Программа дополнительного образования «Занимательная грамматика»

5
0
Материал опубликован 17 April 2021 в группе


Программа дополнительного образования «Занимательная грамматика»

Возраст учашихся: 11-13 лет

  Пояснительная записка

  Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

  Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 5-7 классов и рассчитан на 35 часов.

  Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные учащимися на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит, «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

  Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий кружка составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

 Как всякая игра, решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки, сообразительности, находчивости. Отгадывание различных занимательных загадок способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас.

   Основная цель обучения по данной программе

-пробуждение интереса к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка,

-выявление одаренных детей и продвижение их к успешному участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

 Программа кружка “Занимательная грамматика” имеет познавательно-практическую направленность и ставит следующие задачи:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

расширить и углубить программный материал.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, уважения к русскому языкуязыку русского народа;

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

развитие индивидуальных способностей учащихся;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих дидактических принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

последовательность и системность изложения материала;

преемственность и перспективность.

  Программа данного кружка удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к кружку “Занимательная грамматика” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

  Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка на примерах текстов художественных произведений.

  Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Работа по воспитанию правильного речевого поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, кружок “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над основными разделами русского языка, но и над развитием правильной речи.

 Содержание программы и используемые методы работы кружка “Занимательная грамматика” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Методы обучения:

эвристическая беседа;

исследование;

проблемно-поисковые задания;

наблюдение;

лингвистические игры;

индивидуальные задания.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий используются следующие формы работы:

групповая, когда учащиеся выполняют задание в группе;

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;

работа в парах, когда более сильные учащиеся помогают слабым.

Виды работы:

игры на языковом материале;

вопросы занимательной грамматики;

инсценировки языковых ситуаций;

краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

практическая работа с различными рода словарями;

работа с тестами художественных произведений;

создание лингвистических сказок.

Технологии и формы обучения:

развивающие игры;

творческие задания;

виртуальные путешествия;

занимательные материалы;

ролевые игры;

тестирование.

Виды деятельности:

теоретические:

- лекция с элементами беседы;

- составление кроссвордов и ребусов;

- путешествие;

- грамматические сказки;

- викторина;

- выступление, рассказ;

практические:

- игра, турнир;

- тесты;

- работа над словом, работа с книгой, словарем;

- составление диалогов, лингвистических сказок;

- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;

- подбор материала из художественной литературы, его анализ;

- подготовка сообщений;

- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Ожидаемые результаты:

возросший интерес к предмету;

повышение успеваемости по русскому языку;

умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану и составлять план ответа самостоятельно;

самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме.

Познавательные УУД:

выполнять лингвистический анализ текста;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Промежуточные результаты: презентации, сообщения, творческие работы, проекты учащихся.

Программа кружка «Занимательная грамматика» предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

Организационное занятие. Вначале было Слово...

Цель и задачи кружка. Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке.

Игровые упражнения и решение занимательных задач.

Дорога к письменности. Застывшие письмена.

История письменности от древности до наших дней.

Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые

письмена.

Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга. Расшифровка ребусов.

Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое

письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики». Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Славянская азбука.

Сообщения об отдельных буквах.

Загадочный папирус.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые

письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.

«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики».

Грамматика и история.

«Что в имени твоём?» Словесные раскопки.

Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,

их происхождение, история слов. Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Слова и вещи. Наука этимология. Игра «Почему мы так называемся». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.

Увлекательное около нас

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,

озер, улиц и площадей.

Можно ли сломать язык.

Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и

практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,

посвященное В.И. Далю: «Собирал человек слова».

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Роль словарей.

Сказал то же, да не одно и то же.

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности

создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Контекстуальные синонимы.

Лингвистическая игра «Лексическое лото».

«Тезки наоборот».

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие

антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.

О словах разных, одинаковых, но разных.

Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения

неправильного понимания омонимов, использование их для составления

шуток. Работа с толковым словарем. Словари омонимов.

«Ходят» ли дождь и снег? Многозначность слов. Употребление в переносном значении

Слова – пришельцы. Заимствованные слова.

Из глубины веков. Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке.

В музее истории слов. Происхождение и употребление слов и выражений.

История слов.

Не в бровь, а в глаз.

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная

сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

Всех скороговорок не перескороговоришь.

Скороговорки. Роль скороговорок в речи.

Фразеологические обороты.

Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка

фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов.

Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая

игра «Рыбная ловля».

Крылатые слова.

Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

В мире вежливых слов.

Речевой этикет. Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др.

Почему мы так говорим? Орфоэпические нормы. Турнир знатоков Практическое занятие. Работа с орфоэпическим словарем. Игра «Корректор»

Пульс слова. Ударение в русском языке..

Правильно ли мы говорим?

Особенности русского ударения. Ударение как средство смыслового различения слов.

Зри в корень. Всё растёт из корня. Бывают ли у слов родственники?

В стране морфем. Из истории морфем. Роль морфем в грамматике.

Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов. Беседа о предках современных слов. Интересные случаи чередования. Игры с однокоренными словами

Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности

словообразования и формообразования. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». «Странные» корни»

Практическая работа. Лингвистическая игра « Родственники».

В стране морфем. Из истории морфем. Роль морфем в грамматике.

Если знаешь части слова, ты напишешь их толково. Трудные случаи разбора слов по составу. Задачи на правописание приставок.

Почему мы так пишем? Правила правописания морфем.

Как работает слово?

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи. Решение занимательных задач.

Рассказ учителя. Практическая работа

От точки до многоточия. Среди знаков препинания.

Знаки препинания. История происхождения знаков препинания.

Их роль в русской грамматике.

Лингвистический КВН

                  Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Дорога к письменности

4

2

Грамматика

1

3

Этимология

3

4

Словари

2

5

Лексика

13

6

Орфоэпия

3

7

Морфемика

5

8

Морфология

2

9

Пунктуация

2

10

КВН

1


Всего

35

                      Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

Форма проведения

Образователь

ный продукт, умения

1.

Вначале было Слово...

1

Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке.

Презентация

беседа


Составление книжки высказываний.

2-3

Дорога к письменности.

Можно ли писать без букв.

Загадочный папирус.


Кириллица или глаголица.

2

История письменности от древности до наших дней.

Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись.

Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга.

Устный журнал

Презентация

Занимательная игра «Шифровальщики».


Журнал путевых заметок

Создание небольших сообщений

4

«Сперва Аз да Буки – потом все науки».

Как учили грамоте на Руси.

Потерянные буквы

1

Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв.

Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки.


Лингвистический журнал

Путешествие

Рассказ учителя, практическое занятие

Сочинение-отзыв

о путешествии

Сообщения учащихся об «интересных», «лишних», «весёлых», «удивительных», «дорогих», «волшебных» буквах языка.


5


«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики.

Грамматика и история.

1

Что такое грамматика? Основатели русской грамматики.

Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий грамматических терминов.



Исторический калейдоскоп



Рассказ учителя

Словарь грамматических терминов

6-7

«Что в имени твоём?» Словесные раскопки.

Как рождается слово?

Увлекательное около нас.


2

Наука этимология. Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.

происхождение, история слов. Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Слова и вещи. Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. Из истории русских имен и фамилий.

О происхождении имён, отчеств, фамилий.


Игра «Почему мы так называемся?».

Исследование



Беседа

Практическое занятие, защита проектов

Игра «Почему мы так называемся».






Практическая работа

Работа с этимологическим словарём.


Сочинение «Имена в нашей семье»

Сообщения учащихся, занимательные игры; исследование, защита проектов



8

В музее истории слов.



1

Происхождение и употребление слов и выражений.

История слов.

Экскурсия.

Археологические раскопки

Маршрутный лист

Составление мини-словаря

9

Можно ли сломать язык?


1

Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство разными видами словарей.

Рассказ учителя


Практическая работа с разными видами словарей.

Сообщение,

посвященное В.И. Далю: «Собирал человек слова».


Сообщение, умение работать со словарями

10

Где же хранятся слова?

Копилки слов.

1

Словари. Типы словарей. Роль словарей.

Лингвистический журнал

Составление оригинального словаря

11

Сказал то же, да не одно и то же.


1

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,

эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности

создать яркие образные картины. Контекстуальные синонимы.

Практическая работа со словарем синонимов.

