“Закрепление сложения и вычитания многоцифровых чисел. Задачи на нахождение длины стороны треугольника“ (4 класс)
Открытый урок по математике для учащихся 4 класса
“Закрепление сложения и вычитания многоцифровых чисел. Задачи на нахождение длины стороны треугольника“
ТЕМА: Закрепление сложения и вычитания многоцифровых чисел. Задачи на нахождение длины стороны треугольника.
ЦЕЛЬ:
повторить и закрепить навыки письменного сложения и вычитания многоцифровых чисел; совершенствовать умение составлять условие задачи и решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого (на примере геометрического материала);
формировать: информационную компетентность, социальную компетентность (задания разного уровня сложности, осуществление самопроверки и самооценки, умение работать в группах), развивать математическую речь, внимание;
воспитывать интерес к изучению математики, чувство коллективизма и взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, цветные карандаши, конверты, музыка, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I. ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ
Организация класса
- Добрый день! Дети, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Улыбнемся всем окружающим:
НЕБУ, СОЛНЦУ, ЦВЕТАМ, ЛЮДЯМ.
И ТОГДА ОБЯЗАТЕЛЬНО
ДЕНЬ ДЛЯ НАС ПРИВЕТНЫМ БУДЕТ.
– Покажите, какое у вас настроение? (дети улыбаются)
– Мы можем начать работу?
Все садитесь тихо, дети,
ДОГОВОРИМСЯ НЕ ШУМЕТЬ.
РУКУ ХОРОШО ПОДНИМАТЬ
НА ЗАНЯТИИ НЕ ДРЕМАТЬ.
Мотивация к учебной деятельности
СЛАЙД №2 – ЗВЕЗДНОЕ НЕБО
– Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся в космическое путешествие.
Космос – это безграничное пространство, где находятся дома звезд.
Так что в космос пешком не пойдешь.
Для этого нужно иметь летательный аппарат.
Давайте попробуем его создать самостоятельно.
А поможет нам упражнение «Волшебный карандаш».
Будьте внимательны и усердны.
Отступите 2 клеточки вправо и 6 клеточек вниз. Поставьте точку.
1 Ю., 1Зд., 1С.В., 3 С., 1С.В., 1 Ю.В, 4 Ю., 1В., 1С.Зд., 1Ю., 2Зд.
– Какой летательный аппарат мы создали?
СЛАЙД №3 – ИЗОБРАЖЕНИЕ РАКЕТЫ
– Если вы создали такой летательный аппарат (учитель вывешивает ракету) на полях в своих рабочих тетрадях поставьте зеленый кружочек, а если нет – красный кружочек.
– Все ли создали ракету?
– Что же делать с теми, кто не смог создать свой летательный аппарат? Оставим их?
– Молодцы! Вы настоящие друзья!
Устные вычисления.
– Ракета у нас есть.
– А мы с вами кто? (космонавты)
– Перед полетом космонавтам необходимо разминаться, чтобы быть готовыми к космическим нагрузкам.
А) 2 ученика работают у доски;
Б) 3 ученика за партами с карточками;
В) с классом – устно
№12, №13
– Ответьте на вопросы:
– Прочтите число.
– сколько в нем всего сотен; десятков; тысяч.
ИТОГ: МОЛОДЦЫ! Кто работал у доски и по карточкам поставьте себе на полях по 1 баллу (при условии правильного выполнения задания).
II. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
1. Объявление темы и цели урока
– К полету все готовы?
– А путешествовать мы будем по планетам Солнечной системы.
– Давайте вспомним названия всех планет.
МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, ЗЕМЛЯ, МАРС, ЮПИТЕР, САТУРН, УРАН, НЕПТУН.
– Молодцы!
– Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим сложение и вычитание многоцифровых чисел.
ІІІ. ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Ну что, полетели?
– Закройте глаза.
(дети закрывают глаза, звук ракеты)
Решение примера на совместимые действия.
СЛАЙД № 4 – ЮПИТЕР
(учитель читает сведения о планете, а дети отгадывают)
Самая большая планета Солнечной системы – король планет, поэтому она названа в честь главного бога всех римских богов. Эта планета вдвое больше излучает тепло, чем получает его от Солнца. На этой планете кратчайшие сутки. Они длятся всего 9 часов 50 минут.
– Как называется эта планета?
– Какую задачу нам нужно выполнить?
(учащиеся выполняют задания)
СЛАЙД №5 – (учитель нажимает на планету Юпитер)
КОНВЕРТ №1
– Найдите конверт №1 (на партах у учащихся)
– Откройте его.
– Переверните карту.
– Вам необходимо найти значение выражения. Выберите выражение, которое вы сможете решить без ошибок.
– Вспомните, какой первый шаг мы делаем. (подписываем действия)
- Будьте внимательны! Вперед!
Высокий уровень:
19990 + 36876 : 4 – 106 х 5 =
1) 9219 2) 530 3) 29209 4) 28679
Достаточный уровень:
3807 : 3 + (23598 – 1008) =
1) 1269 2) 22590 3) 23859
Средний уровень:
4713 : 3 + 187 х 3 =
1) 1571 2) 561 3) 2132
ПРОВЕРКА:
– Если среди предложенных чисел вы найдете свой ответ, вычисления провели верно.
СЛАЙД № 6 – ОТВЕТЫ
28679 27001 23859 57 2132
ОЦЕНИЛИ СЕБЯ: выполнили вычисление без ошибок – 1 зеленый кружочек, ответ не нашли – поставьте 1 красный кружочек.
– Полетели дальше. Закрыли глаза. (звук взлета ракеты)
Уравнение.
СЛАЙД № 7 – МЕРКУРИЙ
Это самая близкая планета к Солнцу, названная в честь римского бога торговли. Вращается вокруг Солнца через 88 дней.
