12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2225
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе «ОРКСЭ »

МОУ Новоспасская средняя школа № 1






Занятие по духовно-нравственному воспитанию

«Православная книга»









Табакова Людмила Петровна

Учитель ОРКСЭ, ОДНКНР


2024


Цель занятия: осознание учащимися понятия «Православная книга», формирование чувства уважения и почитания книги.


Задачи занятия:

освоение учащимися сведений об отличительных особенностях православной книги;

осмысление особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы


Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать нравственные качества: сопереживание, сострадание, доброта, отзывчивость;

Метапредметные:

- развивать способности в выражении своих мыслей и чувств в выступлении перед всем классом, умение работать в группе;

Предметные:

- уметь анализировать прочитанное произведение с точки зрения идейного и нравственного смысла


Оборудование урока: выставка «Православная книга».


Предварительная подготовка к уроку учащихся:

ребятам было дано задание в группах: прочитать предложенный рассказ, ответить на вопросы, (распределяя задание между собой)

- Название, автор

- о чём идёт речь в рассказе (краткий пересказ)

- кто герои рассказа, что можно сказать о них?

-почему рассказ так называется?

- чему учит рассказ, какой можно сделать вывод?



Ход мероприятия


1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Дорогие ребята, сегодня мы собрались здесь, в школьной библиотеке не на урок. Посмотрите вокруг – как много разных книг на стеллажах и полках. А вы бываете в нашей библиотеке? А кто записан в районную детскую библиотеку? Как здесь уютно, спокойно. И поверьте мне – интересно…

2. Актуализация знаний

-А вот стеллаж с выставкой. Как она называется? «Православная книга»

Давайте вспомним, неделю назад мы писали изложение об Иване Фёдорове?

-Кто он такой? В каком веке жил? Почему ему поставили памятник в Москве?

(ребята отвечают, что он первопечатник, жил в 16 веке, придумал печатный станок, стал книги печатать, а до него они писались от руки, долго)

- А кто помнит, как называлась первая напечатанная книга? В тексте не было сказано, но я вам говорила. («Апостол» - 1200 экземпляров, а до нас дошло чуть более 60, они хранятся в музеях и библиотеках)

- А какая фраза заканчивала текст? ( Потом он напечатал много других книг.)

-Среди этих книг, например, «Азбука» для обучения детей в школе.

- Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, — часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах. Это и есть православная книга. А мы прочитали несколько небольших рассказов.


-В гостях у нас сегодня батюшка. Мы расскажем ему о прочитанных нами книгах и попросим помочь разобраться, что такое ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА.


3. Выступления ребят по группам.

1)В журнале «Купель» за 1997 год был помещён рассказ «Спасение лётчика».

Бывший лётчик рассказал, как в Великую Отечественную войну он воевал на Севере. Его самолёт подбили, и он выпрыгнул с парашютом, но вода в Баренцевом море была холодная, и долго он выдержать не мог. Вдруг он увидел седого старичка, который втащил лётчика в лодку и довёз до берега. Там его подобрали люди, но ни лодки, ни старичка они не видели. А в его одежде обнаружили зашитый матерью медальон с изображением Святителя Николая. Лётчик узнал спасшего его старичка Это ему всю войну мать молилась о помощи сыну.

-Какими предстают герои рассказа?

( лётчик – смелый, бесстрашный, защитник родины, настоящий герой;

Мама – любящая, на всё готова ради сына, молится за него)

- О чём рассказ, какая главная мысль, какие чувства он вызывает?

(мать всегда любит сына, молится за него, материнская молитва сильная)


2) Рассказ Елизаветы Полушкиной «Сестра» рассказывает о событиях русско-турецкой войны. Главная героиня медицинская сестра Ольга Яковлевна. Она уходит из санитарного отряда на передовую, в окопы. Её здесь знают, приветствуют, называют сестричкой. А турки из своих окопов увидели, что она перевязывает их раненого и стали кричать «Браво, ханум». Называли святой женщиной. Она была награждена Георгиевским крестом.

-Ольга Яковлевна – смелая, добрая, умелая, сердечная.

