Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадочная история» (6–7 класс)

1
0
Материал опубликован 16 April 2023

t1681668429aa.gif


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 56» Г.ИЖЕВСКА



Рекомендовано Экспертным

советом МАОУ «Гимназия № 56»

Протокол №1

от « 29 » августа 2022 г.

___________ Е.Л.Яворская


Рассмотрено на заседании

методического объединения

Протокол №1

от « 29 » августа 2022 г.

Руководитель МК

_____________Е.В.Цвиркун



«Утверждаю»_______________

Директор МАОУ «Гимназия № 56»

М.В. Никитина

Приказ № 299

от « 30 » августа 2022 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Загадочная история»



Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: культурологическая

Уровень: углублённый




Составитель:

Орлова Марина Владимировна

Педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория















Ижевск, 2022-23 г.



Пояснительная записка


История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Систематизация исторических знаний на уровне среднего (полного) общего образования способствует формированию более полных и точных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Знание истории в современном обществе является неотъемлемой частью личного развития и формированию патриотического воспитания. Именно поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации у школьников к изучению истории как своей страны, так и всемирной.

Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадочная история» позволяет более успешной подготовки к олимпиадам, конкурсам по истории требуются дополнительные занятия для отработки навыков отвечать на вопросы заданий повышенного уровня, выполнять задания, связанные с картами, иллюстрациями, написание эссе.

Данная программа расширяет рамки учебного предмета – истории, позволяет приобрести знания и умения, необходимых при подготовке к олимпиадам различных уровней. Содержание программы обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Программа модифицированная, основывается на Методических рекомендациях по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории (2017-2018) К.И.Н., доцент А.А,Талызина, Д.А.Хитров, Д.А. Черненко. направленность – культурологическая, уровень усвоения – углублённый, вид – интегрированный.

С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Программа входит в систему работы с одарёнными детьми в МАОУ «Гимназия № 56» - система Предметных школ, задачей которых является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.


Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков решения олимпиадных задач по истории.

Задачи:

создавать оптимальные условия для развития и реализации способностей ученика на занятиях;

развивать креативные способности учащихся;

развивать умения и навыки при решении олимпиадных задач;

развивать способности к нахождению аналогий;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

развить интерес и расширить знания по истории.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, логически мыслить.

Данная программа составлена для обучающихся 13-14 лет. Срок реализации данной программы – 1 год.

В группе должно быть не менее 6 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 1 часа – 40 минут. В случае практических работ допускается проведение занятий по 2 часа. Срок освоения программы 68 часов.

Прием детей осуществляется на основании результатов различных мероприятий данной направленности (сертификаты, дипломы, грамоты – участники и победители олимпиад, НПК и т.д.), а также желающих повысить грамотность в различных областях истории и подготовиться к олимпиаде.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины, подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во вне учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности вне учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

выраженный устойчивый учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения исторической задачи.

Регулятивные

Обучающийся научиться:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способы решения;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителей и других людей;

Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научиться:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников, контролируемом пространстве Интернета;

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Обучающийся получит возможность научиться:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Осуществляет синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научиться:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формы коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Аргументировать свою позицию;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Критерием качества подготовки учащихся будет их успешное прохождение этапов олимпиад по истории.

Форма подведения итогов реализации программы – итоговое тестирование, исследовательская работа и проведение летнего лагеря «Школа интеллекта», где обучающиеся смогут на практике применить знания по истории.

Учебно-тематический план


пп

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие.

4



1.1.

Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

1.2.

Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.

2

1

1

II.

Задания с рядами понятий, имен, фактов.

6



2.1.

Задания по принципу образования и продолжения рядов.

2

1

1

2.2.

Задания «Заполни пропуски».

2

1

1

2.3.

Задания на выявление лишнего элемента.

2

1

1

III.

Задания на соответствие элементов.

2



3.1.

Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.).

2

1

1

IV.

Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

4



4.1

Заполнение пропусков в схемах, составление схем

2

1

1

4.2.

Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

2

1

1

V.

Задания по работе с изобразительным рядом.

2



5.1.

Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями

2

1

1

VI.

Работа с историческими и обществоведческими текстами.

