Видеоматериал к уроку биологии. Занятие №19 «Животные тропических лесов»

5
1
Материал опубликован 28 June 2017 в группе

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты


Кинопособие " Экология животных" 

Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (7класс зоологии). Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" 4класс

Актуальность занятия:

Наша планета — дом для огромного числа животных. Все животные на Земле обитают на определенных территориях, которые называются природно-климатическими зонами. В каждой природной зоне существует определенное сочетание условий, необходимых для жизни: среднегодовая температура и влажность, световой режим и пищевые ресурсы, тот или иной рельеф и растительный покров и т. д. Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир — совокупность видов живот­ных, совместно населяющих эту территорию земного шара.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике

Форма проведения: Лекция, видеоматериал.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Высокоствольные деревья. Лианы. Экваториальные тропические леса.

Видовое разнообразие

Вопросы для обсуждения

1.Чем отличаются тропические леса от лесов умеренного пояса?

2.Почему в тропических лесах обитает так много различных видов живот­ных?

3. В каких ярусах в основном сосредоточено животное население тропи­ческого леса?

4.Какие позвоночные могут обитать в кронах деревьев тропического леса?

В экваториальной зоне западного и восточного полушарий произрастают вечнозеленые тропические леса. В тропических лесах сосредоточено наиболь­шее, по сравнению с другими зонами, число видов растений и животных. Это объясняется тем, что климат тропиков очень благоприятен для жизни растений

и животных. Средняя температура года равна примерно +25...+30°С, а количест­во осадков приближается к 2000 мм.

В растительности тропических лесов преобладают высокоствольные дере­вья, а также лианы. Кустарников и трав мало, а лесная подстилка выражена сла­бо. Поэтому разнообразное животное население в основном сосредоточено в кронах деревьев.

В тропических лесах Южной Америки, которые расположены в бассейне самой полноводной реки мира — Амазонки, можно встретить ягуара и муравь­еда, ленивца, медленно перебирающегося по ветвям деревьев, и шумных, крикливых обезьян-ревунов. Здесь обитает и самый крупный представитель се­мейства грызунов — капибара, или водосвинка. В поисках сочных плодов пере­летают с дерева на дерево большие попугаи ара, а самые маленькие птицы на Земле — колибри — снуют от цветка к цветку в поисках нектара и мелких насе­комых. В реках водятся крокодилы — кайманы, а также гигантские змеи — ана­конды. длина тела которых может иногда превышать 10 м (рис.1). В амазон­ских тропических лесах можно встретить крупных пауков-птицеедов (рис.1) и скорпионов.


 


 

Рис.1: I - анаконда: 2 - паук-птицеед

В экваториальных тропических лесах Африканского континента животный мир не менее разнообразен. В горных труднодоступных районах этой зоны живут одни из самых больших обезьян на планете — горные гориллы. Под пологом ле­са можно встретить леопарда. А на деревьях обитают хамелеоны, серые попуган, мартышки.

В тропических лесах Азии живут тигры, буйволы, бамбуковые медведи — панды, которые относятся к семейству енотовых. В азиатских тропиках много приматов, например макаки, гиббоны, орангутаны. На деревьях живут разнооб­разные пресмыкающиеся, среди которых выделяется летучий дракон — ящерица, способная к планирующему полету (рис.2). А среди птиц наиболее интересны павлины и птицы-носороги, названные так из-за огромного клюва, на котором имеется крупный вырост (рис.2).


 

Рис.2: I - летучий дракон; 2 - птица-носорог


 

Вывод: итак, в тропических лесах наблюдается наибольшее видовое разнообразие животных. Это связано как с благоприятными климатическими условиями, так и с богатой растительностью, благодаря чему в данной природной зоне может обитать большое число животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал, пригодится в работе!

18 July 2017