Занятие «Актёрские тренинги для обучающихся 5-9 классов»

5
0
Материал опубликован 8 June

Занятие «Актёрские тренинги для обучающихся 5-9 классов»

Пояснительная записка

Данный материал является конспектом занятия театрального кружка, но иногда нужно провести общешкольное мероприятие с интересными играми, и аудиторией могут быть незнакомые мне дети, например, из начальной школы или пришкольного лагеря.

В этой разработке собраны игры, которые интересны и посильны детям любого возраста. Каждая игра обычно сопровождается смехом, все ребята желают принять участие и проявить себя.

Занятие «Актёрские тренинги для обучающихся 5-9 классов»

Цели:

- работать над развитием творческого мышления;

- развивать способность к перевоплощению;

- формировать способности к импровизации;

- развить навыки актерского мастерства;

- прививать навыки взаимодействия с партнером;

- учиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

- воспитывать чувство ответственности, коммуникабельности.

Оборудование: карточки с заданиями.


Ход занятия

Приветствие и вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас в своей творческой мастерской!

Вы любите выступать перед публикой? Многие считают, что это трудно. Конечно, ведь вокруг много людей, внимание которых сосредоточено только на тебе… И у каждого выступающего в этот момент в голове тысяча мыслей: «О чём думает публика?», «Какое я произведу на неё впечатление?», «Ко мне прислушаются?», «Меня запомнят?», «Я выгляжу смешно?», «Ой, коленки дрожат, сейчас я упаду…», «Трудно дышать, не могу говорить…».

На самом деле публичное выступление – это просто игра, от которой многое зависит. Нам всем рано или поздно придётся выступать на конкурсах, на экзамене, на собеседовании, в компании перед друзьями или на работе перед коллегами. Как же сделать нашу речь интересной и убедительной?

Легенда «КАМЕШКИ ВО РТУ»

В Древней Греции ораторское искусство блистало и считалось одним из высших и почётных поприщ. К тем, кто решался подняться на возвышение для соревнования в красноречии, предъявлялись высочайшие требования. От мастерства оратора зависели исход политических событий и судьба подсудимого. Яркая речь открывала оратору путь к славе.

Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвращался домой огорчённый, расстроенный. Он уже не в первый раз неудачно выступил с речью, и слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками. Демосфен глубоко, болезненно переживал неудачу и шёл домой с закутанным от стыда лицом. По пути он встретил своего друга, актёра Сатира, и стал ему жаловаться, что из всех ораторов Греции он самый трудолюбивый, а народ всё равно насмехается над ним.

Я помогу тебе, – сказал актёр, – если ты прочтёшь мне что-нибудь из Еврипида или Софокла. (Так звали выдающихся древнегреческих драматургов).

Демосфен прочитал. Тогда Сатир продекламировал тот же отрывок, но так выразительно и живо, что Демосфену он показался совершенно другим. Он понял, что нельзя пренебрегать произношением, мастерством исполнения, красотой речи и слова. А у Демосфена от природы был слабый голос, нечёткое произношение и прерывистое дыхание – получались паузы, затемнявшие смысл речи. К тому же Демосфен шепелявил.

Разговор с актёром убедил оратора в необходимости все силы уделить тому, что ныне мы называем техникой речи.

Демосфен устроил под землёй особое помещение вроде пещеры и каждое утро спускался туда на весь день, чтобы отрабатывать приёмы речи и укреплять голос. Он провёл в своём подземелье 2–3 месяца подряд, и чтобы не было соблазна покинуть добровольное заточение, наполовину обрил себе голову: в таком виде точно на люди не пойдёшь!

Набрав в рот камешков, Демосфен старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов. Голос укреплял, разговаривая сам с собой на бегу или поднимаясь в гору; произносил, не переводя дыхания, длинные фразы. И стал, в конце концов, знаменитым оратором и политическим деятелем, а его речи вошли в историю.

Ребята, умение говорить красиво и с артистизмом было важно с древних времён. Сегодня мы будем развивать артистические способности, поработаем над самопрезентацией, поучимся создавать рекламу и выступать перед публикой. Помните, что благодаря артистизму можно управлять ситуацией, поэтому его нужно развивать в каждом! 

Ознакомление с темой, целями и планом мероприятия.

Выполнение заданий:

Задание 1 «Развиваем артистизм!»

Слово учителя: Произнесите фразу «Меня зовут...» (назовите себя по имени и фамилии) следующим образом:
- громко, чтобы привлечь внимание к себе;
- кратко и вежливо, чтобы не привлекать к себе особого внимания;
- немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;
- смело и решительно, чтобы показать, что вы начинаете действовать;
- с угрозой, чтобы показать, что собеседники должны вас бояться;
- виновато, чтобы показать, что вы пришли, чтобы повиниться за что-либо.

Задание 2. «Играем роли» (задание на карточках, см. приложение)

Слово учителя: Ребята, ваша задача – прочитать стихотворение в образе животного (лисы, медведя, зайца). Выбираем карточку, думаем одну-две минуты, а потом читаем. Все помнят, чем славится лиса? Хитростью. А заяц обычно какой? Он трусишка.

Карточки 1.

Лиса:

Рыжая шкурка, хитрые глазки.
К вам прибежала прямо из сказки.
Я колобочка нечаянно съела!
Так уж случилось, я не хотела!
Вы разрешите мне стать в хоровод,
Буду я есть только бублик и мед.
Надо со всеми мне подружиться,
Верьте, что доброю станет лисица!

