Занятие для учащихся начальных классов с ОВЗ «Планета «Толерантность»
Занятие для учащихся начальных классов «Планета «Толерантность»
Цель: дать детям представление о толерантности. Развитие коммуникативных навыков, чувства толерантности к сверстникам и ко всем окружающим людям, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи:
Задачи:
1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.
2. Учить аргументировать свои ответы.
3. Развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.
4.Закрепить стремление совершать хорошие поступки
Знакомство с понятием «толерантность».
Педагог психолог: – Дети мы с вами попали на планету Толерантность, нам нужно ответить на вопрос из чего состоит планета «Толерантность».
Вы готовы помочь? (Дети – конечно готовы). А что бы нам было легче, жители этой планеты приготовили для нас подсказки - это небольшие рассказы, о том, из чего же состоит планета «Толерантность».
- Что же мы понимаем под словом «толерантность»?
Вот посмотрите – это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность», а слова, которые написаны в лепестках цветка размыл теплый летний дождь и нам надо их восстановить. .Я сейчас прикреплю на доску серединку цветка, а потом я буду добавлять по лепестку за ваши правильные ответы.
Педагог - психолог: Итак, рассказ первый:
Два мальчика Коля и Витя гуляли в парке. Вдруг высоко в кроне дерева они услышали жалобное мяуканье. Это был маленький котенок. Коля говорит: «Надо помочь котенку, снять его с дерева». «Вот еще!» - ответил Витя и убежал к ребятам, которые играли в мяч. А Коля медленно полез на дерево, ему было очень трудно, но он справился, снял котенка с дерева, завернул в кофту и принес домой, где покормил его молоком.
Педагог: – Ребята, какое чувство вызвал у вас поступок Коли?
Дети: – Уважение.
Педагог: Правильно. Я прикрепляю первый лепесток «Уважение».
Слушайте другую подсказку.
На празднике двум девочкам подарили по семечку и сказали, что из них появится замечательные цветы. Девочки обрадовались, купили красивые горшочки и посадили свои семена. Семечки долго не давали всходов. Свете надоело ждать, и она перестала о нем заботиться, вскоре ее семечко погибло. А Лена продолжала ухаживать за своим семечком. И вот случилось чудо! Лена проснулась рано утром, увидела, что ее семечко дало всходы. Маленький росток стал быстро расти и уже через несколько недель у девочки распустился великолепный цветок.
Педагог: Дети, а что мы можем сказать о девочке Лене, какой она была?
Дети: Терпеливая.
Педагог: Правильно, значит наш следующий лепесток это «Терпение».
Слушайте следующий рассказ.
У Максима была собака, он ее очень любил, но случилась беда, его любимица сильно поранила лапу. Максим хотел ей помочь, но собака никак не давалась ему в руки. (Она, наверное, думала, что ей хотят причинить еще большую боль). Тут к мальчику подошла его подруга Даша: – «Я помогу тебе» – сказала она. Девочка медленно протянула руки к собачке, нежно потрепала ей ушко и взяла на руки. Она крепко прижала к себе собачку, а Максим в это время успел обработать и перевязать лапу любимицы.
Педагог:- Смог ли Максим без помощи Даши перевязать лапу собаке? Как они это сделали?
Дети: – Дружно, сообща.
Педагог: – Правильно, а еще есть такое слово как сотрудничество, оно и будет следующим лепестком.
Слушаем дальше.
Мама Олеси работала врачом на «Скорой помощи». В этот день у нее было много вызовов, так как заболело много людей и ей хотелось всем помочь. И поэтому придя домой, мама была очень усталой. Переодевшись, умывшись, она присела на диван и уснула. Олеся посмотрела на маму и подумала, как же устала, ее любимая мамочка. Укрыв ее одеялом, Олеся отправилась на кухню, чтобы разогреть ужин и накрыть на стол. Когда у девочки было все готово, на кухню пришла мама, они вмести поужинали. А потом мама прочитала Олесе ее любимую сказку.
Педагог: – Ребята, что вы можете сказать про Олесю?
Дети: – Олеся добрая, заботливая, любит свою маму.
Педагог: – А что мы можем сказать про маму?
Дети: – Мама тоже добрая, заботливая, любит свою дочку.
Педагог: – Ребята, а ведь мы вернули стране наших друзей еще сразу три лепестка - это «Доброта», «Любовь» и «Забота».
