12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

Кинопособие « Экология животных » 

 

Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (7класс зоологии). Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" 4класс.

Актуальность занятия:

Животные обитают не только на земной поверхности. Не менее разнообразен животный мир различных водоемов — будь то небольшой пруд или огромный, безбрежный океан. В глубинах Мирового океана встре­чается огромное число видов животных.

Каким образом животные приспособились к жизни в воде?

 Чем отличаются морские животные от обитателей пресных водоемов?

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике

Форма проведения: Лекция, видеоматериал.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

«Этажи» водоема. Бентос. Планктон. Нектон. Литораль

Вопросы для обсуждения

1.Чем отличаются условия существования животных в воде от условий суще­ствования на суше?

2.Что такое планктон, нектон и бентос? Каковы характерные особенности планктонных, нектонных и бентосных животных?

3.Попробуйте обнаружить планктонных, нектонных и бентосных животных в ближайшем водоеме или в аквариуме.

В воде обитает очень много животных. Но условия их жизни значительно отличаются от тех, в которых существуют наземные животные. Прежде всего это плотность воды, гораздо более высокая, чем плотность воздуха. Именно благода­ря высокой плотности воды огромное число водных животных способно как бы парить в водной толще, никогда не опускаясь на дно.

Вторая особенность состоит в том, что вода менее прозрачна, чем воздух. В самом чистом море на глубине около 200 м царят сумерки, а на большие глуби­ны никогда не проникает солнечный свет. В прудах и многих реках вода бывает очень мутная, и водные животные существуют там почти вслепую.

Вода обладает более высокой теплоемкостью, чем воздух (поэтому купаль­щики так быстро мерзнут). Животным, обитающим в воде, надо приспосабли­ваться и к меньшему, чем на земле, содержанию кислорода, и к сильным течени­ям, и к тому, что есть пресные и соленые водоемы.

В любом водоеме существует несколько «этажей», и на каждом встречаются свои животные. В качестве примера рассмотрим океан или море.

На морском дне можно обнаружить массу разнообразных животных. Это различные губки, кишечнополостные (кораллы и актинии), плоские и кольчатые черви. Среди других животных там встречаются креветки, раки и крабы, а также множество двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морских звезд и морских ежей. Донных животных в целом называют бентосом (от греч. бентос — глубина) (рис.1).

 

 

 

    3                                                                         4

Рис.1: 1 - представители бентоса; 2 - представители планктона;

3 - представители нектона; 4 - оби­татели литорали

На других «этажах» — в толще океанских вод — тоже обитают свои живот­ные. Среди них можно различить две группы.

Плотность тела многих животных практически не отличается от плотно­сти воды, поэтому они способны, не затрачивая усилий, «висеть» в ее толще. Этим животным помогают «парить» в воде и многочисленные выросты тела, которые выполняют роль своеобразных водных парашютов. Такие животные хотя и могут плавать, но обычно не способны сопротивляться даже слабому те­чению. Называется эта группа животных планктоном (от греч. планктос — блуждающие) (рис.2).

Обычно планктонные животные очень мелкие (это одно из приспособле­ний. позволяющее им «висеть» в воде), однако есть и довольно крупные. Среди планктонных животных встречаются представители различных типов и классов. Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и греб­невики), и множество ракообразных (в том числе мелкие рачки, которыми пита­ются усатые киты), и плавающие в толще воды утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы.

Кроме планктона в толще воды обитают прекрасно плавающие крупные животные, которые легко справляются с самыми сильными течениями и спо­собны развивать большую скорость. Эта группа водных обитателей называется нектоном (от греч. пектос — плывущий) (рис.3). Наиболее типичные нектонные животные — это рыбы, киты, дельфины, кальмары. У этих животных в процессе эволюции в водной среде обитания выработалась сходная «торпедо­образная» форма тела, позволяющая им развивать очень большую скорость (дельфин — 55 км/ч, меч-рыба — 130 км/ч, кальмар — 70 км/ч) (рис.4).

Некоторые водные животные связаны только с водной поверхностью. К та­ким животным относится, например, португальский кораблик — представитель кишечнополостных. Характерная особенность этого животного — воздушный пу­зырь, который, как поплавок, всегда держит тело португальского кораблика у по­верхности. Кроме того, этот поплавок служит своеобразным парусом, с помощью которого кораблики ветром перемещаются на большие расстояния.

Наконец, большое число морских животных приспособилось к обитанию на побережье — на границе водной и наземно-воздушной сред, которая называется литоралью. Наиболее характерные литоральные виды — это различные береговые раки и крабы, а также некоторые рыбы, например илистый прыгун. Эта рыбка не только быстро передвигается по влажному грунту при помощи хвоста и сильных грудных плавников, но даже может залезать на растущие у воды корни деревьев. Свою добычу — мелких ракообразных — она тоже собирает на суше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.