Занятие на тему «Овощи и фрукты» для детей с ОНР 3 уровня 3 года обучения
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим
для детей с ОНР 3 уровня 3 года обучения
по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
Закреплять представления детей о фруктах (яблоко, груша, апельсин) и овощах (помидор, огурец, морковь): название, внешний вид, место произрастания, кто сажает.
Упражнять детей в определении качеств овощей и фруктов: форма (круглый, вытянутый), цвет (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый), образовывая словосочетания (существительное + прилагательное).
Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты.
Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в речи.
Развивать зрительное, тактильное восприятие, концентрацию, устойчивость внимания, вербальную память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Способствовать закреплению умения отвечать на вопросы полным предложением.
Способствовать закреплению умения действовать в соответствии с инструкцией педагога.
Воспитывать желание помогать другим.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: много, садовод, огородник.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картин по теме «Овощи и фрукты»
Чтение сказки «Репка»
Индивидуальная работа:
С Ксюшей по совершенствованию умения в назывании овощей и фруктов и раскладывании их по тарелкам
С Катей по совершенствованию умения в составлении простых предложений по вопросам
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: олимпийский зайка, мешочек, мяч, картинки грядок и деревьев
Раздаточный: 2 тарелки, натуральные фрукты и овощи (яблоко, груша, апельсин, морковь, помидор, огурец), подарки детям.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Стук в дверь, вбегает олимпийский зайка
Здравствуйте, ребята, я олимпийский зайка принёс вам с олимпиады чудесный предмет, а чудесный он потому, что дают его только победителям.
Зайка показывает мешочек.
Что это за чудесный предмет? (ответы детей). Мешочек.
Никто не знает, что в мешочке, кроме победителей, они мне дали подсказку, только я не могу разгадать её. Помогите мне, ребята.
Основная часть:
По ходу проведения всех игровых упражнений стимулирую речевую активность детей, задавая уточняющие вопросы, вопросы на описание своих действий.
Игровое упражнение «Что внутри?»:
Давайте поможем узнать Зайке, что лежит у него в мешочке.
Сейчас каждый из вас засунет руку в мешок и попробует, не глядя, определить, что же ему попалось в руку, и рассказать, почему вы так решили.
Дети по очереди помещают руку в мешок и с помощью тактильного обследования предполагают, что попалось в руку. Данные предметы оставляют у себя на тарелках.
Ребята, так что же лежало у Зайки в мешочке? (ответы детей). В мешочке лежали овощи и фрукты.
Давайте расскажем, какие они.
Дети по очереди составляют словосочетания, описывающие конкретный фрукт или овощ, например, зелёное яблоко.
Игровое упражнение «Что где растет?»:
Для осуществления индивидуальной работы задаю вопросы как опору для составления предложения
Зайка: – Теперь я знаю, что лежало в моем мешочке. Но я не знаю, где растут все эти овощи и фрукты.
Давайте расскажем и покажем Зайке, где растет каждый овощ и фрукт.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут на грядке.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут на дереве.
Вешаю на доску картинки грядок и деревьев.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Ребята, кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Показываю картинку фрукта или овоща, дети его называют. Спрашиваю, кто его выращивает. Затем, кто правильно назвал, выходит и вешает на доску.
Теперь ты понял, Зайка, где растут овощи и фрукты, и кто их сажает?
Заяц: понял, спасибо, ребята.
Игровое упражнение «Разложи»:
Посмотрите, у нас на столе все продукты смешаны, давайте поможем Зайке разложить предметы так, чтобы он смог лучше понять. У меня есть две тарелки: в одну тарелку мы положим фрукты, в другую – овощи.
Распределяю детей на 2 команды: 1 команда раскладывает овощи, 2 – фрукты. В конце их деятельности проверяем, правильно ли всё разложено.
Игровое упражнение «Один-много»:
Олимпийский Зайка хочет посмотреть, какие вы ловкие и сообразительные.
Я бросаю каждому из вас мяч и называю фрукт/овощ в количестве одного предмета, вы должны поймать мяч назвать этот же фрукт/ овощ так, чтобы их стало много.
Например: – Яблоко одно, а много… (яблок); – Огурец один, а много… (огурцов); – Груша одна, а много… (груш) и т.д.Бросаю мяч каждому ребёнку по очереди и называю фрукт или овощ в единственном числе; дети ловят мяч и, произнося этот же овощ или фрукт во множественном числе, кидает мяч обратно.
Посмотри, Зайчик, какие ребята ловкие и сообразительные, не сделали ни одной ошибки!
Заключительная часть:
О чём мы сегодня говорили? (ответы детей). Мы сегодня говорили об овощах и фруктах.
О каких овощах и фруктах? (ответы детей). О яблоке, груше, апельсине, помидоре, огурце, моркови.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Качественная оценка деятельности детей: хвалю, отмечаю тех, кто был более активным и принимал в занятии непосредственное участие.
Зайчик, понравилось тебе, как наши ребята занимались на занятии?
От лица Зайца:
Ребята, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Вы все были такими смышлёными и сообразительными! Вы помогли мне разгадать, что же лежит у меня в мешке. За это я хочу подарить вам на память небольшие подарки.
Заяц раздаёт детям подарки.
А теперь мне пора возвращаться на Олимпиаду.
Шабанова Алёна
Лапина Виктория Дмитриевна