Занятие по подготовке к обучению грамоте «Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С»
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ
Тема: Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С. Дифференциация гласных от согласных звуков.
Образовательная цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки, находить отличия звуков по способу их образования, закреплять зрительные образы изученных букв \в традиционном и стилизованном исполнении \, учить выделять только гласные звуки из состава слова. Познакомить с новым приемом анализа слова при помощи цифрового ряда.
Коррекционная цель: Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, логического мышления, слогового анализа, мелкой моторики, мотивации к сохранению здоровья.
Оборудование:
- маршрутная дорожка «Космическое путешествие»
- передвижная фигурка космического корабля
- цифровые ряды на каждого ребенка
- две передвижных фигурки «летающих тарелок»
- нарисованная планета \ для зрительной гимнастики \ или шар, стилизованный в виде планеты
- пособие «Врисованные буквы»
- пособие «Солнышко с гласными»
- трафареты ракеты на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги
Изготовление маршрутной дорожки «Космическое путешествие»:
На листе ватмана изображаются 7 различных планет. Они могут быть самого разнообразного, даже сказочного вида. Возле каждой планеты делается прорезь или приклеивается на клей кусочек швейной липкой ленты. Это надо для перемещения по дорожке в течение всего занятия передвижного космического корабля \ К нему крепится « липучка» или ножка для вставления в прорези\. И к поверхности одной из планет – Планете Здоровья прикрепляются две передвижные фигурки «летающих тарелок».
Изготовление цифрового ряда:
Цифровой ряд состоит из разноцветных полосок, размером 5х10 см. На каждой полоске нарисована цифра от 1-9.Полоски рекомендую делать цветными для того, чтобы наиболее эффективно контролировать процесс анализа слов. Это удобнее, прежде всего, для педагога, интереснее – для ребенка. Цифровой ряд можно использовать для определения количества звуков в слове, а также для нахождения места определенного звука в составе слова, его «соседей». Слова для анализа подбирать такие, чтобы их звучание совпадало с их написанием.
Ход занятия:
1. Постановка игровой задачи занятия
( Показ маршрутной дорожки «Космическое путешествие»)
- Мы сегодня будем путешествовать по космическим просторам, увидим разные планеты, а все вместе полетим на этой ракете. ( Показ фигурки ракеты, которая будет перемещаться по маршрутной дорожке).
2. Повторение изученного материала
- Билетов тут не продают, и в ракету сядет только тот, кто ответит правильно. Ваш ответ – ваш пропуск на космический корабль.
- Какие гласные звуки мы уже изучали? ( А, О, У)
- Чем гласные отличаются от согласных звуков?
- Какие согласные звуки мы изучали? (С, М)
- Как мы произносим звук С? (Язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, звук петь нельзя)
- Как мы произносим звук М?
- На какие группы делятся все согласные звуки? (На звонкие и глухие, твердые и мягкие)
чем звонкие согласные отличаются от глухих? ( «Дрожанием» горлышка, вибрацией голосовых связок)
© Идет актуализация и систематизация изученного материала.
- Все ребята справились, итак, космонавты, отправляемся в путь. Все встали, ноги – на ширину плеч, руки подняли кверху, соединили ладошки, потянулись макушкой и кончиками пальцев вверх. Посмотрите, как напряглись наши руки и ноги. На что мы стали похожи? (На маленькие летящие ракеты) Теперь наклонились вперед, встряхнули руками, расслабились, сели за парты.
© Корегирующее осанку упражнение на напряжение – расслабление мышц.
3. Планета Умниц и умников
Игровое упражнение «Найдите лишнее»
( Прикрепляем космический корабль рядом с этой планетой)
- Мы прилетели на планету Умниц и умников.
- Надо найти то, что является лишним:
Добрый, ласковый, злой, веселый
Холодный, красный, горячий, теплый
Старый, дряхлый, потрепанный, грязный
Храбрый, смелый, веселый, отважный
- Теперь найдите лишний звук, объясните, почему он лишний:
А, О, У, М (М – согласный звук)
У, А, С, А
© Развитие умения классифицировать понятия.
4. Полосатая планета
Знакомство и работа с цифровым рядом
( Цифровой ряд на каждого ребенка)
- Поглядите, какая красивая полосатая планета! ( Перемещение космического корабля) Она вся состоит из разноцветных полосочек. По 9 таких же полосочек есть у каждого из вас. Разложим полоски по порядку слева – направо. На каждой полоске написана цифра. Я буду говорить вам слово, вы медленно пальцем проводите под каждой цифрой и называете только один звук. Найдите, сколько всего звуков есть в слове: ДОМ.
(Дети определяют, что в слове «Дом» три звука и выдвигают полоску с цифрой 3)
■ Далее идет разбор слов: рыба, кукла, слон, дым, рука.
