Видеоматериалы по биологии. Занятие №9 «Способы добывания пищи»

2
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

 Кинопособие « Экология животных »

 

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда оби­тания животного, обеспечивающая животным существование.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике.

Форма проведения: Лекция, видеоматериал

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Основные понятия

Пассивное питание. Паразитическое питание.

Активное питание. Животные-фильтраторы.

Внешние и внутренние паразиты.

Формы активного питания

Вопросы для изучения

1.Что такое активное и пассивное питание?

2.Какие формы активного питания вам известны?

3.Какие особенности свойственны животным с пассивным питанием?

Способов добывания пищи животными очень много. В целом все разнообразие способов питания и добывания животными пищи можно объединить
в три основные группы: пассивное питание (фильтрация), паразитическое пита-
ние, активное питание.

Пассивное питание свойственно животным, которые живут в воде и ведут сидячий или малоподвижный образ жизни. Например, так питается ланцетник. Шевеля щупальцами, он взмучивает грунт дна и затягивает эту массу внутрь пи­щеварительной системы. Сходным образом питаются и иглокожие, некоторые ви­ды червей, малоподвижные ракообразные.

Животные с таким типом питания, как правило, имеют низкий уровень об­мена веществ и испытывают небольшую потребность в пище. Пища увлекается в пищеварительную систему мерцательным эпителием глотки, задерживается мелкоячеистыми сетями фильтра.

Чтобы уловить пищевые объекты, животные пропускают через себя огром­ную массу воды. Например, личинки малярийных комаров профильтровывают воду, количество которой в сотни раз превышает объем их тела; двустворчатый моллюск мидия отфильтровывает за час около одного литра воды. Очень важно знать, что такие животные-фильтраторы создают движение воды в водоеме и улучшают ее очистку (рис.1).

Паразитическое питание сложнее пассивного, так как животное должно про­никнуть в организм хозяина и, зацепившись, удержаться в его органах и тканях Так живут многочисленные паразитические черви, например бычий цепень. Этот паразит получает пищу, поселившись в пищеварительной системе копытного. Свой собственный пищеварительный тракт ленточный червь утратил. Вещества тела хо­зяина усваиваются всем телом поселившегося в нем паразита.


 

Рис. 1. Фильтраторы: I - усатый кит; 2- беззубка; 3 - ланцетник

Живущая в реках минога тоже паразит. Она выделяет пищеварительный сок на тело жертвы, а затем всасывает переварившиеся таким образом ткани. Ее пищеварение называют внекишечным.

Как правило, животные с паразитическим типом питания очень плодови­ты: так они восполняют значительную утрату своего потомства, потому что много их яиц и личинок погибает, не дожив до взрослого состояния. Парази­ты могут поселяться на растениях, внутри тела животных или на его поверхно­сти, поэтому их разделяют на внешних и внутренних.

Активное питание требует определенных усилий со стороны животного при поисках и добывании корма и соответствующих приспособлений — и в строе­нии органов пищеварения, и в особенностях поведения. Например, птицы кули­ки выклевывают мелких беспозвоночных животных из мягкого грунта в прибреж­ной части водоема: дятлы, извлекая личинок насекомых, долбят кору деревьев; стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе. Каждому способу питания у птиц соответствует свой тип клюва. По форме клюва специалист-орнитолог безоши­бочно может определить, какой корм предпочитает та или иная птица.

Активное питание свойственно животным, обитающим и в воде, и в почве, и на суше. Оно проявляется в таких формах, как пастьба, поиск, подкарауливание, ловля, собирательство.

Пастьба хорошо всем знакома. Эта форма питания характерна для расти­тельноядных животных, например копытных. Они стадами кочуют по обширным территориям пастбищ. Съев часть травы в одном месте, переходят в другое, за­тем при подрастании трав возвращаются обратно. Так кочуют стада северных оленей, степных сайгаков. В поисках пищи кочуют стайки дроздов, синиц, во­робьев и других птиц, кочует саранча, в океане кочуют киты, стаи сельдей.

Бывают случаи значительного выедания запасов пищи. Животные страда­ют от ее недостатка, гибнут. Многие птицы, заботясь о питании в гнездовой пе­риод, чтобы не остаться на территории с ограниченным запасом корма, активно изгоняют со своей территории соседей того же вида. Гак ведут себя зяблики, скворцы, трясогузки и многие другие воробьиные.


 

Рис. 2. Лев, преследующий антилопу

Поиск и преследование добычи свойственны многим птицам и млекопитаю­щим. Например, вслед за пасущимися в Африке стадами антилоп, зебр движутся львы, леопарды, гиены, гиеновые собаки. Будучи сытыми, львы длительное время могут обходиться без пищи и не составляют угрозы для копытных. Однако, если хищники испытывают чувство голода, они начинают активно преследовать свою жертву и нападают на ослабленных, больных или очень молодых животных (рис. 2). В воде преследуют добычу акулы, судаки, окуни, лососи, личинки стрекоз.

Подкарауливание — еще одна форма активного питания. Причем у разных животных выработались свои способы затаивания и внезапного нападения на жертву. Стремительно бросается за рыбой из укрытия щука. Обратите внимание ее окраска соответствует окружающей среде, она незаметна среди водной расти­тельности. А вот хищная рыба сом (рис.3) для подманивания добычи шевелит усами, а затем, когда добыча приблизилась, раскрывает широкую пасть и делает стремительный рывок. Лягушки ловят движущуюся добычу, выбрасывая клейкий язык. Тропическая рыбка брызгун сбивает насекомых с прибрежных растений струей воды (рис.3).


 

Рис.3. 1 - рыбка брызгун; 2 - сом

Вывод. В целом отношения, которые складываются между животными и потребляе­мой ими пищей, чрезвычайно многообразны и сложны. Они в значительной мере определяют особенности жизни сообществ животных и растений на планете

 

 

 



 



 


 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.