Лабораторная работа

Лингвистическая игра «Лексическое лото».


Умение работать со словарями

12

«Тезки наоборот».


1

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов.


Рассказ учителя

Решение занимательн.

лингвистических заданий.

Лабораторная работа


Составление занимательных лингвистических заданий

13

Слова - двойники

О словах разных, одинаковых, но разных.


1

Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения

неправильного понимания омонимов, использование их для составления

шуток. Словари омонимов. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.



Рассказ учителя. Наблюдение.

Работа с толковым словарем, со словарём омонимов

Работа в группах, дидактические игры и упражнения

Умение работать со словарями

14

«Ходят» ли дождь и снег?

1

Многозначность слов. Употребление в переносном значении

Беседа, практическое занятие

Грамматические игры и упражнения, работа в группах

15

Из глубины веков.

1

Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке.

Экспедиция в прошлое

Журнал экспедиции

16

Слова – пришельцы.

1

Заимствованные слова.


Лингвистический бой


17

Не в бровь, а в глаз.

Пословицы, поговорки.

1

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная

сокровищница народной мудрости. Народная мудрость в пословицах и поговорках, тематическое богатство русских пословиц.


Лингвистические конкурсы.

Практическая работа.

КВН Лингвистические конкурсы.


Мини-сочинение по пословице

Составление книжки-малышки по пословицам народов России.

18

Всех скороговорок не перескороговоришь.


1

Скороговорки. Роль скороговорок в речи.

Практикум

Составление скороговорок

19

Фразеологические обороты.


1

Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка фразеологизмами, их роль.

Практическое занятие.

Работа со словарем фразеологических оборотов.

Сообщения уч-ся о происхождении фразеологич оборотов

Умение работать со словарями

Сообщения

20

Почему мы так говорим.


1

Продолжение разговора о фразеологических оборотах.



Лингвистическая игра «Рыбная ловля».


Умение работать со словарями

Сообщения

21

Крылатые слова.

1

Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов.



Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова.

Практич работа, поиск и объяснение крылатых слов и выражений в баснях

Презентация басен.


22

В мире вежливых слов.

1

Речевой этикет. Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др.

Ролевая игра

Составление словаря вежливых слов

23

Почему мы так говорим?

1

Орфоэпические нормы

Турнир знатоков Практическое занятие

Работа с орфоэпическим словарем. Игра «Корректор».

24

Правильно ли мы говорим?

1

Особенности русского ударения. Ударение как средство смыслового различения слов.


Практикум

Словарь ударений

25

Пульс слова.

1

Ударение в русском языке.

Практическое занятие

Выполнение упражнений. Игра «Корректор»

26

В стране морфем.

1

Из истории морфем. Роль морфем в грамматике.

Экскурсия

Маршрутный лист экскурсии

27-28

Зри в корень.


Всё растёт из корня.

Бывают ли у слов родственники?


2

Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов. Беседа о предках современных слов. Интересные случаи чередования. Игры с однокоренными словами

Исследование.


Практическое занятие, беседа

Лингвистическая игра

«Родственники».


Составление родословной однокоренных слов

Частично-поисковый метод

Грамматическая сказка. Весёлые стихи.

29

Если знаешь части слова, ты напишешь их толково.

1

Трудные случаи разбора слов по составу. Задачи на правописание приставок.

Рассказ учителя, практическое занятие

Грамматические игры и упражнения.

30

Почему мы так пишем?

1

Правила правописания морфем.

Практикум


31-32

Как работает слово?


2

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи


Решение занимательных задач.

Рассказ учителя. Практическая работа


33-34

От точки до многоточия.

Среди знаков

препинания.

2

Знаки препинания. История происхождения знаков препинания.

Их роль в русской грамматике.

Экскурсия в музей знаков препинания.



Сочинение-отзыв

35

Лингвистический КВН

1


Игра

Турнир знатоков русского языка.


Список литературы.

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.

5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.

6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.

7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.

8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

9.Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис – Пресс, 1997.

10. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для

учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.

11. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г.

Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

12. Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993.

13.На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996.

14. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку / Книга для учащихся 5-7 классов ср. школы – М.: Просвещение, 1989.

15.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.

Панов.- М.: Педагогика, 1984.

16. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

17.Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание; Изд-во: Просвещение, 1966

18.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 2011.

19.Граник Г. Г. Секреты пунктуации. М., 1987г.

Приложения.

Викторина ( с ответами) для учащихся 6,7 классов.

Как называется наша азбука? (1 балл).

Назовите ее создателей, что вы знаете о них?(2 балла)

Как произошло слово азбука, назовите синоним к этому слову? (2 балла)

Какие вы знаете славянские праздники, когда они празднуются, с чем связаны? (2 балла)

Назовите богов славянской мифологии? (3 балла)

В каком произведении А.С. Пушкина упоминается имя главного славянского бога и обычай славянских воинов? (3 балла)

В какой опере Римского-Корсакова упоминается бог любви Лель? (1 балл)

Назовите славянские мифы (2 балла)

Назовите язык Древней Руси(1 балл)

Как назывались буквы древнерусской азбуки?(1 балл)

В древнерусском языке был звательный падеж, сейчас такого падежа нет, но в современном русском языке он остался . В роли чего?(2 балла)

Что вы знаете о двойственном числе?(1 балл)

В кириллице буквы означали числа. Что обозначают А? Б?(2 балла)

В старославянском языке есть сочетания РА, РЕ, ЛА, ЛЕ. Какие русские сочетания им соответствуют? (2 балла)

Какие русские слова соответствуют старославянским брег, древо, град, прах, глава, среда, храм, млеко, облако, страж?(5 баллов)

В древнерусском языке было слово перст, обозначающее палец, сейчас этого слова нет, но корень остался. Назовите 2 слова с этим корнем. (1 балл)

Слово коло обозначало круг, назовите однокоренные слова.(2 балла)

Что обозначают такие слова в современном русском языке: очи, ланиты, выя, десница, шелом, отрок?(3 балла)

Выпишите в один столбик русские слова, во второйстарославянский: здравствуй, холод, возглас, голова, глад, ворот, страна, врата, прохлада, стража, главный, оборона, власть, здоровье, волость, сторона, норов, лодка.(9 баллов)

Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова: кур (петух), зга (дорога), зеница (зрачок), око (глаз), рожон (заостренный кол). Составьте с одним из них предложение.(6 баллов)

Ответы

1.Наша азбука называется кириллицей. В первоначальном варианте она имела 43 буквы.

2. Создатели славянской азбуки Кирилл (до пострижения в монахи его звали Константином) и Мефодий происходили из византийского города Солуни (ныне Салоники в Греции) . Кирилл прилежно учился, осваивал греческий язык, счёт, овладевал верховой ездой и воинскими приёмами. Но любимым его занятием было чтение книг. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. Позже он недолго преподаёт в университете философию.

Хорошо знавший греческий, арабский, латинский и язык славян, Кирилл был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг. Поэтому Кирилл приступает к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.

24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

3. Слово азбука произошло от названия первых двух букв кириллицы: аз, буки. Синоним-

алфавит.

4. 24 мая- День славянской письменности и культуры.(создание славянской азбуки).

Масленица- празднуют на последней неделе перед Великим постом. Связан этот праздник с проводами зимы.

Троица- в начале лета. Связан с расцветающей, входящей в силу природой.

Коляда (святки)- конец декабря- начало января . Связан с нарастанием силы солнца.

Праздник Ивана Купалы- 24 июня. Связан с летним солнцестоянием.

1-ый Спас - «Медовый» - 14 августа

2-ой Спас - «Яблочный» - 19 августа

3-ий Спас - «Хлебный» - 29 августа

5. Боги славянской мифологии:

Ярило- бог солнца

Белобог- «добрый», бог света, плодородия

Чернобогзлой», бог войны, зла

Стрибог- бог-отец, дед ветров

Макошь- богиня судьбы, плодородия

Лада- богиня любви, брака

Леля- богиня деторождения

Лель- бог любви

Перун- бог грома, молнии

Жива- богиня жизни

Морана- богиня смерти

Даждь Бог- .Главный бог, бог солнца, тепла и света.

Сварог- бог огня, неба

6. У А. С. Пушкина в «Песни о вещем Олеге» в начале произведения упоминается имя славянского бога Перуна.

