МОУ Новоспасская средняя школа № 1
Занятие по духовно-нравственному воспитанию
«Православная книга»
Табакова Людмила Петровна
Учитель ОРКСЭ, ОДНКНР
2024
Цель занятия: осознание учащимися понятия «Православная книга», формирование чувства уважения и почитания книги.
Задачи занятия:
– освоение учащимися сведений об отличительных особенностях православной книги;
– осмысление особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;
– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать нравственные качества: сопереживание, сострадание, доброта, отзывчивость;
Метапредметные:
- развивать способности в выражении своих мыслей и чувств в выступлении перед всем классом, умение работать в группе;
Предметные:
- уметь анализировать прочитанное произведение с точки зрения идейного и нравственного смысла
Оборудование урока: выставка «Православная книга».
Предварительная подготовка к уроку учащихся:
ребятам было дано задание в группах: прочитать предложенный рассказ, ответить на вопросы, (распределяя задание между собой)
- Название, автор
- о чём идёт речь в рассказе (краткий пересказ)
- кто герои рассказа, что можно сказать о них?
-почему рассказ так называется?
- чему учит рассказ, какой можно сделать вывод?
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята, сегодня мы собрались здесь, в школьной библиотеке не на урок. Посмотрите вокруг – как много разных книг на стеллажах и полках. А вы бываете в нашей библиотеке? А кто записан в районную детскую библиотеку? Как здесь уютно, спокойно. И поверьте мне – интересно…
2. Актуализация знаний
-А вот стеллаж с выставкой. Как она называется? «Православная книга»
Давайте вспомним, неделю назад мы писали изложение об Иване Фёдорове?
-Кто он такой? В каком веке жил? Почему ему поставили памятник в Москве?
(ребята отвечают, что он первопечатник, жил в 16 веке, придумал печатный станок, стал книги печатать, а до него они писались от руки, долго)
- А кто помнит, как называлась первая напечатанная книга? В тексте не было сказано, но я вам говорила. («Апостол» - 1200 экземпляров, а до нас дошло чуть более 60, они хранятся в музеях и библиотеках)
- А какая фраза заканчивала текст? ( Потом он напечатал много других книг.)
-Среди этих книг, например, «Азбука» для обучения детей в школе.
- Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, — часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах. Это и есть православная книга. А мы прочитали несколько небольших рассказов.
-В гостях у нас сегодня батюшка. Мы расскажем ему о прочитанных нами книгах и попросим помочь разобраться, что такое ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА.
3. Выступления ребят по группам.
1)В журнале «Купель» за 1997 год был помещён рассказ «Спасение лётчика».
Бывший лётчик рассказал, как в Великую Отечественную войну он воевал на Севере. Его самолёт подбили, и он выпрыгнул с парашютом, но вода в Баренцевом море была холодная, и долго он выдержать не мог. Вдруг он увидел седого старичка, который втащил лётчика в лодку и довёз до берега. Там его подобрали люди, но ни лодки, ни старичка они не видели. А в его одежде обнаружили зашитый матерью медальон с изображением Святителя Николая. Лётчик узнал спасшего его старичка Это ему всю войну мать молилась о помощи сыну.
-Какими предстают герои рассказа?
( лётчик – смелый, бесстрашный, защитник родины, настоящий герой;
Мама – любящая, на всё готова ради сына, молится за него)
- О чём рассказ, какая главная мысль, какие чувства он вызывает?
(мать всегда любит сына, молится за него, материнская молитва сильная)
2) Рассказ Елизаветы Полушкиной «Сестра» рассказывает о событиях русско-турецкой войны. Главная героиня медицинская сестра Ольга Яковлевна. Она уходит из санитарного отряда на передовую, в окопы. Её здесь знают, приветствуют, называют сестричкой. А турки из своих окопов увидели, что она перевязывает их раненого и стали кричать «Браво, ханум». Называли святой женщиной. Она была награждена Георгиевским крестом.
