12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондарева Людмила Юрьевна70
Россия, Московская обл., Сергиев Посад
6

Занятие по подготовке к обучению грамоте "Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С. Дифференциация гласных от согласных звуков"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ


Тема: Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С. Дифференциация гласных от согласных звуков.


Образовательная цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки, находить отличия  звуков по способу их образования, закреплять зрительные образы изученных букв \в традиционном и стилизованном исполнении \, учить выделять только гласные звуки из состава слова. Познакомить с новым приемом анализа слова при помощи цифрового ряда.

Коррекционная цель: Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, логического мышления, слогового анализа, мелкой моторики, мотивации к сохранению здоровья.


Оборудование:

- маршрутная дорожка «Космическое путешествие»

- передвижная фигурка  космического корабля

- цифровые ряды на каждого ребенка

- две передвижных фигурки «летающих тарелок»

- нарисованная планета \ для зрительной гимнастики \  или шар, стилизованный в виде планеты

- пособие «Врисованные буквы»   

- пособие «Солнышко с гласными»

- трафареты ракеты на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги

Изготовление маршрутной дорожки «Космическое путешествие»:

На листе ватмана изображаются   7 различных планет. Они могут быть самого разнообразного, даже сказочного вида. Возле каждой планеты делается прорезь или приклеивается на клей кусочек  швейной липкой ленты. Это надо для перемещения по дорожке в течение всего занятия передвижного космического корабля \  К нему крепится  « липучка»  или  ножка  для вставления в прорези\. И к поверхности  одной из планет – Планете Здоровья прикрепляются две передвижные фигурки «летающих тарелок».

​​​​​​​

Изготовление цифрового ряда:

Цифровой ряд состоит из разноцветных полосок, размером 5х10 см. На каждой полоске нарисована цифра от 1-9.Полоски рекомендую делать цветными для того, чтобы наиболее эффективно контролировать процесс анализа слов. Это удобнее, прежде всего, для педагога, интереснее – для ребенка. Цифровой ряд можно использовать для определения количества звуков в слове, а также для нахождения места определенного звука в составе слова, его «соседей». Слова для анализа подбирать такие, чтобы их звучание совпадало с их написанием.


Ход занятия:


1. Постановка игровой задачи занятия

( Показ маршрутной дорожки «Космическое путешествие»)

- Мы сегодня будем путешествовать по космическим просторам, увидим разные планеты, а все вместе полетим на  этой ракете. ( Показ фигурки ракеты, которая будет перемещаться по маршрутной дорожке).


2. Повторение изученного материала

- Билетов тут не продают, и в ракету сядет только тот, кто ответит правильно. Ваш ответ – ваш пропуск на космический корабль.

- Какие гласные звуки мы уже изучали? ( А, О, У)

- Чем гласные отличаются от согласных звуков?

- Какие согласные звуки мы изучали? (С, М)

- Как мы произносим звук С? (Язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, звук петь нельзя)

- Как мы произносим звук М?

- На какие группы делятся все согласные звуки? (На звонкие и глухие, твердые и мягкие)

чем звонкие согласные отличаются от глухих? ( «Дрожанием» горлышка, вибрацией голосовых связок)

 © Идет актуализация и систематизация изученного материала.

- Все ребята справились, итак, космонавты, отправляемся в путь. Все встали, ноги – на ширину плеч,  руки подняли кверху, соединили ладошки, потянулись макушкой и кончиками пальцев вверх. Посмотрите, как напряглись наши руки и ноги. На что мы стали похожи? (На маленькие летящие ракеты) Теперь наклонились вперед, встряхнули руками, расслабились, сели за парты.

© Корегирующее осанку упражнение на напряжение – расслабление мышц.


3. Планета Умниц и умников

Игровое упражнение «Найдите лишнее»

( Прикрепляем космический корабль рядом с этой планетой)

- Мы прилетели на планету Умниц и умников.

- Надо найти то, что является лишним:

Добрый, ласковый, злой, веселый

Холодный, красный, горячий, теплый

Старый, дряхлый, потрепанный, грязный

Храбрый, смелый, веселый, отважный

- Теперь найдите лишний звук, объясните, почему он лишний:

А, О, У, М        (М – согласный звук)

У, А, С, А

© Развитие умения классифицировать понятия.


4. Полосатая планета

    Знакомство и работа с цифровым рядом

( Цифровой ряд на каждого ребенка)

- Поглядите, какая  красивая  полосатая планета! ( Перемещение космического корабля) Она вся состоит из разноцветных полосочек. По 9 таких же полосочек есть у каждого из вас. Разложим полоски по порядку слева – направо. На каждой полоске написана цифра. Я буду говорить вам слово, вы медленно  пальцем проводите под каждой цифрой и называете только один звук. Найдите, сколько всего  звуков есть в слове: ДОМ.

(Дети определяют, что в слове «Дом» три звука и выдвигают полоску с цифрой 3)

■ Далее идет разбор слов: рыба, кукла, слон, дым, рука.

- Теперь усложняем задание, потому что надо найти, сколько звуков в слове всего и на каком месте будет стоять звук М. Для этого выдвигаем две полоски с цифрами: одна покажет нам, сколько звуков всего, а втора – на каком месте в слове стоит звук М.

Слова: мак, ком, сумка,  дома

© Развитие звукового анализа.


Динамическая разминка

( Открепить от планеты Здоровья   фигурку  первой   «летающей тарелки»)

- От планеты Здоровья к нам  приближается  «летающая тарелка». А это значит, что у нас динамическая разминка.

Скафандры мы одели,                 (Имитация одевания)

В путь мы собрались,

На ракете быстрой                        (Руки вверх, подняться на носочки, потянуться)

Страшно мчаться ввысь!

Мимо нас несутся                         (Плавные, ритмичные поднимания и опускания

В космос корабли,                         рук)

Мчимся мы все дальше                (Бег по кругу)

От родной Земли.

Инопланетяне машут нам рукой. (Руки вытянуты вперед, энергично сжимать

                                                        и разжимать кулачки)

Хорошо нам с вами,                      (Покружиться)

Да пора домой!


5. Планета загадок

    Деление слов на слоги (при наличии стечения согласных)


- Отгадываем загадки про космос, отгадку делим на слоги, показываем на пальчиках количество слогов. При делении на слоги слов «звезды и солнышко» воспитатель наглядно показывает детям, как делить слова со стечением согласных. Загадки:

А) Синенька шубенка

Весь мир покрыла.    НЕ-БО


Б) Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули поутру – нет ничего.    ЗВЕЗ-ДЫ


В) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?     СОЛ-НЫШ-КО


Г) то блин, то полблина.

То та, то эта сторона.      ЛУ-НА


© Развитие логического мышления, слогового анализа


Зрительная гимнастика

( Открепить от Планеты Здоровья вторую  «летающую тарелку»)

- Посмотрите, приближается от Планеты Здоровья еще одна  «летающая тарелка».Значит, самое время сделать зрительную гимнастику.

( Слежение за картинкой с нарисованной планетой или  шаром, стилизованным под планету)


- Следим глазами за перемещением планеты вверх – вниз, вправо – влево, в виде цифры 8.

- Поморгаем глазами, закрыли глазки, поморгаем – закрыли.

- Прикроем глаза ладонями, но не дотрагиваемся, не надавливаем на веки. Греем глаза ладошками 30 секунд.


6. Планета волшебных превращений

     Игровое задание «Узнайте врисованные буквы»

(Показ пособия «Врисованные буквы»; перемещение корабля по маршрутной дорожке)

(Выполняется на ковре в положении «Сидя с прямой спиной»)


- На этой планете волшебных превращений все буквы  прячутся в  разные предметы.   Какие буквы вы  узнали?

■ Дети первой группы читают слова из стилизованных букв, а дети второй группы воспроизводят в памяти и закрепляют написание известных им букв и слогов.

© Развитие предметного и буквенного гнозиса, зрительного внимания.


7. Планета Гласных Звуков

     Выделение только гласных звуков из слова

- Мы подлетаем к планете Гласных Звуков. Слышите, как они поют уже свои песенки?  (Показ пособия  « Солнышко»)

- Споем вместе с ними: А, О, У, Э, Ы, И. Им подпевают  Я, Е, Ю, Е.

- Я выбираю себе помощника, говорю ему на ухо слова, он – вам, а вы, ребята, называете только гласные звуки.

Улица ® У И А     и т.д.

Слова: кошка, сумка, слоник, платок, кусок, аист, кукла, стол, киты.

© Развитие умения выделять гласные на слух.


8. Планета Согласных Звуков

     Выделение согласных  С и М из состава слова \в виде подвижной игры\

( Выполняется на ковре, стоя  в ряд с прямыми спинками)

- Какие согласные здесь живут? (Звуки и буквы  С и М)

- Я буду называть слово. Если в этом слове вы услышите звук С, то поднимите левую  руку и сложите пальцы  в виде буквы С.Если в слове вы услышите звук М, то беретесь попарно за руки в виде буквы М.

Слова: дом, стол, море, класс, посуда, мыло, томат, комары, палас.

© Развитие фонематического восприятия, общей моторики.


9. Обведение трафаретов ракеты

(Трафареты ракеты на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги)

- Теперь каждый обведет свою ракету, нарисует   иллюминаторы и выставит  свой корабль на наборное полотно.

© Развитие мелкой моторики.


10. Итоги занятия, домашнее задание

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Вы выполнили все задания, держали спинки как настоящие космонавты, были очень внимательные и дружные. Давайте дома нарисуем инопланетянина, который, возможно, живет на какой-нибудь планете, вырежем его фигурку и  прикрепим  потом к этой маршрутной дорожке.



Использованная литература

Книга Бондаревой Л.Ю. "Упражнения на каждый день. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников", Ярославль, "Академия развития", 2018 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.