Белка:

С веточки на веточку

Весело скачу!

Шишку от иголочки

Мигом отличу!

Что я с шишкой сделаю?

Спрячу шишку спелую!

И опять по веточкам

Будет прыгать белочка.

Мишка:

Мишка, мишка - косолапый!

Тяжела у Мишки лапа!

Очень добрый я медведь.

И на вас пришел смотреть.

Соскочил я спозаранок,

Чтоб сюда приехать рано.

Всем сказал лесным друзьям,

Что на ёлке буду я.

Белка вмиг дала мне шишек,

Чтоб порадовать детишек.

Волк

Если б были зубы,
Я бы сделал: щелк!
Только я не грубый,
Добрый серый волк.
Бросьте сказки эти,
И возьмите в толк:
Вам не страшен, дети,
Неголодный волк!

Лев

Длинный путь преодолев,

К вам приехал Рыжий лев.

Из-за гор и трех морей

Прибыл смелый царь зверей!

Посмотрите, что за грива

Всколыхнулась горделиво!

Удивитесь, детки-крошки -

Я - родня домашней кошки!

Корова

Я - Буренушка, корова,

Молочка вам дам парного.

Летом я жую траву,

Веточки с березки рву,

С дуба, клена, но не с ёлки -

У нее остры иголки!

Слон

Плотно любит кушать слон,

Пьет воды немало он -

Настоящий великан

Из далеких жарких стран.

У слона большие уши,

Очень гибкие к тому же -

Может ими он махать,

От жары себя спасать.

КОШКА

Я мягонькая кошка,

«Мур, Мур…» – скажу я вам.

Забавная немножко,

Гуляю тут и там.

Вы, мышки и цыплята,

Не бойтесь, вас не съем.

На празднике, ребята,

Добра желаю всем!


Задание 3. Панегирик о школе (посёлке, городе; раздать шаблоны)

Слово учителя: Ребята, представьте, что вы должны по телевизору сделать рекламу нашему городу. О чём вы расскажете?

Задание: произнесите хвалебную речь о нашем городе, построив свое выступление, воспользовавшись образцом (карточка 2). Если трудно говорить о городе, расскажите о посёлке или школе.

У нас прекрасные люди, которые …….
У нас замечательные….
У нас прекрасные… 
У нас великолепные…
Наши … лучше американских.
Наши….
Наши….
Мы великолепно умеем собираться в решительный момент,
Мы прекрасно умеем…
Мы прекрасно можем…
Мы умеем отлично…
Мы умеем прекрасно……….
Да здравствует наша школа (поселок, город)!

Задание 4. Конкурс «Стихотворение».

Слово учителя: Каждый из участников должен прочитать известное стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет» с заданной интонацией (тянут, как билеты на экзамене):
1. Жуя горячую картошку.
2. Вы маленький ребенок, только что научившийся говорить.
3. Участник концерта: работающий без микрофона в большом зале.
4. Хвастаясь перед друзьями.

5. Испугавшись собаки.
6. Человек, в хорошем настроении.
7. Как робот.

8. Как диктор телевидения.
9. Как учитель, объясняющий урок.
10. Как солдат в строю.

11. Рассержено.
12. На 50-градусном морозе.

13. Как вредная старушка.

Задание 5. Работа в парах «Бурный разговор»

Слово учителя: Разбейтесь на пары. Задача каждой пары – вести диалог с партнёром на заданную тему. Не забываем, что нужно быть в предлагаемом образе!
- В стоматологическом кресле. Врач уговаривает больного удалить зуб. 
- У телевизора. Папа хочет смотреть футбол - мама сериал. 
- В троллейбусе. Кондуктор требует с пассажира плату за багаж. 
- У прилавка. Покупатель торгуется с продавцом. 
- В школе. Ученик уговаривает учителя не ставить двойку за четверть.

Заключительное слово учителя и подведение итогов

В наше время искусство убеждать – это необходимость. Иногда политики и военные командиры говорят такую речь, которая способна повести за собой войско или население целой страны. Да, не все из вас будут политиками или полководцами, но уметь хорошо говорить перед публикой всегда было огромным достоинством. С какими ситуациями мы можем столкнуться в своей жизни уже завтра?

Различные ситуации требуют разной манеры поведения. Иногда это

- хвалебная речь на дне рождения или свадьбе друга,

- ответ на экзамене, собеседование,

- выступление на сцене (конкурс, концерт),

- слова благодарности (при вручении премии, победе в конкурсе, на мероприятии),

- выступление перед аудиторией (в учебном заведении, на митинге и т.д.).

Иногда человек не любит выступать перед публикой и предпочитает оставаться в стороне по одной причине – потому что боится выглядеть нелепо перед аудиторией, друзьями или родственниками.

Да, мы боимся, и это нормально. Но нужно помнить: любое мастерство складывается из 10% таланта и 90% работы над собой. Все люди с рождения немного актеры: мы учимся проявлять эмоции, работаем над мимикой и совершенствуем собственные реакции на происходящее на протяжении всей жизни. Поэтому актерские умения полезны не только для профессии, но и для повседневных событий. При помощи подобных упражнений мы развиваем базовые навыки, которые могут в будущем пригодиться любому человеку.


​​​​​​​ Список использованных источников:

1. Брехт «Театральная практика». – М. «Искусство», 1965 г.

2. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского

3. Д.М. Шевчук «Актёрское мастерство», - справочник. – М., «Искусство», 2001г.

4. Л. М. Шихматов «Сценические этюды». – М., «Просвещение», 1996 г.


7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.