16



6.1

Значение применения письменных документов в обучении   истории. Виды исторических документов.

4

2

2

6.2

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний.

2

1

1

6.3

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу.

3

1

2

6.4.

Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

2

1

1

6.5.

Поиск и исправление ошибок в тексте.

2

1

1

6.6.

Групповая работа с подборкой документов по одной теме.

3

1

2

VII.

Решение познавательных задач.

4



7.1.

Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций.

2

1

1

7.2.

Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.

2

1

1

VIII

Решение логических задач.

2



8.1

Способы решения логических задач.

2

1

1

IX.

Составление плана.

2



9.1.

Отработка навыков составления плана текста по истории

2

1

1

X.

Выполнение заданий с развернутыми текстами.

10



10.1.

Формулирование кратких и развернутых ответов.

3

1

2

10.2.

Написание характеристик деятелей по письменным документам, по видеоряду.

3

1

3

10.3.

Написание сочинений – эссе.

4

1

3

XI.

Исследовательская работа.

9



11.1.

Проектно-исследовательская работа по истории. Определение темы и работа над ней.

6

1

5

11.2.

Защита исследовательской работы.

3

1

2

XII.

Экскурсии (музеи, квест-игры, мастер-классы)

5



12.1.

Экскурсия в музей археологии исторического факультета УдГУ.

1


1

12.2.

Экскурсия в Центральный государственный архив УР.

2


2

12.3.

Развивающая программа в KIDO-CITY «Путешествие в прошлое»

2


2

XIII.

Обобщающее тестирование

2



13.1.

Тестирование с различными видами заданий. Разбор заданий.

2

1

1


итого

68




Содержание программы


Темы занятий

Из них


Форма контроля

теория

практика

I.

Вводное занятие.


1.1.

Инструктаж по технике безопасности

Правила поведения во время эвакуации во время пожара, правила дорожного движения, во время уроков и т.д.

Проведение тестирования по технике безопасности.

Тест

1.2.

Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.

Для чего нужны олимпиады. Виды олимпиад. Виды олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных работ.

Фронтальный опрос

II.

Задания с рядами понятий, имен, фактов.


2.1.

Задания по принципу образования и продолжения рядов.

Приемы вдумчивого чтения заданий.

Решение заданий по принципу образования и продолжения рядов.

Самостоятельная работа

2.2.

Задания «Заполни пропуски».

Приемы запоминания терминов и дат с опорой на связи слов, на ассоциации.

Решение заданий «Заполни пропуски».

Самостоятельная работа

2.3.

Задания на выявление лишнего элемента.

Способы решения – метод исключения и метод ассоциаций.

Решение заданий на выявление лишнего элемента.

Олимпиадные задания школьного уровня

III.

Задания на соответствие элементов.


3.1.

Соответствие элементов из двух перечней.

Приемы запоминания с опорой на связи слов.

Решение заданий на соответствие элементов из двух перечней. (Даты – события, имена – идеи и т.д.)

Олимпиадные задания школьного уровня

IV.

Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.


4.1.

Заполнение пропусков в схемах, составление схем

Правила работы со схемами, анализ схем, правила составление схем.

Решение заданий со схемами.

Самостоятельная работа

4.2.

Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

Правила работы с графиками и диаграммами, анализ графиков и диаграмм, правила составление графиков и диаграмм по заданным параметрам.

Решение заданий с графиками и диаграммами

Олимпиадные задания школьного уровня

V.

Задания по работе с изобразительным рядом.


5.1.

Опознание элементов изобразительного ряда.

Опознание элементов изобразительного ряда их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями

Решение заданий с элементами изобразительного ряда.

Колоквиум

VI.

Работа с историческими и обществоведческими текстами.


6.1.

Значение применения письменных документов в обучении   истории. Виды исторических документов.

Знакомство с видами исторических источников. Как анализировать исторический источник.

Самостоятельный анализ исторических источников и самостоятельное формулирование выводов, самостоятельная постановку проблемы документа.

Самостоятельная работа

6.2.

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний.

Правила анализа исторического источника

Решение заданий разной степени сложности.

Самостоятельная работа

6.3.

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу.

Правила анализа исторического источника

Решение заданий разной степени сложности с историческим источником.

Самостоятельная работа

6.4.

Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

Правила анализа исторического источника. Умение определять эпоху документа.

Решение заданий разной степени сложности с историческим источником.

Самостоятельная работа

6.5

Поиск и исправление ошибок в тексте.

Правила анализа исторического источника. Умение определять эпоху документа по признакам.

Решение заданий разной степени сложности с историческим источником.

Олимпиадные задания муниципального уровня

6.6.

Групповая работа с подборкой документов по одной теме.

Разбор документов

Общее задание для всех групп: характеристика документов дать Разыграть документ в лицах, живо передать мысли, чувства ваших героев. Сделать вывод о позиции героев ваших документов.

Работа по группам

VII.

Решение познавательных задач.


7.1.

Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций.

Выявление уровня логического мышления после проведения системы занятий с использованием проблемно-логических задач

Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.

Работа в парах

7.2.

Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.

Выявление уровня логического мышления после проведения системы занятий с использованием проблемно-логических задач

Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.

Самостоятельная работа

VIII.

Решение логических задач.


8.1.

Способы решения логических задач.

Разновидность управляющих средств логическими заданиями. Формирование логического мышления с помощью проблемно-логических заданий

Решение логических задач разного уровня

Олимпиадная работа муниципального уровня

IX.

Составление плана.


9.1.

Отработка навыков составления плана текста по истории

Виды планов. Правила составления плана.

Составление плана в паре и самостоятельно, под контролем учителя.

Самостоятельная работа

X.

Выполнение заданий с развернутыми текстами.


10.1.

Формулирование кратких и развернутых ответов.

Распределение фактов, событий, имен, понятий по заданному признаку. Умение использовать исторических знаний с другими предметами.

Решение заданий разной степени сложности.

Самостоятельная работа

10.2.

Написание характеристик деятелей по письменным документам, по видеоряду.

Правила написания характеристики исторического деятеля.

Самостоятельное написание характеристики исторического деятеля, под контролем учителя.

Самостоятельная работа

10.3.

Написание сочинений – эссе.

Критерии оценки эссе. Правила написания эссе.

Самостоятельное написание эссе, под контролем учителя.

Олимпиадное задание всероссийского уровня

XI.

Исследовательская работа.


11.1.

Проектно-исследовательская работа по истории. Определение темы и работа над ней.

Критерии оценки исследовательской работы.

Выбор темы. Выбор литературы. Подбор исторических источников. Составление плана. Основное содержание. Самостоятельное написание исследовательской работы, под контролем учителя.

Защита проекта в классе

11.2.

Защита исследовательской работы.



Школьная научно-практическая конференция. Всероссийская НПК.

XII.

Экскурсии (музеи, квест-игры, мастер-классы)


12.1.

Экскурсия в музей археологии исторического факультета УдГУ.


Знакомство с археологическими находками в УР.

Коллаж

12.2.

Экскурсия в Центральный государственный архив УР.


Знакомство с дореволюционными документами, правила составления генеалогического древа.

Родословное древо

12.3.

Развивающая программа в KIDO-CITY «Путешествие в прошлое»


Знакомство с жизнью и бытом наших предков, раскопки в археологии и самостоятельное изготовление экспонатов для выставки (тарелки из глины, или роспись готовой тарелки).

Защита продукта «Тарелка из глины, роспись в классе».

XIII

Обобщающее тестирование


2.1.

Тестирование с различными видами заданий. Разбор заданий.

Разбор заданий

Олимпиадная работа муниципального уровня

Контрольное тестирование


В результате освоения теоретической и практической частей программы обучающиеся должны

знать:

- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- приемы и методы научно-исследовательской и проектной работы;

- основные исторические понятия и термины

уметь:

- самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

- читать схемы, работать с иллюстрациями, документами;

- освоить методы научно-исследовательской работы;

- использовать мультимедийные ре­сурсы и компьютерные технологии для пре­зентации результатов познавательной и практической деятельности.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет

Фонды и помещение библиотеки МАОУ «Гимназия № 56»

Фонды и помещение Музея им. А.П.Холмогорова

Ноутбуки

ПК, проектор, экран

Методическое обеспечение:

учебно-методическая литература;

учебная и художественная литература по тематике бесед;

наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плакаты, карты;

методическая продукция по диагностике определения результатов обучения и воспитания: тесты, анкеты, вопросники, игры, билеты и т.д.

