Урок химии в 8 классе «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»
Технологическая карта урока
«Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»
Педагогическая цель | Создать условия для формирования научного мировоззрения обучающихся, объяснить сущность закона сохранения массы веществ, научить применять его для объяснения природных явлений и процессов, научить составлять химические уравнения |
Тип, вид урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающийся научится: - объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения; - составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; будет знать: - формулировку закона сохранения массы веществ; - определение понятия «химическое уравнение» |
Личностные результаты | Будут сформированы: - интерес к изучению природы; - познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; - навыки обучения; - коммуникативные компетенции в общении со сверстниками, учителями; - понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научится: - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на поставленные вопросы; - формировать приемы работы с информацией; получит возможность научиться: - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; - адекватно воспринимать оценку своей работы. Познавательные – научится: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - систематизировать информацию; получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: - принимать участие в работе группами; получит возможность научиться: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - принимать другое мнение и позицию; - строить понятные для партнеров высказывания; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Формы и методы обучения | Формы: - фронтальная, - индивидуальная, - групповая. Методы: - словестные (беседа, диалог); - наглядные (химический эксперимент, работа с презентацией, схемами); - практические (составление химических уравнений); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Оборудование и реактивы | Проектор; карточки с заданиями; видеофрагмент «Закон сохранения массы веществ»; оборудование, необходимое для проведения демонстрационного эксперимента: весы, химические стаканы, шарик, кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия. |
Образовательные ресурсы | РЭШ |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организационный этап | Отметить отсутствующих на уроке. Проверить готовность учащихся к уроку. | ||
II Актуализация опорных знаний Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Дифференци- рованный индивидуальный контроль по карточкам Фронтальная беседа – игра | Проверка умений определять валентность х.э. и составлять химические формулы бинарных соединений по валентности. Подготовка к восприятию нового материала (проверка опорных знаний, необходимых для изучения нового материала). ? Вспомните, какие явления происходят с веществами. ? Чем физические явления отличаются от химических? Учитель перечисляет физические и химические явления. Если названо химическое явление, то учащиеся поднимают руку вверх. - ржавление гвоздя; - скисание молока; - плавление металла. ? Какие признаки химических явлений вам известны? | Выполняют задания в соответствии с поставленной целью Слушают и отвечают на вопросы учителя. Осуществляют анализ ответов одноклассников. |
III Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы урока. | Беседа, постановка проблемы. Записи в рабочей тетради. | Учитель мотивирует учащихся к определению темы урока. Слайд № 1 Привожу аналогию: «Буквы» → «Слова» → «Предложения» «Химические знаки» →»Формулы» → «?» ? Что мы уже знаем и умеем, а что пока еще не умеем делать? (составлять химические уравнения). Прежде чем мы научимся составлять и записывать УХР нам необходимо познакомиться с одним из важнейших законов природы. Записываем тему урока. | Выдвигают предположения, устанавливают причинно-следственные связи, формулируют тему урока. Воспринимают информацию, фиксируют тему урока в тетради. |
IV Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия. | Просмотр Д.О. Просмотр видео Работа с учебником | Создание проблемной ситуации № 1. Итак, мы уже знаем, что происходит с веществами при химических реакциях. ? Будет ли масса веществ, полученных в результате реакции равна массе веществ, вступивших в реакцию? Слушаю предположения учащихся. Проведем эксперимент. Д.О. Сливаю растворы сульфата меди (+2) и гидроксида натрия. Один из учащихся фиксирует массу веществ до проведения реакции и после. Обсуждаем результат опыта. ? Всегда ли при химических реакциях сохраняется масса веществ ? (горение дров) Обсуждение Показываю видеофрагмент РЭШ. Формулирую закон и годы открытия М.В. Ломоносовым и А. Лавуазье (слайд № 2). Создание проблемной ситуации № 2. ? Почему масса веществ в процессе химических реакций сохраняется? Поиск решения проблемы в рамках атомно-молекулярного учения. На доске представлена схема электролиза воды. Формулируем вывод: Сохранение массы веществ объясняется тем, что атомы в ходе химических реакций не исчезают – происходит лишь их перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ и количество атомов остается неизменным, следовательно, сохраняется и общая масса веществ. Физкультминутка Упражнения на снятие напряжения мышц шеи, туловища, гимнастика для глаз. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: ? В чем значение закона сохранения массы веществ? (на основе этого закона в химии составляют химические уравнения и производят расчеты) Составление химических уравнений. Запись в тетради учащихся: Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков (коэффициентов) (Слайда № 3) | Воспринимают информацию Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы Обсуждают результаты опыта, выдвигают предположения, делают выводы. Делают записи в тетрадях Выполняют упражнения. Поиск необходимой информации в учебнике |
Рассмотрим алгоритм написания УХР на примере электролиза воды. Даю алгоритм написания химических уравнений. (Слайд № 4) Подвожу учащихся к выводу о соблюдении закона сохранения массы веществ при химических реакциях. | |||
V Первичное закрепление изученного материала Освоение способа действия с полученными новыми знаниями в практической деятельности | Выполнение заданий в малых группах | Организую первичное закрепление нового материала: расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций (слайд № 5) Al + O2 → Al2O3 Zn + HCl → ZnCl2 + H2 Li + N2 → Li3N Демонстрирую слайды с правильными ответами. (слайды № 6, 7, 8) | Учащиеся выполняют задание в соответствии с поставленной целью. Работают в парах. Осуществляют самопроверку и самооценку своей деятельности. |
VI Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа | ? Что нового вы узнали на уроке? ? Какие затруднения у вас возникли при изучении новой темы? ? Довольны ли вы своей работой на уроке? | Осуществляют самоанализ деятельности. |
VII Подведение итогов урока Выявления качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Беседа. Домашнее задание. | Оцениваю работу учащихся на уроке. Даю комментарий к домашнему заданию. § 19 – 20, упражнение 3, 5, привести примеры, как закон сохранения массы веществ действует в жизни (по желанию) | Слушают учителя. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |