Открытое занятие по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» на тему «Слово лечит, слово ранит»

0
0
Материал опубликован 21 January 2018

Слово лечит, слово ранит

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Этика: азбука добра»


 

Цель:

показать учащимся значение слова в общении, в отношении людей;

закрепить знания о том, что слова могут приносить радость, и могут обидеть другого человека;

повторить и закрепить формы вежливого обращения друг к другу;

формировать понимание того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

развивать умения анализировать свои поступки;

развивать речь, логическое мышление;

воспитывать положительные черты характера, стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим, друг к другу.


 

1.Эмоциональный настрой на урок СЛАЙД 1

В нашей школе все друзья:

Я и ты, ты и я.

Здравствуй друг, который слева,

Здравствуй друг, который справа.

Мы хороший дружный класс!
Все получится у нас!

-А с каким настроением мы начинаем урок? Изобразите его на лице.

Тогда влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

-А теперь повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Садится красота нашего класса – девочки.

Садится сила нашего класса – мальчики.

Я очень хочу, чтобы такое настроение у вас осталось до конца урока. Положите руку на сердце и послушайте хорошую музыку.

ПЕСНЯ «Розовый слон» СЛАЙД 2

2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

-Вам знакома эта песня? Почему обиделся слон? Звери смеются, шутят о нем: «Ай да красавчик, серый, как дом! » Они смеются, а слону грустно. Как Вы думаете, почему?

-Предлагаю вам послушать притчу. А что это такое, кто знает? СЛАЙД 3

ПРИТЧА - это древний поучительный рассказ. Он чем-то похож на басню.


«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул: - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова! - Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня..., я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило
оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек
пришел в ярость, от другого – успокоился».


-Так что же может сделать слово? ( Ответы учеников)
- Составьте из рассыпавшихся слов тему нашего занятия.
СЛАЙД 4 « СЛОВО ЛЕЧИТ, СЛОВО РАНИТ». Как называется такое выражение? СЛАЙД 5 Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

А девизом нашего занятия будут слова великого ученого и философа Омара Хаяма. Слайд 6 Не бойтесь дарить согревающих слов и добрые делать дела. Чем больше в костер вы положите дров, тем больше вернется тепла.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе, обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека.

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть сценку из сказки «Золотой ключик». МУЗЫКА СЛАЙД 7


 


1.Сценка

Мальвина:   Здравствуй, Буратино!
Буратино:   Здравствуй, Мальвина!
Мальвина:   Что же, ты невеселый такой сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино:   Плохо справился я с заданием.
Мальвина:   Почему?
Буратино:   Потому что не умею я себя сдерживать.
Мальвина:   А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
Буратино:   Вот еще! Кто не хочет, пусть не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина:   Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино:   Что значит - каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина:   Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. ( Мнение ребят)

Мальвина Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.
Буратино:   Не было такого, не было, не было...
Мальвина:   Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил Папе Карло: "Хочу мороженое, хочу мороженое" - или "Хочу в школу" - разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино:   Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну как посадка прошла?" Он обиделся почему- то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: "Клякса - вакса - гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. ( Мнение ребят)


Мальвина:   Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино:   Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина:   Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это. (Уходят под музыку)

 

-Видите, ребята, Буратино обижал своих друзей, сам этого не понимая. А обидные слова оставляют в наших душах неизлечимые раны.

2. Практическая работа СЛАЙД 8

Перед нами два апельсина. Можете вы сказать, какой из них вам нравится больше? Правильно, на вид они совершенно одинаковые. Но вот этот апельсин мне совсем не нравится. Я считаю его противным, у него ужасный цвет. И я не хочу, чтобы он нравился вам, поэтому мы будем передавать его из рук в руки и называть плохими словами.

А вот этот апельсин мне нравится, он прекрасен! Давайте скажем ему хорошие слова.