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования данной направленности, по искусствоведению, МХК, истории – 2 человека.





































Диагностический инструментарий.


Методики диагностики учащихся


п/п

Название методики

Краткая характеристика

Цель диагностики

Возрастная группа

1.

Карта интересов для учащихся 7-8 классов.


первичная информация о направленности интересов старших подростков

Выявление доминирующих интересов (самооценка)

13-15 лет

2.

Методики:

Д. Векслера,

Дж. Равенна;

культурно-свободный тест Кеттелла.


диагностика конвергентного мышления (интеллектуальный уровень)

Определение уровня интеллектуального развития (образное, вербальное)

7-17 лет

3.

Тест Торренса

диагностика дивергентного мышления (креативный уровень)

Определение уровня творческого мышления (образное, вербальное)

7-17 лет



Методики для педагогов, родителей


п/п

Название методики

Краткая характеристика

Цель диагностики

Социальная группа

1.

Методика «Интеллектуальный портрет»


оценка основных мыслительных операций мышления (познавательная сфера, сфера личностного развития)

Систематизация представлений об умственных способностях учащихся

педагоги, родители

2.

Методика «Характеристика ученика»

характеристика: учебы, мотивации, творческих и лидерских способностей

Систематизация представлений о различных сторонах развития ребенка.

педагоги

3.

Методика оценки общей одаренности

оценка уровня сфорсированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей

оценка общей одаренности

педагоги,

родители

4.

Анкета для родителей

первичная информацию о направленности интересов ребенка

получение первичной информации о ребенке

родители



Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным». Их использование оправдано для актуально одаренных учащихся.

Принципы выявления одаренных детей

Комплексность.

Долговременность.

Использование психологических игр и тренингов как диагностических процедур.

Учет потенциальных возможностей.

Опора на экологически валидные методики.

Взаимодействие различных специалистов при осуществлении диагностических процедур.

Участие детей в оценке собственной одаренности.

МЕТОДИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

Родительское исследование.

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если ответ «да».

Да_____ нет _____.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_____ нет _____.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

Да_____ нет _____.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да_____ нет _____.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения?

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (собирание медалей, марок, открыток и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери), которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка, вам хотелось бы отметить? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может:

а) выполнять что-то с воображением, выражаться сложными жестами, словами;

б) использовать обычные материалы неожиданным образом;

в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо того новое;

г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями»?

13. Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных детей.

Имя ребенка ________________, возраст ______, класс _________.



Средняя и старшая школа

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ.

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами).

Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.


Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.


t1681668429ab.gif

Методика «интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.


Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.


Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.



Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).


График 1. Методика «интел-лектуальный портрет», при-мер построения «графичес-кого профиля» ребенка


t1681668429ac.gif



Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик

дата

класс

учитель

школа

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов .

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы .

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей .

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе .

6. Показал быстрое понимание арифметики .

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания .

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела .

3. Обычно прерывает других .

4. Прилагает усилия для завершения действия .

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .

6. Упорный в отстаивании своего мнения .

7. Чувствителен к мнениям других .

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером .

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) .

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...) .

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден) .

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок .

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность .

2. Его любят одноклассники .

3. Лидер в нескольких видах деятельности .

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

Методики для учащихся

Карта интересов (школа II - III ступени).

Ф.И.______________ Школа___________ Класс_______Возраст_________ Дата ___________

Какая область деятельности или знания тебя больше интересует?

а) естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, география, геология, сельское хозяйство);

б) общественно-научная (история, философия, экономика);

в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

г) искусство (изобразительное, музыкальное, вокальное);

д) работа на производстве: кем, по какой специальности?_______________________________

е) отсутствие определенных интересов.

Что ты делаешь для освоения интересующей тебя области деятельности или знаний:

а) успешно учусь по учебным предметам;

б) читаю дополнительную литературу;

в) использую дополнительные источники информации (указать какие, например, Интернет, компьютерные программы и т. п);

г) занимаюсь дополнительно (кружок, секция и т. п).

