Автор: Прасолова Марина Валерьевна, заместитель директора по методической работе, руководитель школьного музея, учитель, педагог ДОд МБОУ «Пилюгинская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области.
Цель: приобщение обучающихся к краеведению.
Задачи:
Активизация эмоциональной сферы личности школьников.
Расширение краеведческого кругозора учащихся.
Формирование ценностных ориентаций и убеждений, стремления активно изучать природу и историю родного края.
«Знакомые незнакомцы»
Цель: закрепление знаний о растениях и животных своей местности, занесенных в Красную книгу.
Оборудование: картинки растений и животных (презентация, набор открыток, альбом).
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных своей местности, которые в опасности, рассказывают о них.
…………………………………………………………………………………...........................................................
«Бердвотчер»
Цель: наблюдение за птицами родного края.
Оборудование: карточки с изображениями птиц или презентация.
Ход игры: учитель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц или презентацию, просит назвать птицу и сообщить, живет ли птица в нашем крае или нет.
………………………………………………………………………………………........................................................
«Я люблю село родное»
Цель: воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Задание: выразительно прочитать стихотворение о селе местных авторов (обучающихся).
………………………………………………………………………………………........................................................
«Есть идея!»
Цель: формирование понимания важности заботы о природе, окружающей среды.
Задание: придумать и записать 10 идей по улучшению экологии, жизнеустройства нашего села. ……………………………………………………………………………………………………………………….............................
Экскурсия по родному краю
Цель: воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Оборудование: иллюстрации видов села, района, города, маршрутная карта, презентация.
Ход игры: ведущий изображает экскурсовода, а класс экскурсанты. Говорит вступительные слова: «Дорогие гости, вы находитесь в центре…. Мы осмотрели село (город, район) и, и о чём вы хотели бы узнать подробнее?»
Беседа строится на вопросах и ответах экскурсовода и экскурсантов.
Тема не ограничена: «По родному краю», «По литературному кольцу...», Знаменитые люди...».
………………………………………………………………………………………………………………….................................
«Мозговой штурм»
Цель: приобщение ребят к истории своей малой родины; в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта.
Ход игры: учитель задает вопросы, дети отвечают. Педагог показывает картинку при правильном ответе.
Самый первый утюг? (рубель)
Предмет, для переноса воды в старину? (коромысло)
На ней катались с горы? (ледянка)
Седая борода, из которой изготовляли холсты? (лён, куделя)
В нём хранили вещи? (сундук)
Деревянное ведро? (кадушка)
Шуба? (доха)
Катанки? (валенки)
Онучи? (портянки)
Шило, для изготовления лаптей? (кочедык)
Полотенце? (Рушник)
Светильник (лучина, керосинка…)
Праздничный пояс (кушак)
Женский головной убор (кокошник)
Кружевная ткань на кровати (подзорник)
Плетень (тын)
Короб из толстых досок для муки, зерна? (сусек)
Железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают..(ухват)
Инструмент из железа. Использовался для выгребания углей из печи. (кочерга)
Из него доставали воду (колодец).
………………………………………………………………………………………........................................................
«Моя улица»
Цель: закрепление знаний об истории названия улиц своего села (города).
Оборудование: карта с улицами (презентация).
Ход игры: обучающиеся на карте находят свою улицу и обозначают её название, рассказывают интересные сведения, факты из истории (знаменитые жители, архитектурные и исторические памятники, если есть).
………………………………………………………………………………………........................................................
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомство детей со знаменитыми людьми родного края.
Оборудование: портреты известных соотечественников, презентация.
Ход игры: Учитель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем знаменита эта личность, дополняет информацией, если нужно.
………………………………………………………………………………...............................................................
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомство с устным народным творчеством.
Ход игры: учитель начинает пословицу, дети ее продолжают.
Нет в мире краше ……………………..Родины нашей.
Родина – мать, чужбина –………….. ……. мачеха.
Человек без Родины, ………….что соловей без песни.
Одна у человека мать,…………. одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ………..ни жизни не жалей.
Галина Владимировна
Прасолова Марина Валерьевна
Уразалеев Руслан
Прасолова Марина Валерьевна
Дмитрий Александрович Кривошей