Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться- всегда пригодится»
занятие по обучению грамоте
DOCX / 24.8 Кб
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 общеразвивающего вида «Гномик»
Мензелинского муниципального района РТ
Занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Грамоте учиться- всегда пригодится»
Воспитатель Иманкулова Г.Р.
Конспект построения образовательной деятельности по обучению грамоте
Дата | 24.04.2020г. |
Тема | «Грамоте учиться – всегда пригодится» |
Программа | «Школа 2100» под ред. Т.Р.Кисловой |
Возраст | 6 – 7 лет подготовительная группа |
Основная образовательная область | Речевое развитие |
Направление | Обучение грамоте |
Интегрированные образовательные области | Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие |
Форма проведения | Организованная образовательная деятельность |
Цель | Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением |
Задачи | |
Образовательные | 1. Познакомить детей с артикуляционным укладом и знакомство с буквой «Т» учить выделять «Т» из ряда других звуков 2.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце («.», «?», «!»). 3.Усваивание понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» и внедрение их в активный лексикон. 4.Обучение навыку звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, места звука в слове, деление слова на слоги). |
Развивающие | Развитие мыслительных процессов (сопоставления, простого сравнения, анализа); Активизация слуховой и зрительной памяти; Развитие внимательности и любознательности. |
Воспитательные | Воспитывать умение слушать товарища, интерес к школьной жизни. |
Планируемый результат | Формируется умение составлять предложения, проговаривать их интонационно, различать в них слова и слоги, усваивают понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» и активно используют их в речи, развивается умение звукового и слогового анализа. |
Методы и приемы | Информационно-рецептивный метод: распознающее наблюдение схемы предложения Репродуктивный метод: дидактические игры «Едем, летим, плывем…», «Отгадай загадку». Проблемный метод: рассказ воспитателя о способе решения проблемы (решение ребуса), воссоздающее наблюдение – применение знаний на основе воображения (работа звуковому анализу) |
Материалы и оборудование: демонстрационный раздаточный | Карточки с изображением транспорта (трамвай, троллейбус, вертолет, самолет, теплоход, автобус), магнитная доска, схемы предложений, «золотой ключ» Рабочие тетради, карточки с цифрами от 1 до 4, цветные карандаши, звездочки для награждения, «золотые» ключики по количеству детей. |
Организация детей | 1.Стоя полукругом 2.Сидя на ковре 3. За столами | ||
Индивидуальная работа | В ходе НОД. | ||
Словарная работа | Термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». | ||
Предварительная работа | Знакомство с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; гласный и согласный звук. Выявление артикуляционных и акустических характеристик звука. Слоговой и звуковой анализ слова. Знакомство со схемой предложения. Занимательные игры и упражнения со звуками. Словесные игры. | ||
Структура НОД | 1 часть: Организационный момент. Психологический настрой, вводный, организационный момент (2 мин.) 2 часть: Основная. 1.Актуализация имеющихся знаний сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса (5-6 мин.) 2.Сообщение нового знания, тренировка использования знаний в деятельности детей (2 мин.) 3.Физминутка: «Вы, наверное, устали?...» (2 мин.) 3.Продолжение работы по изучению новой темы — 13-15 мин. 3 часть: Заключительная. Закрепление предшествующего материала— 3 мин. - итог НОД (рефлексия). | ||
Ход НОД Организационный момент: Дети собираются в полукруг на ковре. Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям). - Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях. - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим- Никуда мы не спешим! Актуализация имеющихся знаний: Воспитатель: - Ребята! Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? Дети: -Наша речь состоит из предложений. Воспитатель: - А предложения из чего состоят? Дети: - Из слов. Воспитатель: Составьте предложения по схемам. Демонстрирует I__ __. I__ __ __. I__ __? I__ __ __? I__ __! I__ __ __! Воспитатель: -Из чего состоят слова? Дети:- Из слогов. Воспитатель: -Давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов? Дети: -Сколько раз открывается рот, столько же слогов в слове . Сообщение цели НОД: Воспитатель: Сколько правильных ответов я сегодня услышала. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Отгадай загадку». Я буду загадывать загадки, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове-отгадке. У вас карточки с цифрами. И если слово-отгадка с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове-отгадке два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно! Дети отгадывают загадку, определяют количество слогов и показывают карточку с соответствующей цифрой (индивидуальная работа с Назаром, Наилей, Эвелиной, Даниилом, Лейлой) . Воспитатель: -А слоги из чего состоят? Дети: - Из букв. Воспитатель: -А чем отличается буква от звука? Дети: -Букву можно записать и прочесть, а звук только слышать. Воспитатель:- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются звуки? Дети: -Гласные звуки – красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие – зеленым. Сейчас мы с вами немножко поиграем. Сообщение нового знания, тренировка использования знаний в деятельности детей (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят картинки с изображением транспорта). Проводится игра « Едем, летим, плывем » Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Задает вопросы детям: Воспитатель:- Назовите все предметы одним словом? Дети: -Транспорт. Воспитатель:- Скажите, что летает? Дети:- Самолет, вертолет. Воспитатель: -Что едет? Дети: -Автобус, троллейбус, трамвай. Воспитатель: -Что плывет? Дети: -Теплоход. Воспитатель: - Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? (Ответы детей) - Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Т) - В каких словах звук т встречается в начале? (троллейбус, теплоход, трамвай) - В каких – в середине? (вертолет, автобус) - В каких – в конце? (вертолет, самолет) Физкультминутка: «Вы, наверное, устали?» -Вы, наверное, устали, Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Воспитатель: -Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? Молоток стучит: тук-тук! Букве Т он старый друг. -Что делают губы и язык при произнесении звука «Т»? Дети: -Губы приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам. Воспитатель: -Звук Т-какой он? Дети: -Согласный звук. Воспитатель: -Каким цветом обозначается звук Т? Дети: -Синим цветом. Обучение элементам грамоты: -На письме звук Т обозначается Буквой Т (выставить на доску Букву Т) -Закрасьте синим цветом одну из трех клеточек под каждой картинкой в зависимости от того, в какой части слова слышится звук Т, если в начале , закрасьте первую клеточку, если в середине- вторую, в конце- третью. (Перед тем как дети приступают к самостоятельному выполнению задания проводится анализ нескольких примеров.Индивидуальная работа) -Под какими картинками вы закрасили по две клеточки? Дети: -Трактор, торт, турист. Воспитатель: -Почему? Дети:-В этих словах слышится два звука Т. Воспитатель: -Вспомните, как называются зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков. Дети: -Они называются ребусы. Воспитатель: -Подберите звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок. Положите их по порядку и «прочитайте» слово. Дети: -Пот. Воспитатель: -Поменяйте местами первую и последнюю звуковую картинку. Какое слово получилось? Дети: -Топ. Воспитатель: -Глазки наши утомились, сделаем для них зарядку: «Солнечный зайчик» (в соответствии с методикой йогов).
Повтори чистоговорки. Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат. Повтори скороговорку. От топота копыт пыль по полю летит. Повтори пословицы и поговорки. Трус и таракана посчитает за великана. Труд кормит и одевает. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Рефлексия Воспитатель: -Важно ли то, что вы сегодня узнали?, Для чего это пригодится в жизни? Дети:- Грамоте учиться- всегда пригодится. Воспитатель: -Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему? (ответы детей). Воспитатель: -Витя, кто, по-твоему, сегодня хорошо занимался, кому бы ты дал звездочку? -А Алеша как думает? Воспитатель: - Вы прошли немало испытаний И упорно двигались вперед, Трудностей вам встретилось немало, Еще больше впереди их ждет. За старанья, за труды, смекалку Вам вручаю этот новый ключ, Пусть откроет он все двери к знаньям, Пусть лишь радость каждому несет. Вручается большой Золотой ключ. Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» |