Занимаешься ли ты в кружках, специальных школах (каких?)_________________________

________________________________________________________________________________________

Твое увлечение в свободное время (подчеркни): читаю, рисую, занимаюсь на ПК, занимаюсь техникой, ручным трудом (мастерю, вышиваю, шью, выпиливаю и т. п), спортом, играю на музыкальных инструментах, посещаю театр, выставки, музеи, концерты (недостающее допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Какую профессию и путь образования ты для себя избрал?________________________________

___________________________________________________________________________________


Отношение и мнение родителей по поводу твоего выбора?____________________________

___________________________________________________________________________________


Анкета самооценки (школа II - III ступени).

Ф.И.______________ Класс_______Возраст_________ Дата ___________

Инструкция: Ребята! Оцените свои интересы, склонности, способности, личные качества. Прежде чем ответить на вопросы, внимательно ознакомьтесь с текстом анкеты.

Интерес - это то, что занимает человека, к чему он не равнодушен. от чего он хотел бы получить удовлетворение, то, что побуждает его к деятельности

Склонность - это интерес в сочетании с деятельностью, стремление заниматься интересующим предметом.

Способности - это свойства человека, которые позволяют ему успешно овладеть какой-нибудь деятельностью.

Оцените уровень развития своих интересов и склонностей (подчеркните):

Оцените уровень развития своих способностей (поставьте «+»)

Физико-математические науки: математика, физика, астрономия, механика;

химия;

биология;

геология;

технические науки: машиностроение, авиастроение, кораблестроение, приборостроение, электротехника, радиотехника, электроника, связь, вычислительная техника, компьютерная техника, энергетика, строительство, транспорт, металлургия;

сельскохозяйственные науки: агрономия, зоология, лесное хозяйство;

история;

философские науки: логика, социология;

филологические науки: языкознание;

география;

юриспруденция;

педагогика;

психология;

медицина;

фармацевтика;

ветеринарные науки;

искусствоведение: театр, музыка, изобразительное искусство, вокал;

архитектура;

военные науки;

спорт;

сфера обслуживания: промышленные товары, продовольственные товары, питание, бытовые услуги;

работа на промышленном предприятии;

работа в с/х.

Оцените свои личные качества, черты характера, которые тебя ярко характеризуют:

самостоятельность;

инициативность, активность;

творческие способности;

высокие интеллектуальные способности;

умение общаться;

успешность;

неординарность («непохожесть» на других);

целеустремленность, настойчивость

другие качества________________________________________________________

Благодарим за работу!



Контрольно-измерительные материалы по истории для стартовой диагностики 7 классы

Назначение работы – диагностическая работа проводится в начале учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся для обучения в 7 классе в школе интеллекта.

Структура работы.

Работа состоит из 5 заданий курса средневековой истории 6 класса. Каждое задание соответствует отдельному универсальному действию и представлено на необходимом и повышенном уровнях.

Кодификатор элементов содержания

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

Начало и окончание эпохи Средних веков. Становление Древнерусского государства. Великая хартия вольностей. Столетняя война. Нашествие Батыя.

2

Ключевые понятия политической и социально-экономической жизни средневекового общества Европы и Руси: Король. Парламент. Бояре. Царь. Феодальная раздробленность. Полюдье. Натуральное хозяйство. Барщина. Оброк. Двоеверие.

3

Раннефеодальные государства Европы и Руси. Феодальное сословие в Европе и Руси.

4

Процесс формирования Древнерусского и Российского государства..

5

Политика великих князей в период раздробленности и собирания русских земель.

6

Путь «из варяг в греки». Нашествие Батыя.


Перечень проверяемых умений

Базовый уровень

заданий

Повышенный уровень

заданий

Определять по датам век, эпоху, событие.

1

Определять по датам век, эпоху, событие.