-Рассказ так называется, потому что она – медсестра, но и всем солдатам она была как сестра.

-Этот рассказ учит милосердию, состраданию, прощению. Она перевязывала врага, потому что он ранен, и никто ему не помогал.


3) Василий Афанасьев «Врун» про пятилетнего мальчика, который любил приврать. Однажды его оставили с больной бабушкой. Мама попросила поухаживать за ней, пока она на работе. Бабушка захотела святой водички, а мальчик её не нашёл на кухне, побоялся встать на табуретку и принёс воды из-под крана. Бабушка похвалила мальчика перед мамой, сказала, как ей полегчало. На следующий день бабушка с удивлением обнаружила на кухне полную бутылку, а мальчик повинился и просил прощения, чтобы Боженька его не наказывал. Обещал больше никогда не лгать.

-Мальчик врун, но ему всего 5 лет, и он раскаялся, повинился. Для этого тоже нужна смелость. Бабушка добрая, верующая.

-Рассказ учит не врать, всё тайное всё равно откроется.


4) С этим рассказом перекликается рассказ Константина Ушинского «Брат и сестра». Его герои девочка Аннушка и её брат Серёжа. Это он предложил полакомиться чем-нибудь, пока родителей нет дома, в кладовой или в кухне. Но сестра каждый раз говорила, что их там кто-нибудь увидит. Тогда брат сказал, что в погребе есть яблоки, и там их никто не увидит. Но есть Тот, кто видит сквозь стены и от Которого в темноте нельзя скрыться.

-Дети маленькие, они любят сладкое, брат готов тайно нарушить запрет.

-Брат и сестра по-разному ведут себя, сестрёнка всё время останавливает брата.

-Рассказ о том, что Бог видит и там, где человеческий глаз ничего не видит, от Него не спрячешься.

-Главная мысль в последнем предложении: «А потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смогли бы сделать при других и при свете»


5)Рассказ «Мать» Клавдии Лукашевич о мальчике Мише. Он горбатый и некрасивый. Прохожие оборачивались и обращали внимание, а дети дразнили, гнались за ним и кидали камешки. Мальчик страдал, переживал: Что я вам сделал? Ему было обидно: за что меня не любят и дразнят. А за углом его встретила мама, обняла, приласкала. Всё тяжёлое, пережитое, вдруг ушло куда-то от нежности и ласки мамы. Он забывал и прощал несправедливость людей и становился добрей.

-Мишу жалко, он не виноват, что таким родился. У него доброе и отходчивое сердце.

-Мальчишки злые, грубые, невоспитанные. В них нет сочувствия и доброты.

-Мама всегда любит своего ребёнка. Её любовь делает его счастливым.

-Почему рассказ так называется? Нет имени мамы? Потому что это рассказ о всех мамах, которые любят и жалеют своих детей.


-Вот такие рассказы мы прочитали. Есть ли между ними что-то общее?

-Можно ли их назвать православными?

-Все ли эти рассказы православные?


Дети делают вывод, что в большинстве рассказов упоминается Бог или Святой Николай. Это православные рассказы. А в рассказах «Сестра» и «Мать» нет упоминания о Боге. Но эти рассказы учат нас доброте, состраданию. А это качества православного человека.


4. Слово Батюшке. Он рассказывает о Православной книге, показывает старинную книгу. Ребята рассматривают, стараются прочитать старославянский текст. Рассматривают книги на выставке.


5. Рефлексия.

-Поняли вы, ребята, что такое православная книга. Это обязательно божественная книга?

На столах у ребят лепестки ромашки, на которых они пишут прилагательные-определения, какая она православная книга, и прикрепляют на доску к сердцевине.

( учит добру, поучительная, напоминает заповеди, сострадательная, заставляет задуматься, справедливая и т.д.)

-Ребята, вы можете взять почитать домой любую книгу со стенда, библиотекари вам запишут в карточку.

t1716793175aa.jpg





t1716793175ab.jpg


Опубликовано в группе «ОРКСЭ »


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 27.05.24 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Грамотная работа, спасибо.
Горбачёва Марина Юрьевна, 27.05.24 в 13:41 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.