Материал на проверке

Занимательная математика

0
0
Материал опубликован 26 January в группе














Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для учащихся 6-х классов

















Автор-составитель программы:

Ульянова М.В,

учитель математики




















Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для учащихся 6 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .

Актуальность. Программа даёт возможность расширить и углубить знания по отдельным темам, познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся приобрести навыки исследовательской деятельности, развить умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и увеличивает учебную мотивацию.

Практическая значимость обусловлена развитием математических способностей, логического мышления, обучением рациональным приёмам применения знаний при решение занимательных задач помогут ребятам принимать участие в математических олимпиадах, играх, конкурсах. Многообразие форм деятельности учащихся, творческий подход и использование информационных технологий способствуют формированию саморазвития и самопознания.


Цель и задачи программы

Цели:

развитие логического, творческого мышления, математического кругозора учащихся

расширение и углубление знаний учащихся по математике

привитие интереса учащихся к математике

воспитание настойчивости, инициативы, культуры общения у учащихся

Задачи:

развитие навыков и практических приёмов мыслительной деятельности

развитие общей культуры мышления

формирование учебно-информационных умений

расширение понимания значимости математики для общественного прогресса

развитие культурных, коммуникабельных, самостоятельных качеств личности учащихся

Раскрытие творческих способностей учащихся

Особенности реализации программы. Данная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Состоит из нескольких относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направленна на решение своих собственных педагогических задач. В программе рассматриваются теоретические вопросы. В практической части учащиеся учатся применять математические знания и навыки к решению задач, составлять задачи, изготавливать модели фигур и тел. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными, на которых они учатся логически мыслить, рассуждать, развивать речь, культуре общения.

Особенности возрастной группы детей . Программа предназначена для детей 11-12 лет, которые характеризуются возрастанием познавательной активности и любознательности. Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Режим и формы проведения занятий: Для реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» отводиться один год, в количестве 70 часов; количество часов и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий 40 мин. Учитель вправе планировать и менять режим занятий по своему усмотрению. Каждое занятие состоит из двух частей-теоретической и практической. Предполагается использовать следующие формы занятий: интерактивная лекция, эвристическая беседа, мини-доклады, дидактические игры, практикум и д.р.; виды деятельности: индивидуальная, групповая, творческая, проектная и д.р.



Планируемые результаты освоения учащимися программы.

Личностные результаты

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

регулятивные

учащиеся научатся:

формулировать и удерживать учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

составлять план и последовательность действий;

осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

осуществлять смысловое чтение;

создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетент­ности);

видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

коммуникативные

учащиеся научатся:

организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

учащиеся научатся:

работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики

выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;

пользоваться изученными математическими формулами;

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения не­сложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных мате­риалов, калькулятора и компьютера;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин­формации;

знать основные способы представления и анализа ста­тистических данных; уметь решать задачи с помощью пере­бора возможных вариантов;

моделировать практические ситуации средствами математики

решать простейшие комбинаторные задачи путем осмысления их практической значимости и с применением известных правил

создавать развертки геометрических фигур и их модели, моделировать геометрические узоры

применять изученные понятия, результаты и ме­тоды при решении задач из различных разделов курса;






Содержание программы



1.Занимательные задачи (22ч).

Логические задачи(4). Задачи шутки (2). Старинные задачи (2). Софизмы (2). Магические квадраты (2). Математические ребусы (2). Математические фокусы (2). Криптография (4). Составление ребусов, кроссвордов (2).

2.Олимпиадные задачи (10ч).

Решение олимпиадных задач (6). Решение задач математической игры «Кенгуру»(4).

3.Геометрические задачи (18ч).

Геометрические головоломки (2). Задачи на разрезание (2). Танграмм (2). Оригами в геометрии (2). Создаем узоры из геометрических фигур (2). Многогранники (2). Моделирование многогранников (4). Конструируем город из многогранников (2).

4.Задачи на комбинаторику (16ч).

Решение комбинаторных задач (4). Факториалы (2). Правило умножения в комбинаторике (2). Дерево возможных вариантов (2). Графы в решении задач(2). Круги Эйлера (2). Составление комбинаторных задач (2).