1

Выделять главное, обобщать (систематизировать историческую информацию)

2

Выделять главное, обобщать (систематизировать историческую информацию)

2

Сравнивать исторические явления


3

Сравнивать исторические явления


3

Выделять причины и следствия общественных явлений

4

Выделять причины и следствия общественных явлений

4

Выявлять нравственные ценности при оценке исторических явлений

5

Выявлять нравственные ценности при оценке исторических явлений

5

Выявлять главное. Обобщать общественные явления при работе с исторической картой

6

Выявлять главное. Обобщать общественные явления при работе с исторической картой

6


Система оценивания заданий и работы в целом


Уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

задания

1

2

3

4

5

6

всего

1

2

3

4

5

6

всего

Количество баллов

2

3

2

4

3

3

17

2

3

4

2

3

3

17


Не достиг базового уровня (НБ) – до 49% БУ

Достиг базового уровня (БУ) – от 50% БУ

Достиг повышенного уровня (ПУ) – 65% БУ+50% ПУ

Достиг высокого уровня (ВУ) – 85% БУ+85% ПУ


Время выполнения работы – 40 минут


Стартовая диагностическая работа по истории

учени (-ка,-цы) 7 ______ класса Вариант 1

________________________________________________________________________________________

Задание 1. Умение определять по датам век, эпоху, событие и т.д.


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX





















Базовый уровень. Отметь на ленте времени даты: 1 – 476 г., 2- 882 г., 3- 1237—1242 гг., 4 – 1453 г. Обведи на ленте времени дату, которая соответствует времени Батыева нашествия.

Повышенный уровень. Посчитай, сколько лет прошло от гибели Западной Римской империи до взятия турками Константинополя.

__________________________________________________________________________


Задание 2. Умение выделять главное, обобщать.

Базовый уровень. Определи соответствия понятий и определений.

Повышенный уровень. Впиши недостающее понятие и определение.

1.Царь


А. Собрание представителей сословий в средневековой Англии.

2.Парламент


Б. Титул правителя (хана) Золотой Орды, унаследованный правителями Российского государства.

3.



В. Знатные землевладельцы-вотчинники, несущие военную и государственную службу на Руси.

4.Натуральное хозяйство


Г.

5. Боярин


Д. Бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца со своими орудиями и скотом.


Ответ: 1_____2_____3___________4___________________________5______


Задание 3. Умение сравнивать.

Базовый уровень. Сравни явления российской и всеобщей истории по одному признаку. Повышенный уровень. Сравни явления российской и всеобщей истории по оставшимся признакам.


Феодалы

Западной Европы

Бояре и дворяне

Древнерусского государства

1. Источник получения знатности и богатства





2. Отношения с правителем государства





3. Отношения с крестьянством





Задание 4. Умение выделять причины и следствия.

Базовый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины -- следствия). Ответ: ________ __________ ________ ________


A. Призвание варягов новгородцами.

Б. Определение княгиней Ольгой размера дани и погостов для ее сбора.

B. Создание «Русской правды» Ярославом Мудрым.

Г. Крещение Руси князем Владимиром.


Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен – развития или распада Древнерусского государства? Запиши доказательства своего утверждения.

Здесь представлен процесс ______________________________________________ потому что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Умение при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

Известно, что в 1478 году великий князь Иван III уничтожил Новгородскую республику, запретив вече, выборы посадника, заменив привычные органы самоуправления на московских чиновников. Ни оружием, ни богатой данью новгородцы не смогли этого предотвратить.

Базовый уровень. Сформулируй свое понимание этих действий на фоне исторической реальности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышенный уровень. Вырази своё отношение к действиям князя с позиций человека XXI века.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1681668429ad.pngБазовый уровень. Изучи карту и ответь на вопросы:

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрелка­ми _________________________

__________________________________

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1»

__________________________________

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния __________________


Повышенный уровень. На основе карты и знаний, определи, какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­ три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны __________________________________

1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од

2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли

3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет

4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства

5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость

6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства

Количество баллов: _________базового уровня______________ повышенного уровня

Уровень_____% БУ / ____% ПУ не достиг базового / базовый / повышенный / высокий

Стартовая диагностическая работа по истории

учени (-ка,-цы) 7 ______ класса Вариант 2

________________________________________________________________________________________

Задание 1. Умение определять по датам век, эпоху, событие и т.д.


