12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Агоруа Лилия Анатольевна21
Люблю свою работу!
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Донецк

Агоруа Л.А., учитель истории и обществознания

МОУ «Национальная еврейская школа №99 «Ор-Менахем» г. Донецка»


Тема урока: «Законотворческий процесс»

Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями; добиться понимания, что закон - это нормативный акт высшей юридической силы; воспитывать правовую культуру, убеждение в необходимости соблюдения законов.

Оборудование и материалы: Конституция ДНР, газета «Голос ДНР».

Базовые понятия и термины: закон, подзаконный нормативно-правовой акт, законодательный процесс, кодификация, кодекс, уставы, положения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный этап

Проверка домашнего задания:

А) Учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: право, нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция, отрасль права, правоотношения.

Б) Учитель задает вопросы:

Какая отрасль права регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?

Какая отрасль права регулирует вопросы преступности и наказуемости деяний?

Какая отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей?

В) Дайте оценку ситуациям, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни, где применимы нормы конституционного, семейного, жилищного права.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

«Мозговой штурм»

Что такое закон?

Какова роль закона в жизни человека?

Ответы и рассуждения учащихся записываются на доске (анализ и подведение итогов проводятся в конце урока).

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Что такое закон?

Записать определение: Закон – это нормативный акт высшей юридической силы, регулирующий, важнейшие общественные отношения.

Признаки закона как нормативно-правового акта:

Принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом;

По содержанию строго нормативный документ;

Имеет высшую юридическую силу;

Принимается в особом процедурном порядке;

Всегда является письменным актом, содержащим первичные нормы права по основным вопросам общественной и государственной жизни.

Основная функция законов – регулирование важнейших вопросов в различных сферах жизни и деятельности людей.

Все законы имеют высшую юридическую силу.

Действие закона обеспечивается несколькими способами:

Соблюдением;

Выполнением;

Осуществлением;

Применением.

Подзаконные акты

На основании законов и с целью воплощения в жизни записанных в них положений создаются нормативно-правовые документы – подзаконные акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, издаваемый в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных распоряжений и их трактовки или установления первичных норм.

Индивидуально-правовые акты – документы, изданные на основании определенных нормативно-правовых актов с целью решения конкретного дела (увольнение, награждение, повышение и т.д.). Они не имеют общеобязательного характера и рассчитаны на одноразовое применение.

Законодательный процесс и его стадии

В Донецкой Народной Республике право принимать законы имеет Народный совет.

Законодательный процесс – это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий: самостоятельных, логически завершённых этапов и организационно-технических действий.

Рассмотрим стадии законодательного процесса более подробно:

Предпроектная стадия – законодательная инициатива, т.е. внесение проекта закона на рассмотрение в законодательный орган. Внесение осуществляется в официальном порядке определенными органами и лицами.

Проектная стадия предусматривает:

Включение предложения о подготовке законопроекта в план законодательных работ;

Принятие решения о подготовке законопроекта;

Предоставление тем или иным органам полномочий на разработку законопроекта;

Разработка законопроекта и его предварительная экспертиза;

Внесение законопроекта в законодательный орган для принятия его к рассмотрению;

Обсуждение законопроекта и его согласование.

Стадия принятия закона:

голосование о принятии закона;

соответствующее постановление о введении закона в силу.

Завершающая стадия – санкционирование (подписание) закона главой государства в сроки, установленные Конституцией.

Информационная стадия:

Промульгация закона – подписание закона главой государства, издание специального акта-распоряжения об официальном опубликовании закона. Это осуществляется, как правило, актом главы государства – указом, приказом и т.п.;

Включение закона в единый государственный реестр нормативных актов, где указывается его регистрационный код;

Опубликование закона в официальных изданиях.

Согласно общему правилу, законы вступают в силу через 10 дней с момента опубликования, а остальные акты начинают действовать с момента опубликования.

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов – это деятельность по их упорядочению и усовершенствованию, приведению к определенной внутренней согласованности путем создания новых документов или сборников.

Основные виды систематизации актов – кодификация и инкорпорация. Инкорпорация – вид систематизации нормативных актов, заключающийся в объединении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания.

Кодификация – вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, который заключается в их содержательной переработке.

Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения

Что такое закон?

Что регулирует законы?

Кто разрабатывает законы?

Кто имеет право принимать законы?

Что такое подзаконный акт?

На основании чего создаются подзаконные акты?

В каких случаях подзаконные акты могут противоречить законам?

Где публикуются законы?

Задание

Учитель предлагает учащимся, изучив приведенный на доске перечень нормативно-правовых актов, выполнить следующие задания:

Расположить приведенные документы в соответствии с уровнем их юридической силы;

Выделить индивидуальные и нормативные акты.

Самостоятельная работа учащихся

Прочитайте высказывание и выберите понятие, о котором в нем идет речь: «Правило, являющееся обязательным для всех. Его принимает и охраняет государство».

А) Закон;

Б) Указ;

В) Распоряжения.

Ознакомьтесь с высказываниями выдающихся людей о законе. Разделяете ли вы их мысли?

Суть закона – человеколюбие (В. Шекспир)

Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными (Цицерон).

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь слово «закон», а вокруг него – связанные с ним понятия.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся прочитать на доске рассуждения о понятии «закон». Имеет ли каждое из них все признаки, отличающие данный нормативно-правовой акт от других? Учащиеся самостоятельно делают сравнительный анализ определений, записанных на доске, и материала, изученного на уроке. Какие из определений не соответствуют понятию «закон»? Почему?

Учитель подводит итог работы учащихся, оценивает их активность, подчеркивает необходимость знания законодательства ДНР.

Домашнее задание

Напишите сочинение-эссе на тему: «Роль закона в жизни человека».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.