Урок по обществознанию в 10–11 классе на тему «Законотворческий процесс»
Агоруа Л.А., учитель истории и обществознания
МОУ «Национальная еврейская школа №99 «Ор-Менахем» г. Донецка»
Тема урока: «Законотворческий процесс»
Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями; добиться понимания, что закон - это нормативный акт высшей юридической силы; воспитывать правовую культуру, убеждение в необходимости соблюдения законов.
Оборудование и материалы: Конституция ДНР, газета «Голос ДНР».
Базовые понятия и термины: закон, подзаконный нормативно-правовой акт, законодательный процесс, кодификация, кодекс, уставы, положения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания:
А) Учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: право, нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция, отрасль права, правоотношения.
Б) Учитель задает вопросы:
Какая отрасль права регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
Какая отрасль права регулирует вопросы преступности и наказуемости деяний?
Какая отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей?
В) Дайте оценку ситуациям, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни, где применимы нормы конституционного, семейного, жилищного права.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
«Мозговой штурм»
Что такое закон?
Какова роль закона в жизни человека?
Ответы и рассуждения учащихся записываются на доске (анализ и подведение итогов проводятся в конце урока).
Изучение нового материала
Рассказ учителя
Что такое закон?
Записать определение: Закон – это нормативный акт высшей юридической силы, регулирующий, важнейшие общественные отношения.
Признаки закона как нормативно-правового акта:
Принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом;
По содержанию строго нормативный документ;
Имеет высшую юридическую силу;
Принимается в особом процедурном порядке;
Всегда является письменным актом, содержащим первичные нормы права по основным вопросам общественной и государственной жизни.
Основная функция законов – регулирование важнейших вопросов в различных сферах жизни и деятельности людей.
Все законы имеют высшую юридическую силу.
Действие закона обеспечивается несколькими способами:
Соблюдением;
Выполнением;
Осуществлением;
Применением.
Подзаконные акты
На основании законов и с целью воплощения в жизни записанных в них положений создаются нормативно-правовые документы – подзаконные акты.
Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, издаваемый в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных распоряжений и их трактовки или установления первичных норм.
Индивидуально-правовые акты – документы, изданные на основании определенных нормативно-правовых актов с целью решения конкретного дела (увольнение, награждение, повышение и т.д.). Они не имеют общеобязательного характера и рассчитаны на одноразовое применение.
Законодательный процесс и его стадии
В Донецкой Народной Республике право принимать законы имеет Народный совет.
Законодательный процесс – это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий: самостоятельных, логически завершённых этапов и организационно-технических действий.
Рассмотрим стадии законодательного процесса более подробно:
Предпроектная стадия – законодательная инициатива, т.е. внесение проекта закона на рассмотрение в законодательный орган. Внесение осуществляется в официальном порядке определенными органами и лицами.
Проектная стадия предусматривает:
Включение предложения о подготовке законопроекта в план законодательных работ;
Принятие решения о подготовке законопроекта;
Предоставление тем или иным органам полномочий на разработку законопроекта;
Разработка законопроекта и его предварительная экспертиза;
Внесение законопроекта в законодательный орган для принятия его к рассмотрению;
Обсуждение законопроекта и его согласование.
Стадия принятия закона:
голосование о принятии закона;
соответствующее постановление о введении закона в силу.
Завершающая стадия – санкционирование (подписание) закона главой государства в сроки, установленные Конституцией.
Информационная стадия:
Промульгация закона – подписание закона главой государства, издание специального акта-распоряжения об официальном опубликовании закона. Это осуществляется, как правило, актом главы государства – указом, приказом и т.п.;
Включение закона в единый государственный реестр нормативных актов, где указывается его регистрационный код;
Опубликование закона в официальных изданиях.
Согласно общему правилу, законы вступают в силу через 10 дней с момента опубликования, а остальные акты начинают действовать с момента опубликования.
Систематизация нормативных актов
Систематизация нормативных актов – это деятельность по их упорядочению и усовершенствованию, приведению к определенной внутренней согласованности путем создания новых документов или сборников.
Основные виды систематизации актов – кодификация и инкорпорация. Инкорпорация – вид систематизации нормативных актов, заключающийся в объединении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания.
Кодификация – вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, который заключается в их содержательной переработке.
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Вопросы для повторения и обсуждения
Что такое закон?
Что регулирует законы?
Кто разрабатывает законы?
Кто имеет право принимать законы?
Что такое подзаконный акт?
На основании чего создаются подзаконные акты?
В каких случаях подзаконные акты могут противоречить законам?
Где публикуются законы?
Задание
Учитель предлагает учащимся, изучив приведенный на доске перечень нормативно-правовых актов, выполнить следующие задания:
Расположить приведенные документы в соответствии с уровнем их юридической силы;
Выделить индивидуальные и нормативные акты.
Самостоятельная работа учащихся
Прочитайте высказывание и выберите понятие, о котором в нем идет речь: «Правило, являющееся обязательным для всех. Его принимает и охраняет государство».
А) Закон;
Б) Указ;
В) Распоряжения.
Ознакомьтесь с высказываниями выдающихся людей о законе. Разделяете ли вы их мысли?
Суть закона – человеколюбие (В. Шекспир)
Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными (Цицерон).
Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь слово «закон», а вокруг него – связанные с ним понятия.
Подведение итогов урока
Учитель предлагает учащимся прочитать на доске рассуждения о понятии «закон». Имеет ли каждое из них все признаки, отличающие данный нормативно-правовой акт от других? Учащиеся самостоятельно делают сравнительный анализ определений, записанных на доске, и материала, изученного на уроке. Какие из определений не соответствуют понятию «закон»? Почему?
Учитель подводит итог работы учащихся, оценивает их активность, подчеркивает необходимость знания законодательства ДНР.
Домашнее задание
Напишите сочинение-эссе на тему: «Роль закона в жизни человека».