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX





















Базовый уровень. Отметь на ленте времени даты: 1 – 988 г., 2 - 1215 г., 3 – 1337-1453 гг., 4 – 1492 г. Обведи на ленте времени дату, которая соответствует Столетней войне.

Повышенный уровень. Посчитай, сколько лет прошло от принятия «Великой хартии вольностей» до открытия Колумбом Америки.

__________________________________________________________________________


Задание 2. Умение выделять главное, обобщать.

Базовый уровень. Определи соответствия понятий и определений.

Повышенный уровень. Впиши недостающее понятие и определение.

1. Король


А. Период средневековья, в котором правитель государства не имел реальной власти, а крупные землевладельцы усиливают свое могущество.

2.Феодальная раздробленность


Б. Титул главы монархического государства в странах Европы.

3.



В. Обычай объезда князем на Руси подвластных земель с целью сбора дани.

4.Двоеверие


Г.


5. Полюдье


Д. Часть урожая и прочих доходов, которые крестьянин выплачивает владельцу земли за право проживания на ней.


Ответ: 1_____2_____3___________4___________________________5______


Задание 3. Умение сравнивать.

Базовый уровень. Сравни явления российской и всеобщей истории по одному признаку. Повышенный уровень. Сравни явления российской и всеобщей истории по оставшимся признакам.


Древнерусское государство

Франкское королевство

1. Условия создания государства




2. Роль соседей в формировании государства




3. Система отношений власти и общества




Задание 4. Умение выделять причины и следствия.

Базовый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины -- следствия). Ответ: ________ __________ ________ ________


A. Принятие Судебника, заменившего устаревшие положения «Русской правды».

Б. Уничтожение новгородской вечевой республики.

B. Стояние на реке Угре.

Г. Куликовская битва.


Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен – развития или распада Российского государства? Запиши доказательства своего утверждения.

Здесь представлен процесс ______________________________________________ потому что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Умение при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

Известно, что, стремясь занять московский престол, удельные князья не щадили друг друга - пленённый князь мог быть ослеплён (именно так поступил Дмитрий Шемяка с великим князем московским Василием III).

Базовый уровень. Сформулируй свое понимание этих действий на фоне исторической реальности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышенный уровень. Вырази своё отношение к действиям князей с позиций человека XXI века.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Умение выделять главное, обобщать при работе с исторической картой.


t1681668429ae.pngБазовый уровень. Изучи карту и ответь на вопросы:

На­пи­ши­те на­зва­ние от­ме­чен­но­го на карте пути ________________________

_____________________________

На­пи­ши имя князя, ко­то­рый уста­но­вил кон­троль над этим тор­го­вым путем __________________________________


На­пи­ши цифру, обо­зна­ча­ю­щую город, ко­то­рый на Руси на­зва­ли Ца­рь­град __________________________________


Повышенный уровень. На основе карты и знаний, определи, какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­ три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­ цифры, под ко­то­ры­ми они указа­ны __________________________

 

1) Этот тор­го­вый путь был одним из важ­ней­ших в Ев­ро­пе в этот пе­ри­од.

2) Ос­нов­ным тор­го­вым парт­не­ром Руси в этот пе­ри­од была Ви­зан­тия.

3) Рус­ские кня­зья на­ча­ли со­вер­шать во­ен­ные по­хо­ды на Ви­зан­тию в на­ча­ле Х века.

4) Ос­нов­ны­ми со­юз­ни­ка­ми рус­ских кня­зей в конце IX — на­ча­ле X века были пе­че­не­ги.

5) Ос­нов­ны­ми пред­ме­та­ми экс­пор­та были бла­го­во­ния и фрук­ты.

6) На­се­ле­ние Древ­ней Руси пла­ти­ло дань ве­ли­ко­му князю за управ­ле­ние рус­ски­ми зем­ля­ми.



Количество баллов: _________базового уровня______________ повышенного уровня

Уровень_____% БУ / ____% ПУ не достиг базового / базовый / повышенный / высокий

Методическое обеспечение программы



Раздел программы

Формы занятий

Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов


1

Вводное занятие.

Лекция, практикум

Словесный, наглядный

Хрестоматия

Компьютер, проектор

Обсуждение, корректировка планов

2

Задания с рядами понятий, имен, фактов.

