12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гарина Ольга Петровна143
Россия, Нижегородская обл., Ковернино

Занятие для учащихся начальных классов «Планета «Толерантность»

Цель: дать детям представление о толерантности. Развитие коммуникативных навыков, чувства толерантности к сверстникам и ко всем окружающим людям, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

Задачи:

 Задачи:

1Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.

2. Учить аргументировать свои ответы.

3. Развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.

4.Закрепить стремление совершать хорошие поступки

Знакомство с понятием «толерантность».

Педагог психолог: – Дети мы с вами попали на планету Толерантность, нам нужно ответить на вопрос из чего состоит планета «Толерантность».

Вы готовы помочь? (Дети – конечно готовы). А что бы нам было легче, жители этой планеты приготовили для нас подсказки - это небольшие рассказы, о том, из чего же состоит планета «Толерантность».

- Что же мы понимаем под словом «толерантность»?

Вот посмотрите – это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность», а слова, которые написаны в лепестках цветка размыл теплый летний дождь и нам надо их восстановить. .Я сейчас прикреплю на доску серединку цветка, а потом я буду добавлять по лепестку за ваши правильные ответы.

Педагог - психолог: Итак, рассказ первый:

Два мальчика Коля и Витя гуляли в парке. Вдруг высоко в кроне дерева они услышали жалобное мяуканье. Это был маленький котенок. Коля говорит: «Надо помочь котенку, снять его с дерева». «Вот еще!» - ответил Витя и убежал к ребятам, которые играли в мяч. А Коля медленно полез на дерево, ему было очень трудно, но он справился, снял котенка с дерева, завернул в кофту и принес домой, где покормил его молоком.

Педагог: – Ребята, какое чувство вызвал у вас поступок Коли?

Дети: – Уважение.

Педагог: Правильно. Я прикрепляю первый лепесток «Уважение».

Слушайте другую подсказку.

На празднике двум девочкам подарили по семечку и сказали, что из них появится замечательные цветы. Девочки обрадовались, купили красивые горшочки и посадили свои семена. Семечки долго не давали всходов. Свете надоело ждать, и она перестала о нем заботиться, вскоре ее семечко погибло. А Лена продолжала ухаживать за своим семечком. И вот случилось чудо! Лена проснулась рано утром, увидела, что ее семечко дало всходы. Маленький росток стал быстро расти и уже через несколько недель у девочки распустился великолепный цветок.

Педагог: Дети, а что мы можем сказать о девочке Лене, какой она была?

Дети: Терпеливая.

Педагог: Правильно, значит наш следующий лепесток это «Терпение».

Слушайте следующий рассказ.

У Максима была собака, он ее очень любил, но случилась беда, его любимица сильно поранила лапу. Максим хотел ей помочь, но собака никак не давалась ему в руки. (Она, наверное, думала, что ей хотят причинить еще большую боль). Тут к мальчику подошла его подруга Даша: – «Я помогу тебе» – сказала она. Девочка медленно протянула руки к собачке, нежно потрепала ей ушко и взяла на руки. Она крепко прижала к себе собачку, а Максим в это время успел обработать и перевязать лапу любимицы.

Педагог:- Смог ли Максим без помощи Даши перевязать лапу собаке? Как они это сделали?

Дети: – Дружно, сообща.

Педагог: – Правильно, а еще есть такое слово как сотрудничество, оно и будет следующим лепестком.

Слушаем дальше.

Мама Олеси работала врачом на «Скорой помощи». В этот день у нее было много вызовов, так как заболело много людей и ей хотелось всем помочь. И поэтому придя домой, мама была очень усталой. Переодевшись, умывшись, она присела на диван и уснула. Олеся посмотрела на маму и подумала, как же устала, ее любимая мамочка. Укрыв ее одеялом, Олеся отправилась на кухню, чтобы разогреть ужин и накрыть на стол. Когда у девочки было все готово, на кухню пришла мама, они вмести поужинали. А потом мама прочитала Олесе ее любимую сказку.

Педагог: – Ребята, что вы можете сказать про Олесю?

Дети: – Олеся добрая, заботливая, любит свою маму.

Педагог: – А что мы можем сказать про маму?

Дети: – Мама тоже добрая, заботливая, любит свою дочку.

Педагог: – Ребята, а ведь мы вернули стране наших друзей еще сразу три лепестка - это «Доброта», «Любовь» и «Забота».

Педагог: – Вот и последняя подсказка,

Саша и Дима слушали сказку, которую читала им бабушка. Но вот сказка закончилась, и бабушка ушла по своим делам. Дима убежал играть в игрушки, а Саша остался сидеть, раскачиваясь на стуле. Сказка произвела на него впечатление, и он никак не мог переключиться на что-то другое. Вдруг стул покачнулся и мальчик упал. Увидев это, Дима расхохотался и долго не мог остановиться.

Саша молча встал, ему было больно, а главное очень обидно. Мальчик хотел уже уйти, но тут к нему подошел Дима. Дима понял, что поступил плохо. Дима попросил прощения у Саши. Мальчик сразу простил друга, они вместе посмеялись над нелепой ситуацией и вместе пошли строить крепость для солдатиков.

Педагог: – Как поступил Дима?

Дети: – Плохо, он смеялся над своим другом, но потом исправился и попросил прощения.

Педагог: – А Саша простил его?

Дети: - Да.

Педагог: – Какого же не хватает лепестка у планеты?

Дети: – Прощения.

Педагог:- Правильно, молодцы! Это лепесток «Прощение». Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась. Как она называется?

Дети:–«Толерантность».

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды,

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых.


Педагог - психолог:

Я сейчас вам прочитаю эти слова: уважение, терпение, сотрудничество, сострадание, прощение, доброта, любовь, забота, милосердие.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают международный день Толерантности. По-другому, мы можем назвать этот праздник: день взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.

А как вы, думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? А какие черты личности мешают быть таковыми?(дети распределяют слова в две колонки).

ТОЛЕРАНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

терпение

чувство юмора

уважение мнения других

доброжелательность

умение владеть собой

умение слушать собеседника

понимание

чуткость

любознательность

доброта , дружба

прощение


НЕТОЛЕРАНТЫЙ ЧЕЛОВЕК

непонимание

оскорбления

нетерпимость

раздражительность

равнодушие

злость



Словесная игра «Хорошо и плохо»

Педагог - психолог: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять,  хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо  —  синий.

 —  «Колобок, Колобок  я тебя съем!» (синий)

«Шла, шла Маша по лесу  —  деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)

«Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)

«Битый не битого везет, битый не битого везет!»  (синий)

  — «Посадил дед репку, выросла репка большая  —  пребольшая!» (желтый)

«Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)

  — «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)

«Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)

--- «Несу  косу на плечи, хочу Лису засечи. Уходи, Лиса, вон!»(жёлтый)

__ «Не плачь дед! Не плачь бабка ! Снесу я вам яичко не золотое,

а простое!(жёлтый)

Педагог - психолог: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать?

Упражнение «Камушек в ботинке»

Детям предлагается положить камушек под пятку и, надев обувь, попробовать ходить. Они приходят к выводу, что это неудобно и больно. Психолог обращает внимание детей на то, что также детям мешают злоба, недоброжелательность, раздражительность, непонимание, равнодушие, нетерпимость.

Обсуждение.

Педагог – психолог: А сейчас вас ждет сюрприз. Вам нужно сделать ладоши лодочкой, закрыть глаза и не подсматривать(звучит музыка, педагог раскладывает детям разные камешки в ладошки). А сейчас раскройте ваши ладошки. Понравился вам сюрприз?

Педагог - психолог: Ребята, а какие у вас камушки? (высказывания детей). У каждого разные камешки, они такие разные, как и мы с вами разные и неповторимые. Давайте возьмем все наши камешки и выложим из них «Цветок дружбы» . Что же у нас получилось? Как вы думаете, почему наш «Цветок дружбы» получился таким красивым? Мы все вместе, дружно выложили этот цветок. Ребята, а как вы думаете, получился ли у нас такой цветок, если бы у нас был один камешек?

Педагог - психолог: Да ребята, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет ссор и раздора в семье и в мире.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

А сейчас поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» (объясняю смысл игры: если загадка о поступке толерантного человека, то вы в ответ проговариваете слова: «Это я, это я, это все мои друзья»: если загадка о том, как поступает не толерантный человек, вы молчите и машите руками).

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик или школу?

- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

- Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?


Задание «Древо толерантности»

- А теперь, когда мы приобрели немного доброты, терпения, дружбы, понимания, давайте создадим дерево толерантности. Из цветной бумаги у меня вырезаны фигурки листьев, цветов, бабочек, птиц и написаны на них пожелания своим одноклассникам, для того, чтобы в вашем классе всегда была дружба, взаимопонимание, доброта, чуткость.

Я вам предлагаю с помощью клея прикрепляют к макету дерева пожелания.

Итог занятия.

- Теперь это дерево будет находиться в вашей школе, и поможет вам быть толерантными.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.