12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козина Вера43

Внеурочка, 6 класс – Козина В.А.

Направление внеурочной деятельности

духовно-нравственное

Тема курса

«Занимательный русский язык»

№ занятия

12

Тема занятия

«Что в имени тебе моём»: из истории русских имен

Дата проведения


Цели

Познакомить уч-ся с историей возникновения, значением и развитием русских имен, с предметом изучения ономастики, привить интерес к русской культуре

Планируемые результаты

Личностные УУД

Ученик научится: потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог; устойчивый познавательный интерес

Ученик получит возможность научиться: готовность к самообразованию и самовоспитанию; устойчивая учебно-познавательная мотивация к учению; адекватная позитивная самооценка и Я-концепция; способность к решению моральных дилемм

Регулятивные УУД

Ученик научится: целеполаганию; анализ условий достижения цели; планирование путей достижения цели; установка целевых приоритетов; контроль и управление своим временем; принятие решений в проблемной ситуации; контроль результатов и способов действия; самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия; основы прогнозирования

Ученик получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; учитывать условия и средства достижения целей при их планировании; выбирать наиболее эффективные способы достижения цели; управлять своим поведением и деятельностью; осуществлять познавательную рефлексию; адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности; преодолевать трудности

Коммуникативные УУД

Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы; сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь; адекватно использовать речь, языковые и  речевые средства; работать в группе; основы коммуникативной рефлексии

Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; обосновывать свою позицию с учетом разных мнений; брать на себя инициативу; оказывать поддержку и содействие; осуществлять коммуникативную рефлексию; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Познавательные УУД

Ученик научится: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; основы реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия; осуществлять сравнение, классификацию; строить рассуждение; объяснять явления, процессы; основы ознакомительного, изучающего чтения; умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий

Ученик получит возможность научиться: самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента; самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента; ставить проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы; проверять гипотезы; делать умозаключения и выводы; основы рефлексивного чтения

Оборудование

Презентация, сообщения учителя, уч-ся, раздаточный материал

Ход занятия

Методы, виды, приемы, формы работы

Содержание деятельности

Лингвистическая «разминка» лингвистическая загадка

t1604723108aa.gif

Чтение и осмысление эпиграфа

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть безымянных.

В первый же миг по рождении

Каждый убогий и знатный

Имя, как сладостный дар,

От родимых своих получает.

Гомер

Вступительное слово учителя – тезисы

Имя человека

Каждый человек имеет имя, которое он получает при рождении. Имя – это своеобразный языковой знак, указывающий на конкретное лицо.

Наука об именах собственных называется ономастикой, в ней изучается их возникновение, изменение, даже зависимость распространения имен от времени и местоположения, поэтому частота употребления одних и тех же имен в разные исторические эпохи неодинакова.

Имена людей часто отражают историю и традиции людей, поэтому их изучение может помочь лучше узнать прошлое народа, его культурные связи.

Особый интерес представляют имена русских людей, поскольку Россия – государство многонациональное и влияние ономастики др. языков очень велико

«Включение»: определение темы и целей

Занимательное упражнение

Задание:

Прочитайте текст. Почему озадачен мальчик?

Я оторвался от книги и увидел рядом с собой мальчика. В его руках был толстый справочник.

- что читаешь? – поинтересовался я

- Урюрвкос…- задумчиво бормотал мальчик

- о чем читаешь? – повторил я вопрос

Глаза моего собеседника прояснились. Он повтори:

- Урюрвкос…

«Не русский что ли…» - подумал я. Но тут услышал:

- о дедушке думаю

- а Урюрвкос тут при чем?

Мальчишка загадочно улыбнулся

(Урюрвкос - УРа, ЮРа В КОСмосе)

Определение темы целей занятия

Задание: опираясь на выполненное задание, определите тему и цели занятия; предположите: что очень важно изучить на занятии?

Слово учителя + слайды презентации

Наука, изучающая имена

Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени того или иного человека.


Антропони́мика (греч. νθρωπος - человек и  νομα - имя) - раздел ономастики, изучающий антропонимы  — имена людей, принимающие различные формы и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.


Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века. Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты.

Наречение именем на Руси

Очень интересно называли детей на Руси.

Кислоквас, Неудача, Болван, Кисель, Суббота, Зима, Угрюм, Нехороший. Есть более сносные: Горлостай, Звяга, Огурец, Паук, Гусь, Волк, Май, Щетина. Что это? Перечень товаров, список зверей и птиц?

