуть школу после 9 класса нашла в научных статьях и исследованиях.
Материал на эту тему я нашла в статье под названием "Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России" (Мальцева В.А., Шабалин А.И.) из №2 2021 "Вопросов образования / Educational Studies Moscow". Статья, посвящена проблеме спроса на среднее профессиональное образование. Действительно ли колледжи, для многих учащихся предпочтительнее ВУЗов? Проявляется ли так называемый «обходной» манёвр при поступлении из колледжа в ВУЗ? Как на выбор СПО влияют социально-экономические условия?
Выбор послешкольной образовательной траектории тесно связан с социально-экономическим положением семьи, поэтому изменение шаблонов образовательных траекторий, тесно засевший в умах: школа –ВУЗ, может быть показателем как перемен в системе образования, так и изменений в социально-экономической ситуации в стране в целом. В существующих мнениях и исследованиях растущий спрос колледжей преимущественно объясняется факторами, «выталкивающими» учащихся из систем общего и высшего образования, а также популярностью у российских школьников «обходного маневра» — транзитной траектории «из колледжа в вуз». Одной из главных препятствий является сдача ЕГЭ после 11 класса. Родители и дети вынуждены обращаться к репетиторам, и не по одному предмету. Тем самым этот вопрос поднимает другую актуальную тему для беседы, как возможность подготовки к поступлению и дальнейшего обучения в ВУЗе в существующем экономическом неравенстве семей. Этот вопрос также исследовался авторами статьи.
В результате исследования удалось развеять предположение о резком спросе СПО за счет стартового трамплина «из колледжа в ВУЗ». Спрос на профессиональную образовательную траекторию растет вне «обходного» маневра, при этом не только среди окончивших 9‑й класс, т. е. на главном пункте выбора образовательных траекторий, но и среди 11-классников. Результатом исследования стал вывод, что со снижением доступности высшего образования происходит «выталкивание» школьников с невысоким социально-экономическим статусом из учебной траектории.