Посмотрите еще раз на наши апельсины. А теперь они отличаются? ( Разрезаю апельсины, один из которых заранее наколола йодом из шприца)

А в середине? Как вы думаете, почему так произошло? Вот так же точно происходит и внутри каждого из нас, когда кто-то обижает нас своими словами или поступками. Когда над людьми издеваются, это очень больно ранит их, хотя внешне это и незаметно. И мы с вами никогда бы не узнали этого, если бы не разрезали наш апельсин. Мне его очень жаль. А вам? Будете вы после этого говорить людям обидные слова?

ФИЗМИНУТКА

- Часто, идя по улице, да и в стенах школы, с экрана телевизора, мы слышим нецензурные слова, выражения. Их произносят и взрослые, и дети. Но они не знают, что сквернословие обязательно возвращается к ним. Человек, который сквернословит, превращает мир вокруг себя в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит своему здоровью. 

 

3.Влияние слов на воду

Мы с вами убедились, что слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы. 
Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на
воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду  замораживал её и фотографировал. И вот что у него получилось. (Видео)
Вы увидели, что фотоснимки таких слов,  как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» - отличаются изысканным орнаментом.  Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак ». Застывшая вода имеет тусклый вид. А теперь представьте, что же  происходит внутри нас, ведь человек почти на 80 процентов состоит из воды!

- В школе мы проводим беседы о воспитанности, о культуре поведения мы смотрим в передачах по телевидению, читаем в книгах. Но никакие беседы и статьи не помогут, если вы сами не захотите быть людьми воспитанными. Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой. Главный твой воспитатель - ты сам.

- А сейчас посмотрим видеоролик с еще одной притчей. (Видео)

4.Притча о добре и зле

«Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. 
Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам останется». 

-Каждый из вас тоже, наверное, слышал в свой адрес плохие слова, обидные прозвища. Какие чувства испытывали вы при этом? (Ответы учеников)

-А теперь послушаем стихотворение, которое подготовила Триколич Александра.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

5. Повторение «вежливых» слов СЛАЙД 9

У.   Вы пришли в школу. Какое самое первое слово вы сказали?

    Д.  Здравствуйте

    У.  Вам помогали в гардеробе снять пальто. Что вы сказали?

     Д.  Спасибо.

     У.  Вам хочется кого-то поблагодарить за что-то. Какое слово вы еще знаете?

     Д.  Благодарю.

     У.  Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что вы скажете?

    Д.  Простите.

     У.  Чтобы человек выполнил вашу просьбу, какие вежливые слова нужно говорить?

   Д.  Пожалуйста, будьте любезны.

   У.  После занятий вы уходите домой. Какое слово вы говорите?

    Д.  До свидания

  У.  Как произносят все эти добрые слова?

    У.  Вежливо, с улыбкой.

    На экране записаны слова в столбик с выделенными в них буквами. Какое слово у нас получилось? А какое у него лексическое значение? СЛАЙД 10

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

6.Радуга из «добрых» слов (связь с русским языком, подбор однокоренных слов).

А какие еще слова с корнем добр - вы знаете? Напишите их маркером на своих шариках.

Давайте украсим нашу елочку радугой из шаров со снежинками и добрыми словами. Хотя зимой и не бывает радуги, но у нас сегодня необычное занятие, а, значит, в нашем классе сегодня могут происходить чудеса.

-Ребята, а посмотрите на нашу елочку. Мне кажется, она все равно немного грустит. Может, мы можем ей чем-нибудь помочь?

7.Наряжаем елочку. РАБОТА В ПАРАХ (связь с русским языком, подбор антонимов; с уроками технологии)

Черные шары с плохими словами. Подобрать антонимы, чтоб шары стали яркими и красивыми.

Грубость – ласка
Злость – доброта
Грусть – веселье
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Ненависть – любовь
Лень – труд

-Вот и принарядилась, и повеселела наша елочка! А мы с вами дадим отдохнуть нашим глазкам. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

-А в преддверии какого доброго и всеми любимого праздника мы с вами сделали елочку? А знаете ли вы, что символ следующего, 2018 года, по восточному календарю - это самое доброе животное, друг человека?