Нет, это имена, которые без смущения носили наши предки. Почему же родители так называли своих детей? Неужели они их не любили? Дело в другом. Наши предки были суеверны. Они считали, что ребёнок с красивым именем навлечёт на себя погибель, т.е. злых духов.

После рождения дитяти на Руси разыгрывался целый спектакль. Отец, крадучись, под полой, выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверял, что нашёл малыша. Все домашние ругали и того, кто подбросил, и малыша и нарекали его Найдёнышем. Таким образом, они обманывали бесов.

Исследователи ономастики и их труды

В «Энциклопедии русского языка» под редакцией Ф.П. Филина мы читаем, что «ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и преобразования, а также сама совокупность всех собственных имен» Изучению этого раздела лингвистики посвящено немало трудов выдающихся русских лингвистов.

До 17 века термин «имя» в привычном значении не употреблялся, под ним понималось прозвище, и лишь в 18 веке произошло дифференцирование и под термином «имя» стали понимать – имя собственное, данное при крещении.

Веселовский С.Б. в работе «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» касается вопроса русской исторической ономастики, исследует имена бояр, посадских людей, крестьян Северо-Восточной Руси XV – XVII вв.

Н.М. Тупиков в 1903 году создает словарь древнерусских имен собственных.

В.К. Чичагов в книге «Из истории русских имен, отчеств и фамилий» на материале многих исторических документов исследует историю становления и развития русских имен

А.М. Селищев в своей работе «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ» изучает происхождения фамилий и открывает некоторые неизвестные страницы жизни и культуры наших предков.

Известный лингвист Суперанская А.В. в монографии «Общая теория Имени собственного» рассматривает теоретические проблемы ономастики, определяет ее место в лингвистике, отслеживает связь имен с жизнью людей. В ее работе «Имя – через века и страны» прослеживается связь имен с фамилиями, географическими названиями, со старинными легендами и мифами.

В.Д. Бондалетов в кн. «Русская ономастика» рассматривает имя собственное в качестве языковой категории, уделяет внимание специфике собственного имени, определяет границу между ономастикой и нарицательной лексикой.

Шмелева Т.В. в учебном пособии «Ономастика» рассматривает проблемы ономастики на примерах кличек животных, имен людей, географических названий.

Таким образом, мы видим, что ономастика – во все времена привлекает внимание ученых-лингвистов, так как является это интересным разделом лингвистики для изучения и исследования.

Презентация

Учитель представляет материалы презентации + комментарии

Личные имена на всем протяжении существования человечества на Земле имели все люди, однако далеко не каждому из нас известно, откуда взялось его имя. Личное имя - это специальное слово, данное человеку с самого рождения в инд. порядке для того, чтобы выделять его среди др. людей, для того, чтобы к нему обращаться, а также, называя имя человека, говорить о нем с другими.

Имена тесно связаны с бытом человека, худ. творчеством, историческими контактами, с фантазиями и верованиями людей, они, безусловно, несут на себе отпечаток соответствующей эпохи и культуры.

В истории существования русских личных имен выделяются 3 этапа:

1) дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;

2) период после введения на Руси христианства, когда церковь вместе с религиозными христианскими обрядами стала насаждать иноязычные имена;

3) и новый этап, начавшийся после революции 1917 г., когда в русский именослов стало проникать большое число новых имен, связанное с перестройкой старого общества.


1.До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от др.людей. Все люди индивидуальны, поэтому и прозваний, характеризующих человека, было очень много. Так, благодаря народной фантазии, с одной стороны в др.рус. именах раскрывалось богатство языка, с другой наблюдательность рус. человека, его доброта, щедрость, общительность, а порой, когда дело касалось нравственных пороков или физических недостатков, и простодушная, идущая из самого сердца, грубоватость.

Благодаря этой способности людей в подборе соответствующего имени, древнерусские имена были достаточно разнообразны. Например, издавна наши предки использовали так называемые «числовые» имена, в которых представлен весь числовой ряд от одного до десяти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк (кстати, это имя было одним из самых распространенных на Руси), Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток иШестак, Семой и Семак, ОсьмойиОсьмак, Девятой иДевятко, Десятой. «Прямые потомки этих имен» в настоящее время продолжают жить в таких современных фамилиях, как: Первов и Первый, Третьяк и Третьяков, Четвертак и Четвертаков, Шестак, Шестаков и др.