– Какое имя этой планеты?
СЛАЙД № 8 – (учитель нажимает на планету Меркурий) КОНВЕРТ №2
– Итак, новое испытание.
– Найдите конверт №2
– Откройте его.
– Переверните карту.
– Надо решить уравнение.
– Вспомните правило, чтобы без ошибок выполнить задание.
– Чем интересны эти уравнения? (в уменьшаемом присутствуют нули)
(2 ученика выполняют у доски – достаточный уровень;
– средний уровень)
Высокий уровень: 700010 + 10 – х = 30003 (670017)
Достаточный уровень: 40004 – х = 38 (39966)
Средний уровень: 3001 – х = 7 (2994)
ПРОВЕРКА: сверяем с доской.
ОЦЕНИЛИ СЕБЯ: решали самостоятельно – поставьте зеленый кружочек, нуждались в помощи с доски – желтый кружочек, ответ не верный - красный кружочек.
– Закрыли глаза. (звук взлета ракеты)
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД № 9 – МАРС
(вбегает марсианчик)
Я – маленькая инопланетянка. Прилетела к вам с планеты, состоящей из большого количества железа и имеющая красно-оранжевую окраску, за что и названа именем римского бога войны. Но к вам я прилетела с миром.
– Как называется моя планета? ( МАРС)
– Правильно.
– Я очень люблю танцевать.
– Вставайте и повторяйте все движения за мной.
(учащиеся под музыку исполняют физминутку)
– Вы мне понравились.
– Но мне уже пора домой. ПАПА!
– Садитесь! Закрыли глаза, полетели дальше. (звук взлета ракеты)
Работа над задачей.
СЛАЙД № 10 – ВЕНЕРА (на стене карта России)
Это ближайшая планета к Земле. Она самая горячая и жаркая. Названа именем римской богини любви за свой яркий блеск.
– Какое название носит эта планета?
СЛАЙД №11 – КОНВЕРТ
– Внимание на экран!
СЛАЙД № 12 – краткая запись условия к задаче №417
– Просмотрите внимательно краткую запись условия задачи.
– Почему наша задача именно об этих реках? (это самые большие реки России)
– Какие еще самые большие реки Росии вы знаете?
– Составьте условие задачи.
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ
– Что известно в задаче?
– Что неизвестно?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– Можем ли мы найти длину Волги? Почему?
-Итак, чтобы ответить на вопрос задачи надо:
а)……………..б)…………….
(Составляем схему задачи на доске)
Высокий уровень: измените вопрос к задаче так, чтобы она решалась тремя действиями.
1) 1362 км 2) 22001 км 3) 4369 км
Достаточный уровень: решает задачу с вопросами.
1)1362 км 2) 2201км
Средний уровень: конверт №3 – подсказка.
ПРОВЕРКА: фронтально
Какова длина Лены? 1362км
Какая длина Волги? 2201км
ОЦЕНИВАНИЕ: выполнили задание правильно – нарисуйте 1 зеленый кружочек, допустили ошибку во втором действии, а первое верное – 1 желтый кружочек, допустили ошибки в двух действиях – 1 красный кружочек.
МОЛОДЦЫ те ученики, которые смогли выполнить и эту задачу без ошибок.
– Пора возвращаться уже домой.
– Летим на планету… Земля.
– закрыли глаза. Улетели! (звук скрежета)
ПОКАЗ СЛОМАНОЙ РАКЕТЫ (рисунок)
Работа в группах
– Ой, что с нашей ракетой?
– Наверное, ее повредили метеориты?
– Будем ремонтировать? Может останемся в космосе?
– На какую геометрическую фигуру похожа деталь сломанной ракеты?
– Найдите конверт № 4 и отремонтируйте поврежденную деталь.
– Но будете работать в командах.
1команда – 1 ряд – 4см 8мм
2 команда – 2 ряд – 3см 9мм
3 команда – 3 ряд – 3 см 9 мм
– Объясните, как находили поврежденную деталь?
МОЛОДЦЫ! Теперь мы можем вернуться домой. На нашу планету – Земля.
СЛАЙД №13 – ЗЕМЛЯ.
Итог урока
– Вот и завершилось наше космическое путешествие.
– Вам понравился урок?
– Какое задание запомнилось и понравилось больше всего?
– Где было тяжело работать?
– Как вы думаете почему?
– Что нужно сделать именно вам, чтобы дальше вам работалось легко?
IV. ЭТАП ОЦЕНИВАНИЯ
– Подведем итоги. Оцените себя без помощи других.
– Если вы выполняли задание высокого уровня, то за урок получаете 5 баллов, достаточного уровня – это 4 баллов, среднего уровня – 3 баллов.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
– Вы найдете в конверте №5.
– Ребята выполняют задачу, которую они найдут на планете Нептун, а девушки на планете – Уран.
ВЫ ВСЕ МОЛОДЕЦЫ! Спасибо всем за активное участие
Устные вычисления у доски
1.Сравни 2.Преобразования
600+400 400+60 5080м= км м
700 – 1 699 3ц 25кг = кг
249 + 1 250 3дм 2см= мм
10 сотен 1000 120с = мин
60000 60000:10 48час. = суток
3.Вычисления
700 х 1000 : 10 =
(320 – 15) х 100 =
170 х 10 х 10 =
(260 + 240): 100 =
1 х 1000: 1000=
НА КАРТОЧКАХ (за партой)
1.Реши задачу
Учащиеся собрали 120 кг яблок и 160 кг груш. Все фрукты разложили в ящики по 10 кг в каждый. Сколько ящиков нужно взять?
Реши задачу.
Длина пола 6 м, а ширина – в 2 раза больше. Найди периметр пола.
Потамошнева Наталья Алексеевна