- Теперь усложняем задание, потому что надо найти, сколько звуков в слове всего и на каком месте будет стоять звук М. Для этого выдвигаем две полоски с цифрами: одна покажет нам, сколько звуков всего, а втора – на каком месте в слове стоит звук М.
Слова: мак, ком, сумка, дома
© Развитие звукового анализа.
Динамическая разминка
( Открепить от планеты Здоровья фигурку первой «летающей тарелки»)
- От планеты Здоровья к нам приближается «летающая тарелка». А это значит, что у нас динамическая разминка.
Скафандры мы одели, (Имитация одевания)
В путь мы собрались,
На ракете быстрой (Руки вверх, подняться на носочки, потянуться)
Страшно мчаться ввысь!
Мимо нас несутся (Плавные, ритмичные поднимания и опускания
В космос корабли, рук)
Мчимся мы все дальше (Бег по кругу)
От родной Земли.
Инопланетяне машут нам рукой. (Руки вытянуты вперед, энергично сжимать
и разжимать кулачки)
Хорошо нам с вами, (Покружиться)
Да пора домой!
5. Планета загадок
Деление слов на слоги (при наличии стечения согласных)
- Отгадываем загадки про космос, отгадку делим на слоги, показываем на пальчиках количество слогов. При делении на слоги слов «звезды и солнышко» воспитатель наглядно показывает детям, как делить слова со стечением согласных. Загадки:
А) Синенька шубенка
Весь мир покрыла. НЕ-БО
Б) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. ЗВЕЗ-ДЫ
В) Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? СОЛ-НЫШ-КО
Г) то блин, то полблина.
То та, то эта сторона. ЛУ-НА
© Развитие логического мышления, слогового анализа
Зрительная гимнастика
( Открепить от Планеты Здоровья вторую «летающую тарелку»)
- Посмотрите, приближается от Планеты Здоровья еще одна «летающая тарелка».Значит, самое время сделать зрительную гимнастику.
( Слежение за картинкой с нарисованной планетой или шаром, стилизованным под планету)
- Следим глазами за перемещением планеты вверх – вниз, вправо – влево, в виде цифры 8.
- Поморгаем глазами, закрыли глазки, поморгаем – закрыли.
- Прикроем глаза ладонями, но не дотрагиваемся, не надавливаем на веки. Греем глаза ладошками 30 секунд.
6. Планета волшебных превращений
Игровое задание «Узнайте врисованные буквы»
(Показ пособия «Врисованные буквы»; перемещение корабля по маршрутной дорожке)
(Выполняется на ковре в положении «Сидя с прямой спиной»)
- На этой планете волшебных превращений все буквы прячутся в разные предметы. Какие буквы вы узнали?
■ Дети первой группы читают слова из стилизованных букв, а дети второй группы воспроизводят в памяти и закрепляют написание известных им букв и слогов.
© Развитие предметного и буквенного гнозиса, зрительного внимания.
7. Планета Гласных Звуков
Выделение только гласных звуков из слова
- Мы подлетаем к планете Гласных Звуков. Слышите, как они поют уже свои песенки? (Показ пособия « Солнышко»)
- Споем вместе с ними: А, О, У, Э, Ы, И. Им подпевают Я, Е, Ю, Е.
- Я выбираю себе помощника, говорю ему на ухо слова, он – вам, а вы, ребята, называете только гласные звуки.
Улица ® У И А и т.д.
Слова: кошка, сумка, слоник, платок, кусок, аист, кукла, стол, киты.
© Развитие умения выделять гласные на слух.
8. Планета Согласных Звуков
Выделение согласных С и М из состава слова \в виде подвижной игры\
( Выполняется на ковре, стоя в ряд с прямыми спинками)
- Какие согласные здесь живут? (Звуки и буквы С и М)
- Я буду называть слово. Если в этом слове вы услышите звук С, то поднимите левую руку и сложите пальцы в виде буквы С.Если в слове вы услышите звук М, то беретесь попарно за руки в виде буквы М.
Слова: дом, стол, море, класс, посуда, мыло, томат, комары, палас.
© Развитие фонематического восприятия, общей моторики.
9. Обведение трафаретов ракеты
(Трафареты ракеты на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги)
- Теперь каждый обведет свою ракету, нарисует иллюминаторы и выставит свой корабль на наборное полотно.
© Развитие мелкой моторики.
10. Итоги занятия, домашнее задание
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Вы выполнили все задания, держали спинки как настоящие космонавты, были очень внимательные и дружные. Давайте дома нарисуем инопланетянина, который, возможно, живет на какой-нибудь планете, вырежем его фигурку и прикрепим потом к этой маршрутной дорожке.
Использованная литература
Книга Бондаревой Л.Ю. "Упражнения на каждый день. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников", Ярославль, "Академия развития", 2018 г.