12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139

«Доброе слово – что ясный день»

Задачи:
• Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации;
• Познакомить с правильной манерой произнесения «волшебных слов» - голосовой интонацией;
• Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться добрыми поступками.
Приоритетная образовательная область: «Социализация», «Коммуникация»: приобщение к общепринятым социальным нормами правилам через развитие игровой деятельности (путешествие), овладение способами взаимодействия (обращаться с просьбой, используя вежливые слова), развитие всех компонентов устной речи, связной речи (диалогической речи).
 
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная.
Оборудование: произведение В. Осеевой «Волшебное слово», карта – схема города, метки – символы. 
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим волшебное путешествие по Городу Волшебных Слов. Это необычный город: его улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное «волшебное», то есть вежливое слово.
Итак, мы начинаем. Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и дружит с вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писательницы Валентины Осеевой «Волшебное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? Вспомните, помогло ли это слово герою рассказа? В каких ситуациях это произошло? А как надо произносить волшебное слово? (Дети дают ответы на вопросы воспитателя). Верно, я вижу, вы хорошо помните этот рассказ. Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на самом деле их много. Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых Слов. По дороге в город Волшебных слов дети встречают в пути ежика. Первый ребенок приветствует ежика очень грубо:

«Слушай, ежик у дороги!
Ты в траве, а я в пыли.
Уноси скорее ноги
И меня не уколи».
Второй разговаривает с ним приветливо:
«Здравствуй, ежик у дорожки!
Ты в траве, а я в пыли.
Я тяну к тебе ладошки –
 
Ты меня не уколи».

Воспитатель спрашивает детей, кто из детей правильно поприветствовал ежика. Ответы детей.
Ежик благодарит детей, приглашает в город и просит исполнить песню. Исполняется песня «Что такое этикет» М. Еремеевой.
Дети попадают на улицу «Добрых слов».

Улица Добрых слов.
Воспитатель: Для начала давайте проведем игру «Школа вежливости».
Игра «Школа вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое – либо вежливое слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним свое и т.д.
Например, здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

Воспитатель: Я вижу, что вы знаете много добрых слов. А сейчас вам предстоит вспомнить, какие из добрых слов нужно говорить, когда:
• благодаришь человека;
• приветствуешь знакомых людей;
• просишь кого – то помочь;
• просишь прощения;
• спрашиваешь разрешения что-либо сделать.
Ребята, нам знакома книга писателя А. Кондратьева «Счастливый парус», где есть стихи о вежливых словах. Какие из этих стихов вы запомнили? Право прочитать стихотворение вслух передается по очереди.

Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
 
Кому сказали? Сколько раз?

Добрые слова
Эти слова все известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы,
Но я еще раз повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Пожалуйста
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
 
Простите, я больше не буду.

Дети благодарят жителей этой улицы и дарят веселую песню. Песня «Здравствуй, небо на рассвете».
Воспитатель: Едем дальше. Дети попадают в тупик вредных советов.

Тупик вредных советов.

Воспитатель: Жители этого тупика хотят проверить вашу смекалку. Они приготовили вредные советы. Внимательно послушайте и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Дети читают отрывки текста Г. Остера.

1) Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
 
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

2) Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
 
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
 
Вдвое меньше съешь конфет.

3) Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
 
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.

4) Если к папе или к маме 
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх»

Воспитатель: Вы успешно справились с ловушками, которые хотели расставить жители тупика Вредных Советов, поэтому мы прощаемся с ними и едем дальше. Ребята, вы немного устали. Давайте зайдем в парк отдыха и немного отдохнем.
Проводится физминутка, и дети продолжают путешествие и попадают в парк сказок и пословиц.

Парк сказок и пословиц.
Воспитатель: Издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста в виде сказок, которые учат быть добрыми и справедливыми, бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы хорошо знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Вспомните такие сказки. (Дети приводят примеры сказок.) Кроме т ого, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Пожалуйста, вспомните, какие пословицы и поговорки вы приготовили к сегодняшнему путешествию в Город Волшебных Слов.
Дети вспоминают заранее приготовленные пословицы: « Доброе словечко – в жемчуге; доброе слово – что дождь в засуху; добрые вести прибавляют чести; добрые слова дороже богатства; добрым словом и бездомный богат; на добрый привет – добрый ответ; спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тем, кто хлеб – соль помнит; доброе слово – красное слово».

Подводится итог и путешествие продолжается. Дети оказываются на аллеи игр.

Аллея игр.
Воспитатель: Мы оказались на Аллее Игр. Давайте я стану читать рассказ, а вы будите вставлять в его текст нужные «волшебные» слова. Итак, слушайте внимательно. «Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…»(Ребята должны хором произнести слово «пожалуйста».) Женщина вежливо поблагодарила Вову. («Спасибо».) Вдруг автобус неожиданно остановился, Вова покачнулся, но не упал, а только нечаянно толкнул впереди стоящего мужчину, но сразу же сказал: «Извините…»(«пожалуйста».)». Решите еще две задачи. Послушайте их условия, найдите и исправьте в каждой из них ошибки в поведении детей.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (Надо не кричать, а вежливо спросить; мальчик забыл слово «пожалуйста»; надо говорить не «сколько часов», а «который час»; после ответа взрослого надо сказать «спасибо».)
2. Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчишка такой невежа – все время зовет меня Валькой!» - «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Девочка должна звать мальчика по имени, показывая пример.)

Путешествие продолжается.

Улица Частушек.
Воспитатель: Мы находимся на улице Частушек, поэтому слушаем частушки.
Дети поют частушки о вежливости.
Заиграй – ка, балалайка,
Балалайка, три струны!
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы себя вести должны.

В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!».

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

Тетя Сима попросила 
Слазить Петю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»

Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама, убрала,
Только я еще мала.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
 
Не проходят синяки.

В заключении отметим:
Грубость явно ни к чему.
 
Будьте вежливыми дети.
Не грубите никому
 
Воспитатель: Ребята! Мы совершили путешествие по улицам, паркам, аллеям улицы Добрых Слов. Мы узнали много нового, как правильно себя вести, вспомнили много волшебных слов. Мы благодарим жителей этого города. Скажем также «спасибо» ежику за его помощь. Мы прошли с ним большой путь, чтобы попасть в город Добрых Слов.

До свидания, сто дорожек
По которым бродил ежик
 
И на этих вот дорожках
Много слов нашлось хороших
Знают взрослые и дети
 
Много слов на белом свете
И с волшебными словами
Мы пойдем по свету с вами.



Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.04.21 в 14:41 1Ответить Пожаловаться
Содержание хорошее!
Название образовательных областей не соответствует ФГОС ДО.
Сопронюк Мария Александровна, 03.05.21 в 07:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересное занятие, Тамара Ивановна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.