Лекция, практикум

словесный,

Хрестоматия, Работа с документами

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

3

Задания на соответствие элементов.

Лекция, практикум

объяснительно-иллюстративный,

Хрестоматия, Работа с документами

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

4

Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

Лекция, практикум

метод стимулирования учебной деятельности,

Хрестоматия, Работа с документами

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

5

Задания по работе с изобразительным рядом.

Лекция, практикум

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Фильмы, презентации, репродукции, фотографии

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

6

Работа с историческими и обществоведческими текстами.

Лекция, практикум

проблемный,

Хрестоматия, Работа с документами,

репродукции, фотографии

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

7

Решение познавательных задач.

Лекция, практикум

эвристический

Хрестоматия, Работа с документами,

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

8

Решение логических задач.

Лекция, практикум

словесный,

Хрестоматия, Работа с документами,

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

9

Составление плана.

Лекция, практикум

эвристический

Хрестоматия, Работа с документами,

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

10

Выполнение заданий с развернутыми текстами

Лекция, практикум

метод стимулирования учебной деятельности,

Фильмы, презентации

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

11

Исследовательская работа.

Лекция, практикум, дискуссия

репродуктивный,

Фильмы, презентации, хрестоматия

Компьютер, проектор

Выполнение практических заданий

12

Экскурсии (музеи, квест-игры, мастер-классы)

Экскурсии, мастер-классы

проблемный,



Выполнение практических заданий

13

Обобщающее тестирование

Тест

Метод контроля

Словарь

Компьютер, проектор

Контроль знаний


















Список литературы для педагога

1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2.  Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

4. Багдасарян В. Э. Параистория как признак общественной трансформации// Преподавание истории в школе, 2006, №9,с.4 – 11.

5. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

6. Брандт М. История и исторический процесс.// История и обществознание для  школьников. 2004. № 4. с.48 -54.

7. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

8. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

9. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

10. Гуц А. К. Многовариантная история России – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ»;  СПб.:ООО «Изд-во»Полигон», 2000.

11. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-  М. 1997.

12.  Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

13. Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. – М.: Вече, 2004.

14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

15. Загадки истории – 2.  Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

17. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Составитель: С.Г. Зубанова, Н.И. Чеботарева – М.: Глобус, 2009г.

18. Кроссворды для школьников. Составитель: А.И. Скороспелов. – Ярославль: Академия развития, 1997г.

19. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994.

20. Митрофанов К., Шаповал В. История как искусство «перевода».// История и обществознание для  школьников. 2004. № 3. с. 36 – 43.

21. Неборский М. Ю. Иван Грозный был женщиной! Как рождаются мифы.// Родина. 1996. №5.

22. С.Соловейчик. «Учение с увлечением» - М.: Детская литература, 1976г.

23. Школьные олимпиады. Составитель: Уткина Э.В. – М.: Айрис - пресс, 2014г.


Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

Список рекомендуемой литературы

Энциклопедии и справочники

Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М.: Просвеще­ние. 1996.

Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. М.: Большая Российская энциклопедия. 1994.

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая ис­тория. М.: Педагогика-пресс, 1997.

Энциклопедия для детей. Т. 1 (Всемирная история). М.: Аванта+, 1994; Т. 5. Ч. 1-3 (История России). М.: Аванта+ ,1995-1997.

Исторические источники

Быт и нравы русского народа в ХУ1-ХУП столетиях. Смо­ленск: Русич, 2003. (Популярная историческая библио­тека.)

Россия в XVII в.: Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003. (Популярная историческая библиотека.)

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры. ХVIIIХ вв. М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: первая половина XX в. М.: Владос, 2003.

Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. В. Ключи к тайнам Клио. М.: Просвещение, 1994.

Осмысление истории: новое в исторической науке / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1995.

Рябцев Ю. С. Очерки по истории русской культуры. IX - XVII вв. М.: Владос, 1997.

Рябцев Ю. С. Очерки по истории русской культуры. XVIII - XIX вв. М.: Владос, 1998.

Соболева Н. А. Российская государственная символика: ис­тория и современность. М.: Владос, 2002.

Янин В. Л. Я послал тебе бересту. М.: Наука, 1965.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации