12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Кинопособие "Экология животных" 

Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (7класс зоологии). Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" 4класс.

Актуальность занятия:

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

Наша планета — дом для огромного числа животных. Все животные на Земле обитают на определенных территориях, которые называются природно-климатическими зонами. В каждой природной зоне существует определенное сочетание условий, необходимых для жизни: среднегодовая температура и влажность, световой режим и пищевые ресурсы, тот или иной рельеф и растительный покров и т. д. Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир — совокупность видов живот­ных, совместно населяющих эту территорию земного шара.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике

Форма проведения: Лекция, видеоматериалы.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Высокогорье. Як. Лама. Кондор. Снежная коза. Снежный барс

Вопросы для обсуждения

1.Какие животные обитают в горах Евразии? Каким образом они приспосо­бились к жизни в горах?

2.Почему кондоры могут гнездиться только на отвесных скалах?

3.Каких горных животных используют в качестве домашних?

На Земле существует множество горных массивов, которые расположены на разных континентах. Самые высокие горы — Гималаи — находятся в Азии. Кли­мат в горных областях достаточно суров. Здесь разреженный воздух, постоянно дуют пронзительные ветры, а на высоте 2 тыс. м над уровнем моря начинается пояс снегов и ледников. Но все же к жизни в условиях высокогорья приспособи­лись многие животные.

Так, например, в горных районах Евразии обитают яки — крупные быки, прекрасно чувствующие себя в таких суровых условиях (рис.1). У них длинная густая шерсть и широкие мощные копыта, что позволяет им переносить снежные зимы. Яков приручают и используют в хозяйстве.

Снежные козы — обитатели высокогорий. Они очень ловко взбираются на, казалось бы, отвесные скалы. У них. в отличие от яков, копыта узкие, приспособ­ленные для перемещения по скалам (рис.1). Высоко в горах живет и очень ред­кий хищник снежный барс, который охотится на снежных коз (рис.1).

В горных долинах среди каменистых россыпей устраивают свои колониаль­ные поселения сеноставки — близкие родственники зайца. Часто здесь же можно встретить альпийскую галку — птицу с черным оперением, ярко-красными лапа­ми и желтым клювом.

В горных районах Северной Америки живут длиннохвостые суслики и горные сурки. А в горных лесах обитает крупная кошка — пума. В горах Юж­ной Америки — Андах — живут очень интересные животные ламы. Они отно­сятся к отряду мозоленогих, как и верблюды, но в отличие от них не имеют горба. Существуют одомашненные формы лам — гуанако и альпака (рис.1).

В Андах, на уступах отвесных скал, устраивают свои гнезда одни из самых больших на Земле летающих птиц кондоры (рис.1). Размах крыльев кондора достигает 3 м, а масса — 12 кг. Таким крупным птицам удобно устраивать гнез­да в горах, на скалах, с которых можно слететь вниз, а потом набрать высоту, используя восходящие потоки воздуха.


 


 

 

Рис.1: I - лама; 2- кондор: 3 - снежная коза; 4 - снежный барс: 5 - як

Вывод: конечно, животный мир горных областей менее разнообразен, чем жи­вотный мир лесов или зоны открытых пространств. Но среди отвесных скал, каменных россыпей и ледников обитают очень интересные и порой редкие жи­вотные, которые успешно приспособились к тяжелым климатическим и физи­ческим условиям гор.

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.