Занятие кружка «Профессиональный компас» на тему «Кто охраняет природу» (2–3 классы)
МКОУ «Мехонская СОШ»
Занятие «Кто охраняет природу?»
Цель: создать условия для формирования у обучающихся представлений о профессиях людей, охраняющих природу.
Задачи:
дать понятие «эколог»;
познакомить с особенностями профессии;
воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в группах;
5. формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Ход занятия
Организационный момент.
Мы продолжаем знакомиться с миром профессий. Сегодня мы узнаем об очень интересной профессии. Чтобы узнать, о какой профессии я говорю, рассмотрите фотографии на слайде.
Что объединяет эти фотографии?
Наша планета в опасности. На ней образовалось много больных и умирающих территорий. Гибнет природа, земля в опасности, она требует помощи!
Смотрю на глобус - шар земной, и вдруг - вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки: "Ты береги нас, береги!"
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги!"
Остановил олень свой бег: "Будь человеком, человек!"
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной. Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!"
Как же мы с вами сможем ей помочь? Я думаю, для этого нужно просто по настоящему любить природу, научиться ее беречь и беречь всех тех, кто ее населяет – птиц, зверей, леса, поля и конечно же цветы!
Знаете ли вы, люди каких профессий заботятся о природе?...(ответы детей)
Этим занимаются и люди, которые выбрали для себя профессию эколога.
Кто может назвать тему занятия?
( Сегодня мы познакомимся с профессией «Эколог»)
Скажите, пожалуйста, какие вопросы у вас возникли?
(Ответы: «Кто такой эколог?»,
«Какие профессиональные качества нужны для этой работы?»,
«Чем занимается он каждый день?»)
Сегодня на уроке мы вместе постараемся найти ответы на все ваши вопросы.
Одна из наших задач на уроке: познакомиться с особенностями профессии эколог.
Изучение новой темы. Знакомство с профессией эколог
Ребята, может кто-то скажет, кто такой эколог? И чем он занимается? …..
Справка: Работа эколога довольно сложная, многогранная и ответственная.
ЭКОЛОГ (или инженер-эколог) - это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха, выявляет, изучает природные и человеческие факторов, негативно влияющих на окружающую среду.
Он исследует любые отрицательные явления в природе, устанавливает их причину и методы их предотвращения.
Они делают все возможное, чтобы избежать любых катастроф, которые могут нанести непоправимый вред всей планете. Если трагедия все же случилась, то перед экологами стоит задача компетентно и быстро оценить возникшую ситуацию и найти оптимальное и верное решение по устранению последствий.
Специалисты в этой области пытаются выяснить причины высыхания различных водоемов, вымирания некоторых видов животных, птиц и рыб. Именно экологи занимаются исследованием влияния вредных веществ и промышленных выбросов на состояние воздуха, почвы и воды.
Уже сегодня без людей, занимающихся «оздоровлением» нашей планеты, невозможно начать строительство дорог, заводов, жилых зданий. Также инженеры-экологи следят за всеми процессами на предприятиях.
Осуществляя природоохранную деятельность, экологи не только изучают факторы, влияющие на биосферу Земли, они также контролируют соблюдение законодательных мер, предотвращают техногенные аварии. Кроме того, они призывают простых граждан и руководителей предприятий сортировать бытовые отходы для их правильной утилизации.
Знания таких областей, как биологии, химии, почвоведения, геологии, физики, права необходимы для людей данной профессии.
Особенностью профессии эколога можно считать тот факт, что им приходится тратить немало сил на пропаганду решения проблем окружающей среды и агитацию по ее охране и защите.
Профессионально важные качества:
Любовь ко всему живому и готовность его защищать
Умение анализировать, наблюдать
Способность убеждать и гражданская смелость, особенно в деле охраны природы
Хорошее здоровье и выносливость для работающих в природных условиях
Хорошие профессиональные знания
Людям, выбравшим эту профессию, следует иметь аналитический склад ума. Они должны уметь работать в команде, проявлять толерантность, быть стрессоустойчивыми, креативными, скрупулезными, аккуратными, ответственными, дисциплинированными, работоспособными, коммуникабельными.
Физминутка
Игра «Хорошо – плохо»
Я называю разные ситуации, если то о чем я говорю хорошо, вы хлопаете, а если плохо — топаете.
«Бросать фантики от конфет на землю – хорошо или плохо?»,
«В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?»,
«Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?»,
«Снежная зима – это хорошо или плохо?»,
«Разрывать муравейник – это хорошо или плохо?»,
«Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?»,
«Подкармливать птиц зимой – это хорошо или плохо?»,
«Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?»
Вот закончена игра,
Вновь садиться вам пора.
Практическое знакомство с профессией «эколог»
Чтобы получше познакомить с профессией эколога, я предлагаю вам, ребята, попробовать профессию «на вкус». Хотите попробовать себя в роли экологов?
Мы сегодня станем юными экологами и попробуем решить экологическую проблему.