7. Славянский бог любви Лель упоминается в опере Римского- Корсакова «Снегурочка».

8. Мифология славян известна лишь фрагментарно. Почти совершенно нет свидетельств о древнейшей славянской религии и мифологии в период до VI века нашей эры. Крайне мало сохранилось свидетельств, относящихся и к периоду с VI по XI вв.

Но всё-таки известны некоторые славянские мифы: Народный миф о солнце, Древний рай, Древний богатырь, Вырий, Рассказ о праздновании Купалы.

9. Язык Древней Русидревнерусский или восточнославянский.

10. Названия букв древнерусской азбуки:

Аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, и десятиричное, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, хыр, ото, ци, червь, ша,ща, ер, еры, ерь, ять, А йотованное, Е йотованное, ЮС малый, ЮС большой, ЮС малый йотованный, ЮС большой йотованный, кси, пси, фита, ижица.

11. До 16 века было пять падежей- правый, родной, виновный, дательный, звательный. Позже появились творительный и предложный. В современном русском языке звательного падежа нет, но он сохранился в форме обращения.

12. В нашем языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное, которое обозначало два предмета. Остатки двойственного числа сохранились до сих пор, а именно: очи, уши, плечи.

Формы именительного и винительного падежей множественного числа, мужского рода (такие как города, леса), возможно, также возникли под влиянием двойственного числа , например, рога, рукава, глаза.

13.Буквы кириллицы служили не только для обозначения звуков, но также для обозначения цифр. Например, А – 1, Бне имела числового значения, В -3…

14. В русском языке старославянским сочетаниям РА, РЕ, ЛА, ЛЕ соответствуют полногласные сочетания ОРО,РО( в начале слова), ЕРЕ, ОЛО,ЛО( в начале слова), ЕЛО.

15. Старославянским словам соответствуют следующие русские:

Брег- берег

Древо- дерево

Град- город

Прах- порох

Глава- голова

Среда- середина

Храм- хоромы

Млеко- молоко

Облако- оболочка

Страж- сторож

16. В современном языке есть слова с древнерусским корнем перст: перстень, напёрсток.

17. У всех славян существовало слово «коло»- «круг». Множество других слов связано с ним: «кольцо», «колесо», «около», «околица», «колобок».

18. В современном русском языке следующие слова обозначают:

Очи- глаза

Ланиты- щёки

Выя- шея

Десница- правая рука

Шелом- шлем

Отрок- подросток, «несовершеннолетний мужчина».​​​​​​​

19. русские старославянские

Холод прохлада

Здоровье здравствуй

Голова главный

Ворот врата

Оборона возглас

Волость власть

Сторона страна

норов стража

лодка глад

20. Фразеологизмы:

Попал как кур во щи«невинно, без всяких оснований»

Не видать ни зги - «не видать дороги»

Беречь как зеницу ока«тщательно беречь»

Не лезть на рожон- «предпринимать что-то рискованное, заведомо обречённое на неудачу»

В данной ситуации Павел не собирался лезть на рожон, а решил на время отойти от дел и взять непродолжительный отпуск.

Викторина 2 :

Что появилось вперед: рисуночное письмо или иероглифы?

Какие народы сейчас пишут иероглифами?

Из каких букв состоял финский письменный язык?

Как образовалось слово азбука?

Кто из двух братьев придумал азбуку: Кирилл или Мефодий?

Почему славянская азбука называетсякириллицей”?

Решите пример: Сколько будет аз + буки?

В Моравию отправились для работы над славянской азбукой братья Константин и Мефодий. А мы чтим Кирилла и Мефодия. Почему?

Объясните смысл высказываниястоять фертом”.

Какой русский царь провел азбучную реформу и зачем?

Какую русскую букву называли буквойстрамилищем? За что?

Какие народы, кроме русского, должны быть благодарны Кириллу и Мефодию?

Какая надпись сделана на Всероссийской эмблеме фонда славянской письменности и культуры? Как вы понимаете смысл этого изречения?

Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)

Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)

Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий? (Моравия)

Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (кириллица)

Когда возникла письменность у славян? (863 г.)

Сколько букв в кириллице? (43)

Сколько букв в современном алфавите? (33)

Где используется алфавитный порядок?

Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.