Педагог: – Вот и последняя подсказка,
Саша и Дима слушали сказку, которую читала им бабушка. Но вот сказка закончилась, и бабушка ушла по своим делам. Дима убежал играть в игрушки, а Саша остался сидеть, раскачиваясь на стуле. Сказка произвела на него впечатление, и он никак не мог переключиться на что-то другое. Вдруг стул покачнулся и мальчик упал. Увидев это, Дима расхохотался и долго не мог остановиться.
Саша молча встал, ему было больно, а главное очень обидно. Мальчик хотел уже уйти, но тут к нему подошел Дима. Дима понял, что поступил плохо. Дима попросил прощения у Саши. Мальчик сразу простил друга, они вместе посмеялись над нелепой ситуацией и вместе пошли строить крепость для солдатиков.
Педагог: – Как поступил Дима?
Дети: – Плохо, он смеялся над своим другом, но потом исправился и попросил прощения.
Педагог: – А Саша простил его?
Дети: - Да.
Педагог: – Какого же не хватает лепестка у планеты?
Дети: – Прощения.
Педагог:- Правильно, молодцы! Это лепесток «Прощение». Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась. Как она называется?
Дети:–«Толерантность».
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых.
Педагог - психолог:
Я сейчас вам прочитаю эти слова: уважение, терпение, сотрудничество, сострадание, прощение, доброта, любовь, забота, милосердие.
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают международный день Толерантности. По-другому, мы можем назвать этот праздник: день взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.
А как вы, думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? А какие черты личности мешают быть таковыми?(дети распределяют слова в две колонки).
ТОЛЕРАНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
терпение
чувство юмора
уважение мнения других
доброжелательность
умение владеть собой
умение слушать собеседника
понимание
чуткость
любознательность
доброта , дружба
прощение
НЕТОЛЕРАНТЫЙ ЧЕЛОВЕК
непонимание
оскорбления
нетерпимость
раздражительность
равнодушие
злость
Словесная игра «Хорошо и плохо»
Педагог - психолог: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо — синий.
— «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)
— «Шла, шла Маша по лесу — деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
— «Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая!» (желтый)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)
--- «Несу косу на плечи, хочу Лису засечи. Уходи, Лиса, вон!»(жёлтый)
__ «Не плачь дед! Не плачь бабка ! Снесу я вам яичко не золотое,
а простое!(жёлтый)
Педагог - психолог: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать?
Упражнение «Камушек в ботинке»
Детям предлагается положить камушек под пятку и, надев обувь, попробовать ходить. Они приходят к выводу, что это неудобно и больно. Психолог обращает внимание детей на то, что также детям мешают злоба, недоброжелательность, раздражительность, непонимание, равнодушие, нетерпимость.
Обсуждение.
Педагог – психолог: А сейчас вас ждет сюрприз. Вам нужно сделать ладоши лодочкой, закрыть глаза и не подсматривать(звучит музыка, педагог раскладывает детям разные камешки в ладошки). А сейчас раскройте ваши ладошки. Понравился вам сюрприз?
Педагог - психолог: Ребята, а какие у вас камушки? (высказывания детей). У каждого разные камешки, они такие разные, как и мы с вами разные и неповторимые. Давайте возьмем все наши камешки и выложим из них «Цветок дружбы» . Что же у нас получилось? Как вы думаете, почему наш «Цветок дружбы» получился таким красивым? Мы все вместе, дружно выложили этот цветок. Ребята, а как вы думаете, получился ли у нас такой цветок, если бы у нас был один камешек?
Педагог - психолог: Да ребята, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет ссор и раздора в семье и в мире.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
А сейчас поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» (объясняю смысл игры: если загадка о поступке толерантного человека, то вы в ответ проговариваете слова: «Это я, это я, это все мои друзья»: если загадка о том, как поступает не толерантный человек, вы молчите и машите руками).
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик или школу?
- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?
- Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?
Задание «Древо толерантности»
- А теперь, когда мы приобрели немного доброты, терпения, дружбы, понимания, давайте создадим дерево толерантности. Из цветной бумаги у меня вырезаны фигурки листьев, цветов, бабочек, птиц и написаны на них пожелания своим одноклассникам, для того, чтобы в вашем классе всегда была дружба, взаимопонимание, доброта, чуткость.
Я вам предлагаю с помощью клея прикрепляют к макету дерева пожелания.
Итог занятия.
- Теперь это дерево будет находиться в вашей школе, и поможет вам быть толерантными.