Интегрированный урок по читательской грамотности «Загляни в футляр!» по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

20
13
Материал опубликован 23 June

Интегрированный урок по читательской грамотности в 9-м классе «Загляни в футляр!» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

- Для чего предметы помещают в футляр? - Что вы видите на экране? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? О футляре!

Словарная работа Футляр - Футлярность - Футлярные люди - - коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. (По Ожегову) это качество, заключающееся в намерении человека избегать всего нового, неизвестного, в умышленном нежелании контактировать с другими людьми. (По Ожегову) это те, кто замкнулся в кругу узких, обывательских интересов, боится всяких нововведений

«Футлярные люди» = «Человек в футляре» - В чем смысл названия рассказа? - Это явление единичное или общественное? Положительное или отрицательное? - Кто главный герой рассказа? Проверка домашнего задания футляр Защищает от жизни, это символ ду­ховной инертности.

Докажите, что Беликов – человек в футляре. В чем это проявляется? Способы создания образа (деталь) Портрет (лицо, одежда) Интерьер (Комната) Характер, привычки Отношение окружающих Попытка жениться Смерть Беликова Главный объект нашего исследования - Беликов

Художественная деталь – (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги. Значение: человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр. Детали в рассказе

Беликов – преподаватель греческого языка Лицо - маска, которая приписана циркуляром *Греческий язык –мертвый язык

Беликов оказывал на людей угнетающее действие: ограничивал их свободу, активность; возомнил о себе, что имеет право контролировать поведение окружающих. Пугает их своим страшным, «как бы чего не вышло».

Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах: «опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных дам с офицерами, развлечения молодёжи. Получается, что он был против самой жизни Осторожность Беликова («как бы чего не вышло») имеет агрессивный характер. Его коллеги подчиняются ему: по его указанию выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. «этот человечек <…> держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»

«…брак есть шаг серьезный…» Беликов и Варенька Варенька - сестра Сергея Коваленко. Ей 30 лет

Чего боится Беликов? Особенно боится всего нового Страх, который он постоянно носит в себе, не только уродует его личность, но и парадоксальным образом заставляет страдать из-за него других И свою мысль Беликов тоже «запрятал в футляр», он верил только тем распоряжениям свыше и только тем газетным статьям, «в которых запрещалось что-нибудь» Беликов — боязливый и слабый человек, именно эта слабость делает его существом втайне агрессивным и деспотическим, фигура жалкая и зловещая одновременно

Человек лишает себя и других счастья из-за «постоянного и непреодолимого стремления окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Человек лишает себя и других счастья из-за «постоянного и непреодолимого стремления окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Эта формула, которой Беликов выражает свой страх: «Как бы чего не вышло». Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Это тип «маленького человека»

Беликов умер. Но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах. Да, все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились. Беликова нет, а жизнь осталась «футлярной» - «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Вот Буркин и ощущает «футлярность» как общее состояние жизни - Чем же опасна для самого человека «жизнь в футляре»?

Прототипом Беликова называют инспектора Таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконова. Брат писателя М. П. Чехов отзывался так о Дьяконове: «...это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры и затем сломалась и вышла из употребления. Всю свою жизнь А. Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик. Таков был прототип Беликова».

На родине писателя состоялось открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Скульптуру установили возле гимназии Чехова. Она стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни. На родине писателя состоялось открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Скульптуру установили возле гимназии Чехова. Она стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.

Кто же такой Беликов? Безвредный жалкий герой или опасный человек? Надо ли опасаться таких людей? Беликов глазами современного читателя

СОВРЕМЕННЫЕ Беликовы, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? /5 минут/ Образ современного человека в футляре   Существует ли футлярная жизнь в современном обществе?  Как сегодня люди могут спрятаться в футляре?

Примеры современных людей, живущих в футляре Примеры современных людей, живущих в футляре Короновирус = человек в футляре Интернет Соседи Закомплексованные люди от неудач, стыда, позора Неудачный опыт Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми - им трудно установить контакт с кем-либо. Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» - слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».  Как сегодня люди могут спрятаться в футляре?

Можно ли вырваться из футляра? Сломать рамки футляра? Стать свободным человеком? Какие черты характера над иметь для этого?