-Ольга Яковлевна – смелая, добрая, умелая, сердечная.
-Рассказ так называется, потому что она – медсестра, но и всем солдатам она была как сестра.
-Этот рассказ учит милосердию, состраданию, прощению. Она перевязывала врага, потому что он ранен, и никто ему не помогал.
3) Василий Афанасьев «Врун» про пятилетнего мальчика, который любил приврать. Однажды его оставили с больной бабушкой. Мама попросила поухаживать за ней, пока она на работе. Бабушка захотела святой водички, а мальчик её не нашёл на кухне, побоялся встать на табуретку и принёс воды из-под крана. Бабушка похвалила мальчика перед мамой, сказала, как ей полегчало. На следующий день бабушка с удивлением обнаружила на кухне полную бутылку, а мальчик повинился и просил прощения, чтобы Боженька его не наказывал. Обещал больше никогда не лгать.
-Мальчик врун, но ему всего 5 лет, и он раскаялся, повинился. Для этого тоже нужна смелость. Бабушка добрая, верующая.
-Рассказ учит не врать, всё тайное всё равно откроется.
4) С этим рассказом перекликается рассказ Константина Ушинского «Брат и сестра». Его герои девочка Аннушка и её брат Серёжа. Это он предложил полакомиться чем-нибудь, пока родителей нет дома, в кладовой или в кухне. Но сестра каждый раз говорила, что их там кто-нибудь увидит. Тогда брат сказал, что в погребе есть яблоки, и там их никто не увидит. Но есть Тот, кто видит сквозь стены и от Которого в темноте нельзя скрыться.
-Дети маленькие, они любят сладкое, брат готов тайно нарушить запрет.
-Брат и сестра по-разному ведут себя, сестрёнка всё время останавливает брата.
-Рассказ о том, что Бог видит и там, где человеческий глаз ничего не видит, от Него не спрячешься.
-Главная мысль в последнем предложении: «А потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смогли бы сделать при других и при свете»
5)Рассказ «Мать» Клавдии Лукашевич о мальчике Мише. Он горбатый и некрасивый. Прохожие оборачивались и обращали внимание, а дети дразнили, гнались за ним и кидали камешки. Мальчик страдал, переживал: Что я вам сделал? Ему было обидно: за что меня не любят и дразнят. А за углом его встретила мама, обняла, приласкала. Всё тяжёлое, пережитое, вдруг ушло куда-то от нежности и ласки мамы. Он забывал и прощал несправедливость людей и становился добрей.
-Мишу жалко, он не виноват, что таким родился. У него доброе и отходчивое сердце.
-Мальчишки злые, грубые, невоспитанные. В них нет сочувствия и доброты.
-Мама всегда любит своего ребёнка. Её любовь делает его счастливым.
-Почему рассказ так называется? Нет имени мамы? Потому что это рассказ о всех мамах, которые любят и жалеют своих детей.
-Вот такие рассказы мы прочитали. Есть ли между ними что-то общее?
-Можно ли их назвать православными?
-Все ли эти рассказы православные?
Дети делают вывод, что в большинстве рассказов упоминается Бог или Святой Николай. Это православные рассказы. А в рассказах «Сестра» и «Мать» нет упоминания о Боге. Но эти рассказы учат нас доброте, состраданию. А это качества православного человека.
4. Слово Батюшке. Он рассказывает о Православной книге, показывает старинную книгу. Ребята рассматривают, стараются прочитать старославянский текст. Рассматривают книги на выставке.
5. Рефлексия.
-Поняли вы, ребята, что такое православная книга. Это обязательно божественная книга?
На столах у ребят лепестки ромашки, на которых они пишут прилагательные-определения, какая она православная книга, и прикрепляют на доску к сердцевине.
( учит добру, поучительная, напоминает заповеди, сострадательная, заставляет задуматься, справедливая и т.д.)
-Ребята, вы можете взять почитать домой любую книгу со стенда, библиотекари вам запишут в карточку.
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна