Статья «Причины и приёмы повышения успеваемости у детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах»
Если ребенок с интеллектуальными нарушениями плохо успевает в коррекционной школе, причины нередко связаны не только с нежеланием учиться, но и другими моментами.
- Проблемы со здоровьем. Дети не всегда говорят родителям о плохом самочувствии, есть много скрытых нарушений. Чаще всего негативно на успеваемость влияют проблемы со зрением, спиной, вегето-сосудистая дистония. Чтобы исключить заболевания, регулярно проходите профилактические осмотры. Бичом нашего времени стал синдром дефицита внимания. Хотя этот диагноз ставит только специалист, педагог на первых порах замечает особенности ребёнка и сигнализирует родителям.
- Неподготовленность к школе. Эта проблема возникает ещё в детском саду. Большое значение имеют психологические навыки и качества. Развитое мышление и логика, устойчивость психики, способность спокойно воспринимать критику, позитивный настрой к учебе, умение учиться на собственных ошибках, уверенность в собственных силах, как правило, у «особых детей» не развиты. Все эти качества нужно развивать у детей с ранних лет.
- Большой поток информации. Ребенку в школе приходится не только осваивать новый материал, но и взаимодействовать с большим количеством людей. Чтобы мозг и нервная система успевали перегружаться необходим режим дня
- Эмоциональная перегрузка. В школе от ребенка постоянно чего-то ожидают и требуют. Это утомляет, и дома хочется выпустить пар, расслабиться, и ничего не делать. Правильно выстраивайте режим дня, чтобы было время для отдыха, но уроки не приходилось делать в последний момент.
- Отсутствие интереса к учебе. Дети не понимают, как им пригодятся школьные знания в будущем.
- Атмосфера в семье. Сложно хорошо учиться под бесконечные скандалы родителей.
Как повысить мотивацию к учёбе, соответственно и качество обучения.
- Обучай, играя. Учащиеся начальных классов не воспринимают сухую информацию.
Игра при изучении букв и цифр. Упражнения по вырезанию, обводке, выкладыванию букв, цифр. Очень хорошо формируются образы в полушариях головного мозга благодаря упражнениям на мелкую моторику : шнуровки, застёгивания…
- Коррекция всех высших психических функций, через специальные упражнения : на логику «Найди лишнее», «Что в начале, что в конце»; на восприятие и внимание «В чём отличия», «Найди только синее»; на память: «Запомни второе слово из 5 пар» и др.
- Упражнения на развитие межполушарной ассиметрии : «Квадрат, круг» (рисование обоими руками разных, контуров букв, цифр, предметов)
- Соревновательная форма проведения уроков.
- Разнообразные формы учебной деятельности на уроке, но с учётом охранительного режима.
- Совместная работа с семьёй по воспитанию мотивации. Например, «Дневник успеха».Это лишь некоторые приёмы повышения мотивации и успеваемости.