5.Творческие проекты (4ч.)



Календарно– тематическое планирование


п/п

дата

Тема занятий

Количество часов

из них

теория

практика



Занимательные задачи

22

4,5

17,5

1.1


Логические задачи

4

0,5

3,5

1.2


Задачи шутки

2

0,5

1,5

1.3


Старинные задачи

2

0,5

1,5

1.4


Софизмы

2

0,5

1,5

1.5


Магические квадраты

2

0,5

1,5

1.6


Математические ребусы

2

0,5

1,5

1.7


Математические фокусы

2

0,5

1,5

1.8


Криптография

4

0,5

3,5

1.9


Составление ребусов, кроссвордов

2

0,5

1,5



2. Олимпиадные задачи

10

1

9

2.1


Решение олимпиадных задач

6

0,5

5,5

2.2


Решение задач математической игры «Кенгуру»

4

0,5

3,5



3. Геометрические задачи

18

4

14

3.1


Геометрические головоломки

2

0,5

1,5

3.2


Задачи на разрезание

2

0,5

1,5

3.3


Танграм

2

0,5

1,5

3.4


Оригами в геометрии

2

0,5

1,5

3.5


Создаем узоры из геометрических фигур

2

0,5

1,5

3.6


Многогранники

2

0,5

1,5

3.7


Моделирование многогранников

4

0,5

3,5

3.8


Конструируем город из многогранников

2

0,5

1,5



4. Задачи на комбинаторику

16

3,5

12,5

4.1


Решение комбинаторных задач

4

0,5

3,5

4.2


Факториалы

2

0,5

1,5

4.3


Правило умножения в комбинаторике

2

0,5

1,5

4.4


Дерево возможных вариантов

2

0,5

1,5

4.5


Графы в решении задач

2

0,5

1,5

4.6


Круги Эйлера

2

0,5

1,5

4.7


Составление комбинаторных задач

2

0,5

1,5

5


Творческие проекты

4

0,5

3,5



Итого

70

13,5

56,5




Формы контроля

Контроль проводиться в игровой форме (конкурсы, викторины, составление кроссвордов, ребусов и др.) посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются : диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, собеседования, опросников, тестирования; выставки работ, презентации проектов.





Список литературы

Литература для учителя

Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе:пособие для учителя общеобразов. организации_М.: Просвещение , 2014 .

Афонькин С.Ю. Всё об оригами/ С.Ю.Афонькин ,Е.Ю.Афонькина .-СПб.:СЗКЭО Кристалл,2004.

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома/ С.Ю.Афонькин , Е.Ю.Афонькина . –М.: Аким,1996.

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные за­нимательные задачи. - М., 1996.

Баранова Т.А.Олимпиада для 5-6 классов /Т.А.Баранова,А.А.Блинков .-М.:Ониус,1998.

Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвор­дах, криптограммах. - М., 2002.

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. -М., 1996.

ГарднерМ. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки/М.Гарднер.-2-е изд.,испр и дополн.-М.:Мир,1999.-447с

Кордемский Б.А. Удивительный квадрат./Б.А.Корддемский,Н.В.Русалев.-М:Столетие,1994.-157.

Фарков А.В. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В.фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.-92с.

Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.


Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;

http://www.math.ruудивительный мир математики/ Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека;

http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;

http://www.tmn.fio.ru/works/ – Правильные многогранники: любопытные факты, история, применение. Теорема Эйлера. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых, имеющих отношение к теме. Многогранники в искусстве и архитектуре. Занимательные сведения о некоторых линиях Линии: определения, любопытные факты, примеры использования. Гипербола, парабола, эллипс, синусоида, спираль, циклоида, кардиоида;

http://mathc.chat.ruМатематический калейдоскоп: случаи, фокусы, парадоксы. Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия;

http://zadachi.yain.net«Задачи и их решения». Задачи и решения из разных дисциплин, в том числе по математике, программированию, теории вероятностей, логике.

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/



Литература для учащихся

1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.

2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011

3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.

5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

6. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.