Задания для урока биологии по теме «Лишайники» (5 класс)
Задания к уроку биологии в 5 классе по теме: «Лишайники» можно использовать на разных этапах урока и для домашнего задания
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.1.Покажите стрелками на рисунке компоненты лишайника: клетки водоросли, грибницу
гриба. 2 балла
1.2.Какой один из компонентов лишайники не может жить без другого? Почему? 1 балл
1.3.В приведённом ниже списке названы способы питания лишайника, за исключением одного. Выпишите способ питания, который выпадает из общего ряда. Объясните свой выбор. 1 баллСапротроф, фототроф, автогетеротроф, паразит, симбионт.
2.Умение определять понятия, создавать обобщения
2.1. Гриб обеспечивает водоросль водой, растворенными в ней минеральными веществами. Водоросли же в процессе фотосинтеза вырабатывают углеводы, которые используются как ими самими, так и особенно грибом. Однако в значительной мере водоросли получают воду и минеральные соединения из атмосферы (дождь, роса, атмосферная влага). При искусственном повреждении водоросль способна продолжать существование самостоятельно, гриб же чаще всего погибает.
Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса. Выполнить задание вам поможет §19, с.102,104.
Размножение, расселение, симбиоз, рост, распространение.
Ответ:___________________ 1 балл
3.Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
3.1. Рассмотрите лишайник и предложенные схемы. Определите форму лишайника. 1 балл
Название формы лишайника |
Схема |
Определите форму лишайника |
А) кустистый |
||
Б) листоватый |
||
В) накипной |
4.Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4.1. В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях (здесь они в виде корочек занимают свободные от высших растений места). Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. В больших городах большой поток транспорта, много различных промышленных предприятий. Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? Сделайте вывод. 3 балла
Подсказка: график для анализа. На какой площадке более чистый воздух?
Ответ: площадка №______. 1 балл Вывод:_____________________ 2 балла
4.2. На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель. Для ответа на вопрос ученик рассмотрел таблицу «Химический состав ягеля» и сделал вывод. Какой вывод сделал ученик? 2 балла
Наименование |
Содержание ٪ |
Белки |
4,87 |
Липиды |
5,09 |
Минеральные вещества |
3,95 |
Углеводы |
82–56 |
Клетчатка |
2–45 |
Усниновая кислота |
1,08 |
Витамин С, мг/100 г |
11,4 |
β-каротин, мг/١٠٠ г |
10,3 |
4.3.Ученик под микроскопом рассмотрел поперечный срез лишайника и сделал рисунок. Какие клетки лишайника ученик подписал под буквой (А) и какие под буквой (Б)? 2 балла
Ответ: А_______________, Б______________________
6.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в порядке следования.
Лишайники
Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов. Тело лишайника называют ______________ (Б). Их формы могут быть кустистые, __________ (В) и ____________(Г). Слоевище состоит из двух компонентов: ____________ (Д) и ___________ (Е). Вместе они образуют взаимоотношение - ____________ (Ж). Одноклеточные водоросли по способу питания ______________ (И), а гриб _____________ (К). Так как фотосинтез ослабленный, то лишайники растут очень ________________ (Л). Лишайники очень неприхотливы, поселяются на бесплодных местах. Поэтому их называют «пионерами», т.е. первыми. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.
Список слов:
1.Автотрофы
2.Гетеротрофы
3.Симбиотические
4.Листоватые
5.Накипные
6.Слоевище
7.Симбиоз
8.Одноклеточная водоросль
9.Грибница
10.Быстро
11.Медленно
12.Паразитизм
Ответ:______________________ 10 баллов
7. Используя таблицу «Примеры симбиоза» ответьте на вопросы
7.1.
№ |
Текстовая подсказка |
Рисунок |
1 |
Азотфиксирующие бактерии могут поселяться в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии (клубеньковые) вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. |
|
2 |
Грибники знают, что подберёзовик чаще встречается под берёзами, белые грибы вблизи берёз, сосен, елей, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная взаимосвязь. |
|
3 |
Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. |
|
1.В чём проявляется симбиоз у организмов на рисунке №1? 1 балл |
||
2.Как называется симбиоз на рисунке №2, и в чём он проявляется? 2 балла |
||
3.Почему водоросль в лишайнике может существовать отдельно, а грибница нет? 1 балл |
Использованные источники:
картинки для заданий взяты с Яндекс картинки по теме «Лишайники»
Вероника