Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)
Конспект занятия в комбинированной логопедической группе
по формированию звукопроизношения и подготовке
к обучению грамоте
( старшая группа)
Подготовил: учитель – логопед Каретина Е.В.
Тема. Гласные звуки А О У
Цель. Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а][о][у], их артикулировании и звучании
Задачи: Образовательные:
- закреплять понятие « гласный звук»
- закрепить умение чётко артикулировать гласные звуки [а][о][у]
- закрепить умение определять звук, стоящий в начале слова
- закрепить зрительные образы символов гласных звуков
Коррекционно – образовательные:
- закрепление понятий « слово», « звук»
- обучение различению звуков [а][о][у] на слух и в произнесении
- выделение и определение в словах первого гласного звука с последующим подбором « портрета звука»
- подбор слов ( картинок) с заданным гласным звуком в начальной позиции
Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического восприятия и слуха
- развитие артикуляционной моторики
- развитие зрительного и слухового внимания
- развитие чувства рифмы
- развитие общей и мелкой моторики
- формирование плавного выдоха
Коррекционно- воспитательные:
- воспитание самостоятельности, инициативности, интереса к занятиям
- воспитывать умение работать в течение всего занятия
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога
Оборудование. Магнитная доска, карточки - буквы ( А,О, У),символы гласных звуков (по числу детей), картинки для артикуляционной гимнастики, картинки, которые начинаются с гласных звуков, куклы бибабо « щенок» и « снеговик»,домики звуков( красные коробочки с символами букв и « портретами звуков»,бумажные варежки по кол-ву детей ( цветные плоские карточки) со снежинками из бумажных салфеток на ниточке, раскраска «Дерево звуков» (по числу детей).
Ход занятия
1.Организационный момент. Сообщение темы занятия. Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед. Доброе утро! Я очень рада видеть вас на занятии. Я улыбаюсь вам, улыбнитесь и вы мне, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей и скажем : « Доброе утро!» Уважаемые гости, посмотрите как мы умеем играть со звуками.
Вместе с нами поиграет щенок Всезнайка. Говорит он : « Угадай- ка, если знаешь, назови буквы эти, посмотри.Щенок картинки нам принёс. Итак, стоп, внимание, вопрос!
Щенок « загадывает» загадки, дети отгадывают.
Демонстрация картинок – отгадок.( А О У)
1 .
Эта буква высока и стройна,
Очень похожа на арку она.( А)
2.
Океан шумит волнами,
Остров прямо перед нами,
Облака висят над пальмами,
Обезьяны ходят стаями.(О)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт .( Улитка)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …( У)
Логопед. Молодцы! Справились с заданием! Спасибо тебе, щенок Всезнайка, приходи к нам ещё, а пока отдыхай – ка.( Щенок «уходит» в будку)
Дети переходят для дальнейшей работы за столы.
А мы с вами, дети, поиграем.Присаживайтесь за столы.Мы поговорим о звуках, ведь звуки – целая наука! Вы смогли их узнать, а теперь посмотрите на доску. Здесь мы видим буквы, которые и обозначают определённый звук. Назовём их ( дети хором называют буквы, на которые указывает логопед).Правильно: это буквы А ,О ,У.
Выполнение артикуляционной гимнастики. Правильная осанка, без напряжения плечевого пояса, шеи; руки лежат на столе или на коленях.
Логопед. Для того, чтобы лучше, ярче, чётче произносить звуки необходимо упражнения выполнять, чтобы что тренировать? (Дети дают полный ответ: Нужно тренировать язычок, губки, щёчки)
Логопед. Сидим спокойно,руки на столе, плечи расслаблены. Внимательно и правильно выполняем упражнения.( Ориентируясь на картинки и показ артикуляции логопедом , дети выполняют артикуляционную гимнастику. Заключительное упражнение « Мостик»)
Логопед. Котик по мосту гулял. Язычок ваш не устал? Нет, тогда, пожалуй, попросим его исполнить песенку. Для этого подберём « портреты звуков» к каждой букве. Итак, угадайте, какой звук я беззвучно произношу( логопед беззвучно изображает артикуляцию звуков А О У и демонстрирует соответствующую карточку – портрет , размещая её на доске под соответствующей звуку буквой).Какая песенка получилась? Пропоём её.
( Вместе с детьми хором логопед пропевает звуки : А О У) .Прекрасно у вас получается. Нет преграды для воздушной струи? Нет. Значит, эти звуки какие,- гласные или согласные? Правильно, эти звуки гласные!Поэтому портреты их красные.Произносятся гласные звуки только голосом.
Мы порепетировали, а сейчас каждый из вас исполнит свою песенку звуков. Я разложу вам « портреты звуков», из них вам нужно выложить песенку. Итак, по порядку, слушаем исполнение каждого ребёнка (дети раскладывают « портреты звуков» на столе в линию из 3-х карточек, потом по очереди произносят протяжно получившееся сочетание). Поаплодируем друг другу! Красиво получилось!А звуки отправляются в свои домики ( логопед подходит к каждому ребёнку с коробочкой , на которой есть символы звука: изображение печатное буквы, « портрет звука», дети раскладывают карточки по местам , закрепляя их артикуляцию)
Логопед. Предлагаю всем вместе навести порядок у звуков. Ведь звуков сколько? А букв? А портретов звуков? Правильно - три. А картинок одна стопочка, а должно быть три. Разберём их по местам.Посмотрим на картинки, назовём первый звук в названии и положим картинку в одну из трёх стопочек (1-А, 2-О, 3-У)(логопед демонстрирует картинки и раскладывает их по стопкам после того,как дети угадают первый звук в каждом слове).Отлично!Навели порядок у наших звуков!
Дыхательная гимнастика « Сдуй с варежки снежинку».
Снеговик принёс вам варежки, да не простые, а с секретом, ведь на улице не лето, а, конечно же……правильно, зима. На снежинки дуть пора. Словно вьюга завываем и снежинки мы сдуваем. Плечи мы не напрягаем, воздух сильно вбираем и весь полностью выдыхая, щёчки при этом не надуваем).(Логопед даёт каждому ребёнку варежку, озвучивая при этом цвет варежки задавая вопрос и требуя полного ответа: « У тебя варежка какого цвета?»)
Логопед.Звуки с буквами к нам сегодня пришли, да порядок навели.Скажите, дети, что вам в занятии понравилось?(дети дают полный ответ). Прислушайтесь, я слышу шелест бумаги, шорох…Это щенок Всезнайка приготовил вам раскраски непростые, на них звуки гласные и дерево прекрасное. Называется раскраска « Дерево звуков» . Сегодня вместе с воспитателем вы аккуратно будете раскрашивать карандашами это волшебное дерево, на котором звуки гласные, поэтому карандаши вам пригодятся красные! А так как сейчас зима, и нет уже листьев, то дерево укрытое снегом какого цвета ( правильно - белое). Вот закончилась игра! Прозвенеть колокольчику пора! ( логопед звонит в колокольчик).Спасибо!До новых встреч!