Такие внешние признаки как, например, рост человека, особенности его телосложения тоже могли использоваться нашими предками. Так появились имена: Сухой, Толстой, Долгой, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Голова, Головач, Лобан.

Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были и такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (беспокойный), Забава, Несмеяна, Смирной. В некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и многие другие обстоятельства: Богдан и Богдана, Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава и другие

Существуют имена, которые давались и по времени рождения ребенка: весной родился - называли Вешняк, зимой – Зима, Мороз.

Весьма популярными в древности были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернава, Чернавка, Бел, Беляй, Беляк, Белой, Белуха и др. В словаре древнерусских личных собственных имен, составленным известным рус.лингвистом Н.М.Тупиковым, содержится 30 имен с корнем -бел- , а также приводится 41 фамилия, включающая основу - бел-.

Название старых профессий: серебреник, пушечник, медник-тоже послужили для образования личных или фамильных прозваний, о чем свидетельствуют следующие фамилии – Пушечниковы, Медниковы, Серебряниковы.


2. Второй период в истории образования русских имен наступил после введения христианства. В это время в практику входят так называемые календарные имена. Они давались новорожденным по церковным календарям с учетом памятных дат святых и распределялись по всем дням года.

Официальное принятие христианства на Руси, как известно, произошло в 988 году. Христианизация населения Руси сопровождалась и обязательным при этом обрядом крещения, что вело к наречению людей новыми христианскими именами. Нужно отметить тот факт, что принятие новых имен русским населением шло весьма медленно: большинство из них продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, то есть по-русски. Крещеное, или крестное, имя – «рекло, назвище, прозвище», как тогда нередко его называли, - давалось священниками по святцам в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. Родителям в такой ситуации чаще всего не предоставлялось возможности права выбора.

Сообщение уч-ся

Имена советского периода

3.Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 23 января 1918 г. Родителям можно было свободно выбирать имена детям, можно было проводить гражданскую регистрацию вместо церковного крещения. С этого момента в рус. именной ряд вошли новые имена.

Вспомним часть стихотворения М. Владимова «Святцы»:

Эпоха новым лексиконом

Врывалась в речь цехов и сел.

Шли Амфилохии в ревкомы,

Аделаиды – в комсомол.

Они своих созвучно эре

Именовали октябрят:

Заря, Идея, Пионерий,

Ревмир, Ревпуть и Диамат.

У людей периода Октябрьской революции были очень необычные имена – Идея, Искра, Коммунар, Марат, Октябрина -.отражающие новые взгляды и симпатии русских людей к новым веяниям в обществе.

В середине 1920-х годов имятворчество достигло своей наивысшей точки. Наряду с общеизвестными были: Гомер, Гораций, Кромвель, Ампер, Вольт, Босфор, Волга, Колхида, Комиссара, Радища, Пролеткульта.

Вскоре это новомодное увлечение, как и следовало ожидать, пошло на спад, и уже в предвоенные годы и особенно после Великой Отечественной для именования новорожденных стали использовать в основном старые, привычные русские имена.

В нач. 70-х годов самое большое место среди новых имен занимали имена народов тогдашнего СССР – татарские, узбекские, латышские, эстонские и многие другие. На своей исторической родине по происхождению они, безусловно, были не новы, но для русского населения оказались таковыми: Станислав, Янина, реже –Альберт, Артур, Анжелика, Марат, Ренат, Руслан, Виолетта, Диана, Нелли.


Именам посвятил стихотворение «В защиту детей» С.Я. Маршак.

Если только ты умён,

То не дашь ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья звала её

Сокращённо Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее.

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.


Популярные имена-аббревиатуры XX века

20-х годы

Ким - Коммунистический Интернационал молодежи

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой Эры

Лундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

30-е годы:

Вилена - В.И.Ленин

Лунио - Ленин Умер, Но Идеи Остались

Владилен – Владимир Ленин

Гертруда – Героиня труда

40-е годы

Мэлс - Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин

Меженда - МЕждународный ЖЕнский День

Статор - СТАлин Торжествует

Пофистал - Победитель Фашизма Иосиф СТАЛин

50-е годы

Нинель- Ленин наоборот.

