12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2687
Россия, Костромская обл., г. Буй
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Задания к уроку биологии в 5 классе по теме: «Лишайники» можно использовать на разных этапах урока и для домашнего задания

1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

1.1.Покажите стрелками на рисунке компоненты лишайника: клетки водоросли, грибницу

гриба. 2 балла

 

 1.2.Какой один из компонентов лишайники не может жить без другого? Почему? 1 балл

1.3.В приведённом ниже списке названы способы питания лишайника, за исключением одного. Выпишите способ питания, который выпадает из общего ряда. Объясните свой выбор. 1 балл

   Сапротроф, фототроф, автогетеротроф, паразит, симбионт.

2.Умение определять понятия, создавать обобщения

2.1. Гриб обеспечивает водоросль водой, растворенными в ней минеральными веществами. Водоросли же в процессе фотосинтеза вырабатывают углеводы, которые используются как ими самими, так и особенно грибом. Однако в значительной мере водоросли получают воду и минеральные соединения из атмосферы (дождь, роса, атмосферная влага). При искусственном повреждении водоросль способна продолжать существование самостоятельно, гриб же чаще всего погибает.

Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса. Выполнить задание вам поможет §19, с.102,104.

Размножение, расселение, симбиоз, рост, распространение.

Ответ:___________________ 1 балл

3.Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

3.1. Рассмотрите лишайник и предложенные схемы. Определите форму лишайника. 1 балл

Название формы лишайника

Схема

Определите форму лишайника

А) кустистый

Б) листоватый

В) накипной

4.Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

4.1. В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях (здесь они в виде корочек занимают свободные от высших растений места). Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. В больших городах большой поток транспорта, много различных промышленных предприятий. Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? Сделайте вывод. 3 балла

Подсказка: график для анализа. На какой площадке более чистый воздух?

Ответ: площадка №______. 1 балл Вывод:_____________________ 2 балла

4.2. На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель. Для ответа на вопрос ученик рассмотрел таблицу «Химический состав ягеля» и сделал вывод. Какой вывод сделал ученик? 2 балла

Наименование

Содержание ٪

Белки

4,87

Липиды

5,09

Минеральные вещества

3,95

Углеводы

82–56

Клетчатка

2–45

Усниновая кислота

1,08

Витамин С, мг/100 г

11,4

β-каротин, мг/١٠٠ г

10,3

4.3.Ученик под микроскопом рассмотрел поперечный срез лишайника и сделал рисунок. Какие клетки лишайника ученик подписал под буквой (А) и какие под буквой (Б)? 2 балла

Ответ: А_______________, Б______________________

6.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в порядке следования.

Лишайники

Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов. Тело лишайника называют ______________ (Б). Их формы могут быть кустистые, __________ (В) и ____________(Г). Слоевище состоит из двух компонентов: ____________ (Д) и ___________ (Е). Вместе они образуют взаимоотношение - ____________ (Ж). Одноклеточные водоросли по способу питания ______________ (И), а гриб _____________ (К). Так как фотосинтез ослабленный, то лишайники растут очень ________________ (Л). Лишайники очень неприхотливы, поселяются на бесплодных местах. Поэтому их называют «пионерами», т.е. первыми. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.

Список слов:

1.Автотрофы

2.Гетеротрофы

3.Симбиотические

4.Листоватые

5.Накипные

6.Слоевище

7.Симбиоз

8.Одноклеточная водоросль

9.Грибница

10.Быстро

11.Медленно

12.Паразитизм

Ответ:______________________ 10 баллов

7. Используя таблицу «Примеры симбиоза» ответьте на вопросы

7.1.

Текстовая подсказка

Рисунок

1

Азотфиксирующие бактерии могут поселяться в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии (клубеньковые) вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.

2

Грибники знают, что подберёзовик чаще встречается под берёзами, белые грибы вблизи берёз, сосен, елей, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная взаимосвязь.

3

Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм.

1.В чём проявляется симбиоз у организмов на рисунке №1? 1 балл

2.Как называется симбиоз на рисунке №2, и в чём он проявляется? 2 балла

3.Почему водоросль в лишайнике может существовать отдельно, а грибница нет? 1 балл

Использованные источники:

картинки для заданий взяты с Яндекс картинки по теме «Лишайники»

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (1)

Вероника, 25.12.20 в 18:00 0Ответить Пожаловаться
а на этом сайте ответы посмотреть можно
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.