Можно ли вырваться из футляра? Сломать рамки футляра? Какие черты характера над иметь для этого? Сравнение Беликова с Коваленко Чехов показывает, что столкновение между Коваленко и Беликовым неизбежно. Беликов терпит крушение и физически (он похоронен) и морально Тиран, как известно, велик только в глазах раба, а в глазах свободного человека он ничтожество. Вместе с Коваленко побеждает: - чувство собственного достоинства - право на свободу - на самостоятельность суждений - на полнокровное восприятие жизни.

СОСТАВИТЬ ЛЕСТНИЦУ УСПЕХА/ ИКИГАЙ/ Выберите 5 - 7 самых важных качеств открытого, свободного человека. Запишите их в том порядке, какой вы посчитаете наиболее важным

Открытый человек свободен, честен и отзывчив, он охотно выражает свою точку зрения, делится убеждениями и своим опытом с другими, легко рассказывает о своих победах и поражениях, сильных и слабых сторонах характера. Помимо этих качеств, открытый человек стремится расширить круг знакомств, может поддержать разговор на любую тему, умеет внимательно выслушать собеседника, понять и принять его особенности, ситуацию, взгляды на жизнь. (из интернета) Работа с текстом

Чему учит рассказ Чехова «Человек в футляре»? В рассказе осуждается и обличается "футлярность" жизни! Чехов призывает читателя вырваться из собственного футляра. Не стоит игнорировать свои страхи, ограничения. Важно изучить их, преодолеть, изменить свою жизнь и начать дышать полной грудью. Больше жить так невозможно! Необходимо изменить жизнь! К свободной жизни должен стремиться каждый человек! Не погубите в себе человека! Этот рассказ – информация к размышлению для каждого из нас. Важно обнаружить ограничения, навязанные близкими людьми, друзьями, обществом, и выйти из них.

Анализ урока Контроль на уроке осуществляется несколькими способами: презентация, работа с текстом, составление ментальной карты, ИКИГАЙ, дискуссия. Ожидаемые результаты: активность, прочность усвоения материала урока, интерес, эмоциональное сопереживание, определение нравственной позиции. Здоровьесбережение: хорошее качество слайдов; четкий, крупный шрифт текстов, удобный для чтения всех; смена деятельности. Самоанализ эффективности урока: - урок – диалог с компьютерной поддержкой требует больших затрат времени на подготовку и тщательного продумывания структуры и композиции урока; - при условии хорошей подготовки приносит большое удовлетворение, т.к. более эффективен; - обеспечивает личную причастность учащихся, соперничество, создает яркий эмоциональный фон; - обеспечивает реализацию межпредметных связей (литература, русский, психология); позволяет учащимся проявить личные интересы, перенос полученных знаний на современность

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересная работа! Обязательно пригодится!

23 June

Марина Юрьевна, большое спасибо за внимание к моим работам, за поддержку! Буду рада, если пригодится

23 June

Спасибо, Ирина Владимировна, за очередную замечательную работу! В футляр заглянула!

23 June

Спасибо, Ирина Владимировна! Очень интересно!

23 June

Ирина Владимировна, благодарю Вас за прекрасный ресурс к уроку! В футляре интересные задания и вопросики, особенно про современных Беликовых.

23 June

Отличный ресурс! Замечательная работа!

23 June

Вера Сергеевна, Людмила Павловна, Галина Геннадьевна, Лариса Викторовна!Благодарна вам за поддержку! Очень ценю ваше мнение! Не могу разобраться с изменениями на сайте, поэтому написала все в одном посте.

24 June

Отличная работа! Ирина Владимировна, спасибо за грамотный и полезный материал!

24 June

Елена Гаврииловна , большое спасибо за отзыв, буду рада, если учителя воспользуются разработкой

24 June

Интересный формат образовательного ресурса! Получила удовольствие от погружения в материал ! Спасибо за работу, Ирина Владимировна!

24 June

Елена Владимировна, большое спасибо за отзыв! Ваша оценка для меня важна!

24 June

Как всегда, отличная работа! Нужная и основательная! Спасибо, Ирина Владимировна!

24 June

Ю́лия Васильевна, спасибо за отзыв, буду рада, если в работе пригодится

25 June