Мират - МИРный Атом

Мэлор - Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская Революция

Придеспар - ПРИвет Делегатам Съезда партии

60-е годы

Ватерпежекосма - ВАлентина ТЕРешкова ПЕрвая ЖЕнщина-КОСмонавт

Кукуцаполь - КУКУруза ЦАрица ПОЛей

Нисерха - НИкита СЕРгеевич Хрущев

Урюрвкос - УРа, ЮРа В КОСмосе

Юралга - ЮРий Алексеевич Гагарин

Просмотр презентации

Учитель показывает презентацию «Значение и происхождение имен».

Мужские имена:

Александр - (от греческого) мужественный защитник.

Алексей  - (от греческого) защитник.

Анатолий - (от греческого) восточный, восходящий.

Андрей - (от греческого) мужественный, храбрый.

Антон - (от греческого) противник; (от латинского) широкий, пространный.

Борис - (от старославянского) Борислав - борец за славу.

Валерий - (от латинского) сильный, здоровый.

Василий - (от греческого) царь. Происходит от греч. "базилиус" - царь.

Виктор - (от латинского) победитель.

Владимир - (от старославянского) владеть миром, человек, могущий привести людей к согласию и хранить договор.

Геннадий - (от греческого) благородный, великородный.

Даниил - (от древнееврейского) мой судья - Бог.

Денис - (от греческого) Дионису принадлежащий. (Дионис - греческий бог вина, виноделия и веселья.)

Дмитрий - (от греческого) относящийся к Деметре.

Евгений - (от греческого) благородный.

Иван - (от древнееврейского) милость Божия.

Илья - (от древнееврейского) крепость Господня.

Кирилл - (от греческого) малый господин.

Лев - (от греческого) лев, царь зверей. В средние века он был символом Воскресения.

Леонид - (от греческого) подобный льву.

Максим - (от латинского) превеликий, величайший.

Никита - (от греческого) победитель.

Николай - (от греческого) победитель народов.

Олег - (от древнескандинавского) священный.

Павел - (от латинского) маленький.

Сергей - (от латинского) высокий, высокочтимый.

Юрий - (от греческого) земледелец.


Женские имена:

Александра - (от греческого) мужественная защитница.

Анастасия - (от греческого) воскресшая.

Анна - (от древнееврейского) благодать, милостивая.

Валентина - (от латинского) сильная, здоровая.

Виктория, Викторина - победа, победительница (латинское).

Галина - (от греческого) спокойная, безмятежная.

Дарья - (от персидского) огонь великий.

Екатерина - (от греческого) чистота, незапятнанность.

Елена - (от греческого) избранная, светлая, сияющая. Древняя формула имени - Селена - луна.

Жанна - (от древнееврейского) милость Божия.

Зинаида - (от греческого) из рода Зевса, боговидная.

Ирина - (от греческого) мир.

Лидия - (от греческого) названия области в Малой Азии. Лидия - название местности в Малой Азии, идет от корня, означающее "женщина" и родственно именам Лада, Латона и Леда.

Людмила - (от старорусского) людям милая.

Марина - (от латинского) морская.

Надежда - (от славянского) надежда. Одна из легендарной семьи мучениц. Имя давали и дают девочкам довольно часто.

Наталия - (от латинского) родная.

Нина - (от греческого) имени образователя Сирийского государства Ниноса.

Ольга - (от древнескандинавского) святая, великая.

Полина - (от греческого) многозначительная;

Раиса - (от греческого) лёгкая.

Светлана - (от старорусского) светлая.

Татьяна - (от греческого) устроительница;

Эльвира - (от германского) защитница людей.

Викторина

Учитель проводит викторину

1.Назовите название города, в котором 100 женских имён и 1 мужское имя. (Севастополь)

2. Назовите имена, которые читаются одинаково справа налево и наоборот. (Анна, Алла)

3.Имя – цветок. (Роза, Лилия)

4.Назовите города, названные в честь людей. (Владимир)

5. Назовите речку – имя. (Лена)

Расширяем лексикон

Ономастика

Рефлексия

Беседа:

Что узнали нового? Что осталось непонятым? Чем пригодится материал в жизни? о чем хотели бы узнать еще//готовы рассказать?

Подведение итогов

Личное имя – это значимая часть русской национальной культуры, которая складывалась на протяжении многих веков и которая еще может заявить о себе с новой, недостаточно изученной стороны.

Д/з

Поискать в интернет-источниках значение имен родителей, друзей, о которых не говорили сегодня


8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.