У каждой группы будет свое задание, которое нужно будет выполнить сообща. Результат своей работы представить ученикам класса. Алгоритм работы находится в конверте.
Выполняют практическую работу в группах
Задания для группы № 1
1. Ответьте на вопросы:
-Что вы видите на фотографиях?
-Почему это произошло?
2. Для решения этой экологической проблемы требуется помощь ЭКОЛОГА!
Цель работы: Очистить поверхность воды от бензина, масла, мазута.
3. Проведите практическую работу по алгоритму:
1) Наденьте перчатки перед началом работы.
2) Возьмите емкость для воды. Налейте воду из бутылки.
3) Капните в воду несколько капель нефти из бутылки. Что наблюдаете?
4) С помощью разных предметов, которые у вас имеются, попробуйте очистить поверхность воды. (бумага, ватные диски,
Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой... Инструкция с демонстрацией действий.
- Ребята, а я хочу попробовать вот таким способом: что если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой, вот так (делает сама).
- А теперь попробуйте вы, если масла немного осталось, то действия можно повторить.
Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой... Инструкция с демонстрацией действий.
- Ребята, а я хочу попробовать вот таким способом: что если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой, вот так (делает сама).
- А теперь попробуйте вы, если масла немного осталось, то действия можно повторить.
Задания для группы № 2
1. Ответьте на вопросы:
-Что вы видите на фотографиях?
-Почему это произошло?
2. Для решения этой экологической проблемы требуется помощь ЭКОЛОГА!
Цель работы: очистить воду от примесей.
3. Проведите практическую работу по алгоритму:
- Наденьте перчатки перед началом работы.
- Налейте в 1 стаканчик воду больше половины объёма.
- Насыпьте в стаканчик почву. Размешайте с помощью палочки.
- Вставьте воронку в пустые стаканы, сделайте фильтры из марли и бумаги.
- Пропустите грязную воду через каждый фильтр. Что замечаете?
Задания для группы № 3
1. Ответьте на вопросы:
-Что вы видите на фотографиях?
-Почему это произошло?
2. Для решения этой экологической проблемы требуется помощь ЭКОЛОГА!
Цель работы: выявить уровень загрязнения воздуха.
3. Проведите практическую работу по алгоритму:
- Наденьте перчатки перед началом работы. Приготовьте лист бумаги.
- Возьмите ножницы и приготовьте 4 кусочка липкой ленты.
- Прислоните эти листы к разным участкам поверхности в классе. Приклейте кусочки на лист.
- Рассмотрите с помощью микроскопа. Что вы видите?
Задания для группы № 4
1. Ответьте на вопросы:
-Что вы видите на фотографиях?
-Почему это произошло?
2. Для решения этой экологической проблемы требуется помощь ЭКОЛОГА!
Цель работы: очистить водоём от бытовых отходов.
3. Проведите практическую работу по алгоритму:
-Наденьте перчатки перед началом работы.
- Достаньте предметы с помощью удочки.
- Рассмотрите предметы. На какие группы их можно разделить?
- Предложите свои варианты использования этих бытовых отходов.
Представление результатов работы группы
Рассказывают об этапах работы, результате. Делают выводы.
Итог. Задание для самоконтроля
В завершении нашей общей работы, я предлагаю составить вам синквейн по теме «Профессия-эколог»
Рефлексия деятельности
За что вы можете себя похвалить?
Что удалось?
Что хотелось бы сделать лучше?
Я - смог
- узнал
- смогу научить другого
Эколог землю защищает
От безответственных людей,
Планету от беды спасает,
Внедряя в жизнь поток идей:
Как уничтожить горы грязи,
Бутылок, битого стекла...
Как чище жить нам стало б сразу
Кристальная б вода текла!
2.Ты для планеты очень дорог,
Ведь ты ее оберегаешь.
Ведь неустанно ты, эколог,
Ее от гибели спасаешь.
Благодарим тебя за воздух,
За чистоту и за природу.
За тень лесов вечнозеленых,
За голубую нашу воду.
3.Профессий много существует.
Земля — наш дом. Они то знают,
И с беззаветным, верным чувством
Себя природе посвящают!
Используемая литература
1. Профессия: инженер-эколог. http://www.profguide.ru/professions/ecologist.html
2. Атлас профессий будущего. http://atlas100.ru/
3. Опыты по экологии. http://www.lmagic.info/ecology.html
ЭКОЛОГ
УМНЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
УХАЖИВАЕТ ЗАЩИЩАЕТ ПОМОГАЕТ
ЭКОЛОГ УХАЖИВАЕТ ЗА ПРИРОДОЙ,
ЭТО ХОРОШО
ЭКОЛОГ
УМНЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ
ЗАЩИЩАЕТ ИССЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРУЕТ
ЭКОЛОГ ПРОВОДИТ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ПРИРОДА
ЭКОЛОГ
ДОБРЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ
ВЫЯВЛЯЕТ ЗАЩИЩАЕТ ПОМОГАЕТ
ЭКОЛОГ ЗАЩИЩАЕТ ЗЕМЛЮ.
ЧИСТОТА