Задача

2
0
Материал опубликован 5 June

Тема «Задача»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты (предметные): знать отличительные особенности задачи; уметь выделять задачи из предложенных текстов, формировать умение устанавливать различия между задачей и математическим рассказом;

Метапредметные УУД

Регулятивные

Формировать умение определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.

Вид деятельности: продуктивная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры каждому для прохождения теста, презентация MicrosoftРоwerPoint, слайды переключаются по щелчку, на физкультминутках щелкнуть по ссылке, карточки с цифрами для устного счета.



Литература

Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике. 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. Математика. 1 класс. В 2-х частях 4-е изд., стереотип. — М.: Экзамен, 2012.

Математика. Учебник для 1класса в 2ч. Ч.1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В.Степанова.– М.:Просвещение, 2011.

Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2022.

Карточки: УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ



Ход урока


Этапы урока

Регла-мент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.



Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, внешняя мотивация учащихся на учебную деятельность (чтение стихотворения)

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

Складывать и вычитать.


Приветствие друг друга улыбкой, положительная внешняя мотивация на учебную деятельность.

К- соблюдают простейшие нормы этикета:

приветствовать. Л-понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

2. Актуализация знаний

Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно,

глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся; стимулировать их к овладению рациональными приемами учения и самообразования, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.





9.01-9.04

Создает ситуацию через поисковые, творческие задания (пословица), которая помогает детям назвать тему урока сформулировать цель.(Слайд 2)

«Век живи – век учись».

- Как понимаете эту пословицу?

-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний). Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

1.Устный счет

1 - Показ чисел, увеличить на 2 и уменьшить на 2. Называем ответ.

2 – Лишняя фигура (Слайд 3)

3- Найди пропущенное число (Слайд 4)

4- Назови соседей числа (Слайд 5)

5 - Вам нужно найти значение этих выражений, чтобы узнать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- Расположите ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,0).Какое слово получилось? (Задача).

Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока? (Слайд 6)

-Что же такое задача? Хотите узнать? (да)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии 

-Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?

-Мы ставили задачи на уроке перед выполнением задания.

- Родители поставили передо мной задачу: научиться красиво писать буквы и цифры)

Объясняют смысл пословицы. Считают устно, показывают карточки с ответами, располагают ответы в порядке убывания, читают получившееся слово, формулируют тему урока, связывают слово «задача» с жизненными ситуациями.

Р– принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; адекватно воспринимают оценку учителя,прогнозирование, целеполагание

Л- развитие детской фантазии, умения мыслить нестандартно.

П – логический анализ.

К-учатся оформлять свои мысли в устной речи.


3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся, осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.


























Физкультминутка


9.04-9.11

Выявление места и причины затруднения.

(Постановка учебной задачи)

Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

Решите, какой рассказ можно назвать задачей.

(работа в группах)

В вазе стояли 3 розы и 4 тюльпана.

В вазе стояли 3 розы и 4 тюльпана. Сколько всего цветов в вазе?

Сколько всего цветов в вазе? (Слайд 7)

Наметим план действий:

- Сами попробуем узнать, что такое задача. Выскажем свои предположения.

- Сопоставим свои предположения с учебником или спросите у учителя.

- Устраним затруднения.

- Применим новые знания.

- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель).

- Какую цель ставим?

-Узнать, что такое задача.

-Чем отличается от обычной истории.

- Предположите, что такое задача?

- Где мы это можем уточнить? (обратимся к словарю).

(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»). А если нужно дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).

Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.

Послушайте вопрос. (Чего больше яблок или вишен?)

Это задача? (Нет).

- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)

-Значит, в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.

Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.

- Послушайте следующее предложение. (В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)

- Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).

Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу. (Слайд 8)

Физминутка (Слайд 9)

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения. Формулируют цели.

-Узнать, что такое задача.

-Из каких частей состоит.

-Чем отличается от обычной истории.