Отгадайте про него загадку.

Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой. 
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  -  
(Собака)

-Совершенно верно, символ следующего года - это желтая собака. СЛАЙД 11 Не случайно же мы с вами приготовили подарки - вытынанки для наших гостей. Давайте мы все вместе поздравим их с наступающим Новым годом и пожелаем им всего только самого доброго, что есть на Земле. Смена слайда 11

8.«Микрофон».

А мне в свою очередь остается добавить к пожеланиям детей сообразительных Вам учеников, адекватных и благодарных родителей, и, конечно же, побольше свободного времени для своих близких.

Вручение подарков.


 

9.Игра «Доскажи словечко»

-А мы продолжаем наше занятие.
У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. Предлагаю вам игру «Доскажи словечко». СЛАЙД 12
На экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её.

Доброму слову и кошка рада.
Ласковые слова слаще мёда. 
Рана от сабли заживает, рана от слова - нет.  
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь
Доброе слово лечит, а злое калечит.

0т учтивых слов язык не отсохнет.

Как аукнется, так и откликнется.
.

Не по словам судят, а по делам
Сказанного слова не вернёшь.

От теплого слова и лед тает.


 

10.Практическая работа над ситуациями
Поэт Степан Олейник в своем стихотворении описывает встречу двух приятелей, одного из которых он язвительно называет «добродей». А как вы понимаете это слово? СЛАЙД 13

ДОБРОДЕЙ - тот, кто совершает добрые поступки.

Это стихотворение нам прочтет Максименко Милена.


 

С миной пристально унылой

Смерит с ног до головы

-Боже мой!

Что с вами, милый?

Это вы или не вы?

Не больны?... Нет, в самом деле,

Цвет лица ужасно плох,

Полысели! Похудели?

И за каждым словом – вздох

Вы, конечно, все угрюмей

От сочувственных речей

Дал вам пищу для раздумий

Ваш приятель – добродей!


 

Какое настроение будет у человека после такой встречи? Можно ли на самом деле назвать такого человека добродеем? Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувства собеседника. Также не всегда утешить можно словом, важно уметь помочь делом. 
А теперь давайте вспомним стихотворение А. Барто «Мячик»:


Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. 

Как Агния Барто находит выход из сложившейся ситуации? А как вежливый человек поведет себя в данной ситуации?
Правильно, необходимо оказать конкретную помощь:

- Мы сейчас достанем мяч.

4.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

МЕТОД «Мудрый совет» Письмо детям, которые не были на нашем занятии. РАБОТА В ГРУППАХ

-А теперь давайте подведем итог нашего занятия и напишем небольшие письма с мудрым советом тем детям, которые не были на сегодняшнем занятии. Как нужно вести себя с другими людьми, как разговаривать, какие слова употреблять в своей речи. Объединитесь в группы, обсудите и запишите советы на листочках. СЛАЙД 14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ советов группами

5.РЕФЛЕКСИЯ

- Какая была тема нашего занятия?

- О чём мы с вами говорили?

- Какие выводы для себя сделали?

-Что вам особенно запомнилось и о чем вы расскажете родителям, когда придете домой?

-А какое у вас настроение сейчас?


 

Нам часто доброты недостает.

Мы в суете об этом забываем.

Добро мы мелочишкой заменяем.

Успеем, мол, куда оно уйдет…

А вдруг уйдет? А не успеем вдруг?

А в доброте нуждается твой друг.

А в доброте нуждаешься ты сам.

А доброты так не хватает нам…

Опять одолевает суета.

Куда-то отступает доброта.

Но все ж в усталости, в болезнях, суете

Не забывайте вы о доброте!

- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим. Наше занятие окончено, всем большое спасибо. СЛАЙД 15

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.