Занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Одной рукой узла не завяжешь»
Пояснительная записка к презентации
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов школы по теме «Одной рукой узла не завяжешь»
Цель: актуализация навыков сотрудничества.
Задачи:
1. создание позитивного психологического климата в группе;
2. развитие умения работать в паре, в группе;
3. определение условий эффективного взаимодействия.
Используемые материалы:
- презентация;
- напечатанные на листе бумаги лабиринты (см. Приложение 1);
- цветные карандаши;
- скотч, газеты, ножницы, степлер;
- фигурки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные).
План занятия:
Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу», Упражнение «Комплемент».
Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты», Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…», Упражнение «Строим дом».
Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Приветствие.
Педагог-психолог здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.
Упражнение «Плечо к плечу».
Ведущий: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.
Упражнение «Комплемент».
Цель: повышение самооценки участников и актуализация их личностных ресурсов.
Ведущий: «Ребята передавая мячик соседу, надо сказать несколько добрых слов, похвалить или сделать комплемент».
Обсуждение: Понравилось получать комплементы, похвалу? Было ли вам трудно делать комплементы и почему?
2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
«Сегодня мы поговорим на тему, которую можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.
Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, басню. После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:
1. герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);
2. почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;
3. что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.
Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».
Ведущий предлагает объединиться в пары и выполнить упражнение «Лабиринт».
3. Основное содержание занятия.
Упражнение «Лабиринты».
Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаёт изображение лабиринтов.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…».
Цель: направлено на двигательную активность.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность побольше узнать друг о друге. Сделаем это так: я буду продолжать фразу «Поменяйтесь местами те, кто…» и говорить какой-то признак, всем тем, кто обладает этим признаком, нужно поменяться местами (пересесть).
Поменяйтесь местами те, кто…
«всегда благодарит за подарок или услугу»;
«умеет дружить»;
«никогда не обманывает и говорит только правду»;
«не умеет общаться»;
«знает, как зовут вашего учителя по физкультуре»
«приходит на помощь в трудную минуту».
Обсуждение: Когда упражнение завершено, психолог может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».
Данное упражнение проходит с детьми весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
Упражнение «Строим дом».
Ребята объединены в две группы. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет. Ведущий: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 7 минут.
После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы ведущего: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Ведущий также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?
4. Подведение итогов занятия.
Каждый ребёнок по очереди выходит и выбирает фигурку, вырезанную из цветной бумаги: фигурка желтого цвета, если занятие понравилось, было интересно, зеленого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).
После того, как каждый ребёнок выбрал фигурку, фигурки опускаются в конвертик, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.
Приложение 1