(Работают в 3группах)

Нужно поставить стикер под правильной формулировкой задачи.






























Дежурный ученик показывает движения, дети повторяют.

П-общеучебные– осознанно строят речевое высказывание в устной форме; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

К - отвечают на вопросы, выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.

Р-осуществляют пошаговый контроль своих действий, прогнозирование. П- работа с различными источниками информации (толк. словарь), отбор информации.

К-участвовуют в работе группы, распределяют роли, договари-ваются друг с другом.

























К-умение отдыхать коллективно.

4. Этап усвоения новых знаний

Цель: дать обучающимся конкретное представление о задаче. Способствовать восприятию, осознанию, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний формировать соответствующие ЗУНы.

9.11-9.16

(слайд 10-13)

И сейчас мы с вами будем учиться составлять задачу и повторим, из каких частей она состоит.

Составляют задачу, делят ее на части, запоминают названия частей.

Делают вывод.


Л-слушают и понимают речь учителя, отвечают на вопросы, выражают свои мысли, аргументируют свою т. з.


5. Этап проверки понимания обучающимися нового материала

Цель: установить, усвоили дети или нет связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

8.18-8.25

- Послушайте и определите, какое из двух предложений содержит вопрос?

В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша. Сколько всего карандашей?

- То, о чём спрашивают в задаче называется вопросом задачи.

- Что вы узнали из первого предложения? (В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша)

- Здесь надо что-нибудь находить или всё нам известно? (Здесь всё известно.)

- Часть задачи, в которой всё известно, называют условием задачи.

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- работа по учебнику

С. 88 №2

Прочитайте задачу.

- Где условие задачи? Что известно?

- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

- Объясните решение

Прочитайте решение задачи.

Назовите ответ.

Отвечают на вопросы, учатся решать задачи, повторяют задачу по ролям, записывают решение и ответ.



К- сотрудничают в совместном решении проблемы; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Р- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль- осознанность, полнота деятельности обучающихся.

6. Этап закрепления нового материала

Цель: закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, усвоение учащимися нового способа действия.


9.25-9.28

Первичное закрепление

(слайд 14)

Работа в парах

Составляют задачу, пользуются математическими терминами, рассуждают, объясняют решение.

П-общеучебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта.

Физкультминутка

9.28-9.30

Физкультминутка

(Слайд15)

Желающий ученик показывает движения, дети повторяют.

К-умение отдыхать коллективно

7.Самостоятельная работа по новому материалу, проверка

Цель: отработка нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.


9.30-9.35

Задачкина шкатулка

работаем фронтально

- Откройте тетради на печатной основе на стр.40 и найдите задание № 1.

- № 2 в рабочей тетради (стр. 40)


Р-принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; адекватно воспринимают оценку учителя; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

К-договариваются
и приходят к общему решению в совместной деятельности; задают вопросы; контролируют действия партнера.


8. Подведение итогов урока

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.


9.35-9.37

Помогает подвести итоги совместной и индивидуальной деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели?

Подведем итог урока

-Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи?

(Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

Организует самооценку.

Оцените себя, как вы работали на уроке.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…

Просит высказать мысли и чувства, с которыми уходят дети с урока.

Благодарит всех за работу.

Делают вывод о выполнении целей и задач урока. Называют умения, которые отрабатывали, выполняя задания. Дополняют таблицу

-Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…




Дети оценивают свой личный вклад в совместную деятельность (определяют степень успешности). Выбирают предложение Высказывают свое мнение об уроке.

Л-понимают значение знаний для человека и принимают его объективно, оценивают свою и коллективную деятельность на уроке.

Р-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

9.Домашнее задание

Цель: закрепление и повторение знаний

9.37-9.40

Чтобы повторить тему сегодняшнего урока, откройте учебник и выполните с родителями задания.


Условные обозначения

Регулятивные- Р

Личностные- Л

Коммуникативные- К

Познавательные-П


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей