«ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
«Задания с использованием музыкального фольклора как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки»
Казанцева Вероника Алексеевна
Студентка 4 курса специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Государственного Автономного Профессионального образовательного учреждения Свердловской области НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА №1
г.Нижний Тагил, Россия, е-mail: veronukakaz05@gmail.com
Кудрявцева Татьяна Михайловна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Государственного Автономного Профессионального образовательного учреждения Свердловской области
НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА №1
Аннотация: В данной статье мы рассмотрим роль и значение использования музыкального фольклора в процессе обучения младших школьников на уроках музыки, рассматривается проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами детского музыкального фольклора. В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» в статье 48, указано, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся творческие способности, познавательную активность» а также акцентируется внимание на «взаимном уважении, бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа». Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя " воспитание подрастающего поколения.
Музыкальный фольклор - это традиционные музыкальные формы, которые существуют в каждой культуре и регионе, и они играют важную роль в развитии творческих способностей людей. В статье мы покажем, как эта традиция может быть интегрирована в учебный процесс на уроках музыки, чтобы помочь младшим школьникам развивать свои творческие способности.
Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе до настоящего времени специально не исследовался. Использование фольклора в образовательном пространстве школы открывает на сегодняшний день новые возможности в развитии творческих способностей.
По определению В.Е. Гусева, «фольклор — это комплекс словесно-музыкальных, игровых и музыкально-хореографических видов народного творчества» [1, с. 9]. Фольклор отражает народную позицию, хранит в себе
мудрость народа, его мораль, мировоззрение. С помощью фольклорного материала возможно развивать творческие способности подрастающего поколения.
По мнению Е.В. Алексеенко, музыкальный фольклор — это музыкально – поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Современное общество осознаёт его как преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет ярко выраженную творческую направленность. Музыкальный фольклор создавался не для слушания, он жил в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы с участием детей. [2, с. 15].
«Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью» Фредерик Уинслоу Тейлор.
Учитывая вышеизложенное, была определена следующая проблема: определение роли детского музыкального фольклора в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки. В связи с этим, тема дипломного проекта: «Проектирование календарно- тематического плана с использованием детского – музыкального фольклора как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки».
Организация музыкально-творческого развития детей должна класть упор на несколько ключевых задач, включающих развитие эстетического восприятия, стимулирование творческой активности и формирование эстетической оценки. Недавние исследования показывают, что наилучшим способом достижения этих целей является постепенный подход. Первым этапом следует выбрать соответствующие музыкальные произведения народного творчества, учитывая их содержание и форму, а также привлекательность, интенсивность образов и элементов, ясность и легкость восприятия, коллективную эстетическую активность и индивидуальное отношение к ним, а также учет возрастных особенностей. [3, с. 45].
Основная цель первого этапа заключается в пробуждении интереса, вовлечении и заинтересовать детей в музыкально-творческой деятельности. Для достижения этой цели, предлагается использовать на уроках музыки различные методы, такие как обсуждение, прослушивание и доступный анализ народно-песенного фольклора для восприятия музыкальных произведений.
Второй этап направлен на усложнение заданий с целью расширения музыкального кругозора детей. Эта цель достигается через эмоциональное восприятие, что позволяет детям обогатить свой опыт новыми впечатлениями, а также развить их способность к воображению, творческому мышлению, музыкально-слуховому представлению и сотворчеству, включая вокальную, двигательно-ритмическую и инструментальную импровизацию.
В музыке мысли и образы передаются через выражение эмоций, которые являются универсальным языком, объединяющим картины, события и идеи с музыкальными образами. Звучание и сочетания звуков «закодированы» в личных переживаниях автора, которые слушатель «расшифровывает» на эмоциональном уровне. Таким образом, создается определенный атмосферный фон для творческой деятельности, в котором используется музыкальный фольклор с разнообразным эмоционально-образным содержанием и личной импровизацией в вопросной интонации.
Ученик должен испытывать глубокий интерес и страстное влечение к творческой деятельности. Это является крайне важным условием и психологическим требованием для успешного процесса творчества. При обращении к музыкальному творчеству, эмоции играют роль источника креативного мышления, и это следует всегда помнить.
Безусловно, справедливо замечание Б.М. Теплова, в котором он отмечает, что «музыка, прежде всего, открывает путь к познанию огромного и богатого мира человеческих чувств. Без эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством». Поэтому крайне важно помнить, что для создания благоприятных условий для творческой деятельности необходимо развивать сферу эмоций, стимулировать эмоциональную отзывчивость, повышать восприимчивость и интерес к данной форме творчества на уроке [5,с.25].
Помимо вокальных импровизаций на уроке, предлагается также освоить инструментальное музицирование. Чтобы дети смогли лучше ощутить и понять характерные особенности звучания, необходимо познакомить их с народными инструментами через вступительные беседы. Во время беседы ребятам демонстрируются инструменты, рассказывается их история, а также выделяются особенности, которые отличают их по звуку и способу игры. Дети еще только начинают знакомиться с миром музыки, поэтому вместе с учителем они ищут сравнения для понимания звуков инструментов (например, звук гуслях воспроизводит шум воды или ручья, а удары деревянных ложек похожи на стук дятла).
После детей освоят основные традиционные музыкальные инструменты, они смогут различать уникальные тембры и особенности каждого из них. Возможно предложить им детскую импровизацию на основе известной народной песни. Дети будут приглашены придумать свое собственное завершение этой песни, каждый стремясь создать что-то уникальное и интересное.
Младшие школьники с удовольствием занимаются импровизацией, особенно вокальной. Естественно, не стоит ожидать, что дети сразу начнут выражать хорошо структурированные музыкальные идеи, но учитель музыки способен обучить им первоначальным навыкам импровизации.
Целью данного урока является активизация внутреннего потенциала ребенка с помощью музыкального фольклора. Педагог стремится расширить горизонты детской креативности, предоставляя им возможности для свободного импровизационного выражения и раскрытия глубинных эмоций. [4,с.76].
Таким образом в начальной школе музыкальный фольклор играет многогранную роль: он является синкретичным искусством, насыщает духовную жизнь учащихся и используется как метод воспитания с долгой педагогической историей. Он также представляет собой целостное видение
мира, объединяющее красоту и нравственность. В занятиях по музыке важно включать традиционное наследие, дополняя его фольклорным методом изучения музыкального материала. Он основан на игре и устной традиции. Занятия по музыке должны стимулировать творческое развитие детей, воспитывать в них глубокое понимание и наслаждение через исполнение народных мелодий.
В качестве примера приведу пример одной диагностики.
Автором было проведено исследование уровня творческих способностей младших школьников. В исследовании использовалась методика авторов Л.Н. Комисаровой и Г.В. Кузнецовой «Склонность к творчеству». [6].
Во время проведения диагностического исследования учащимся были розданы вопросы, на которые они должны были ответить: либо «да», либо «нет». При обработке анкет ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
В соответствии с мнением авторов исследования учащиеся, набравшие 10 и более баллов – имеют много из того, что называют творческими способностями. Учащиеся, набравшие 5-9 баллов – тоже имеют все шансы стать творческой личностью.
У учащихся набравшие 4 и менее баллов – склонность к творчеству дремлет (низкий уровень).
По результатам опроса можно сделать вывод, что в классе из 24 обучающихся, у 17 есть все шансы стать творческой личностью, у 4 детей склонность к творчеству на низком уровне, и только 3 обучающихся имеют много из того, что называют творческими способностями.
Вопросы для проведения диагностики:
Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
Задаешь ли ты много вопросов?
Нравится ли тебе играть в сложные игры?
Постоянно ли ты что-то мастеришь?
Есть ли у тебя новые интересные идеи?
Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
Всегда ли тебе интересна новая работа?
Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?
Таким образом мы увидели результат уровня творческих способностей младших школьников.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, детский фольклор, фольклор на уроках музыки, задания с использованием фольклора.
Азадовский М. К., История русской фольклористики. М. :Историография русской фольклористики 2010 406 с.
Андреев В.И. Педагогика высшей школы. – Казань, 2006. – 499с.
Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. Лит., 2016. – 367 с.
Асафьев, Б. Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - М.-Л. : Музыка, 2007. - 150 с.
Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.Л. : АПН РСФСР, 1947. - 238 с.
. Комисаровой Л.Н «Склонность к творчеству» / Кузнецовой Г.В. 2015.