Видеоматериал к уроку биологии. Занятие №19 «Животные тропических лесов»
Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты
Кинопособие " Экология животных"
Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (7класс зоологии). Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" 4классАктуальность занятия:
Наша планета — дом для огромного числа животных. Все животные на Земле обитают на определенных территориях, которые называются природно-климатическими зонами. В каждой природной зоне существует определенное сочетание условий, необходимых для жизни: среднегодовая температура и влажность, световой режим и пищевые ресурсы, тот или иной рельеф и растительный покров и т. д. Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир — совокупность видов животных, совместно населяющих эту территорию земного шара.
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,
применение их на практике
Форма проведения: Лекция, видеоматериал.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Основные понятия-
Высокоствольные деревья. Лианы. Экваториальные тропические леса.
Видовое разнообразие
Вопросы для обсуждения
1.Чем отличаются тропические леса от лесов умеренного пояса?
2.Почему в тропических лесах обитает так много различных видов животных?
3. В каких ярусах в основном сосредоточено животное население тропического леса?
4.Какие позвоночные могут обитать в кронах деревьев тропического леса?
В экваториальной зоне западного и восточного полушарий произрастают вечнозеленые тропические леса. В тропических лесах сосредоточено наибольшее, по сравнению с другими зонами, число видов растений и животных. Это объясняется тем, что климат тропиков очень благоприятен для жизни растений
и животных. Средняя температура года равна примерно +25...+30°С, а количество осадков приближается к 2000 мм.
В растительности тропических лесов преобладают высокоствольные деревья, а также лианы. Кустарников и трав мало, а лесная подстилка выражена слабо. Поэтому разнообразное животное население в основном сосредоточено в кронах деревьев.
В тропических лесах Южной Америки, которые расположены в бассейне самой полноводной реки мира — Амазонки, можно встретить ягуара и муравьеда, ленивца, медленно перебирающегося по ветвям деревьев, и шумных, крикливых обезьян-ревунов. Здесь обитает и самый крупный представитель семейства грызунов — капибара, или водосвинка. В поисках сочных плодов перелетают с дерева на дерево большие попугаи ара, а самые маленькие птицы на Земле — колибри — снуют от цветка к цветку в поисках нектара и мелких насекомых. В реках водятся крокодилы — кайманы, а также гигантские змеи — анаконды. длина тела которых может иногда превышать 10 м (рис.1). В амазонских тропических лесах можно встретить крупных пауков-птицеедов (рис.1) и скорпионов.
Рис.1: I - анаконда: 2 - паук-птицеед
В экваториальных тропических лесах Африканского континента животный мир не менее разнообразен. В горных труднодоступных районах этой зоны живут одни из самых больших обезьян на планете — горные гориллы. Под пологом леса можно встретить леопарда. А на деревьях обитают хамелеоны, серые попуган, мартышки.
В тропических лесах Азии живут тигры, буйволы, бамбуковые медведи — панды, которые относятся к семейству енотовых. В азиатских тропиках много приматов, например макаки, гиббоны, орангутаны. На деревьях живут разнообразные пресмыкающиеся, среди которых выделяется летучий дракон — ящерица, способная к планирующему полету (рис.2). А среди птиц наиболее интересны павлины и птицы-носороги, названные так из-за огромного клюва, на котором имеется крупный вырост (рис.2).
Рис.2: I - летучий дракон; 2 - птица-носорог
Вывод: итак, в тропических лесах наблюдается наибольшее видовое разнообразие животных. Это связано как с благоприятными климатическими условиями, так и с богатой растительностью, благодаря чему в данной природной зоне может обитать большое число животных.
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.
Ксения Александровна