Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Как узнать растения? Деревья».

20
12
Материал опубликован 25 January в группе

Занятие программы «Предшкольная пора»  по теме «Как узнать растения? Деревья».

Занятие подготовлено для дошкольников по плану курса «Зеленая тропинка». Раздел «Зеленое чудо – растения».

Цель: формирование знания детей о строении растений, их роли в живой природе.

Задачи:

-учить детей различать деревья и кустарники по форме ствола, виду коры, листьев;

- познакомить детей с ярусами «ЭТАЖАМИ» леса;

-развивать у детей интерес к познанию природы.

Ход занятия:

 -Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

- Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

-Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

-Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

- Ещё раз, все, здравствуйте!

- Здороваться - это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

-А с какими же временами года мы с вами познакомились на предыдущих занятиях? Давайте их повторим.

Я сейчас буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогайте. Называется она «Четыре сестрицы».

Живут-поживают на свете четыре родные сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень.

Самая старшая из сестёр любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Как рассердится, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат.

-Как зовут эту сестрицу? Верно, Зима.

Вторая сестра - самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьёв, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит.

-Как зовут эту сестрицу? Весна.

Третья сестрица любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.

-Как зовут эту сестру? Лето.

Последняя сестрица - самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит она яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Потом умчится в далёкие края, а на смену ей Зима придёт.

-Как зовут эту сестру? Осень.

Так и ходят, по земле, сменяя друг друга зима, весна, лето и осень.

У каждой из сестёр есть по три сына.

У Зимы… Подскажите имена сыновей зимы – Декабрь, Январь, Февраль. Такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют.

У Весны… Как зовут детей?  – Март, Апрель, Май. Радуются теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.

У Лета… Скажите имена – Июнь, Июль, Август. Трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба колосят.

У Осени…Какие имена сыновей? – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают.

Пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев. Назовем имена братьев-месяцев по порядку: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.

-Молодцы, ребята, помогли мне рассказать сказку. Ну а сегодня мы снова отправимся в путешествие. А куда, отгадайте:

Весной веселит,

летом холодит,

осенью питает,

зимой согревает.


Весной одевается,

осенью раздевается.


Хвойным, лиственным бывает,
От жары всех укрывает,
Ягод в нём полно, грибов,
Лис и зайцев, и волков.
Полон он зверей, чудес.
Отгадали? Это ...(Лес)

СЛАЙД 1.


n1737766198.JPG

- Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Что понравилось больше всего?

СЛАЙД 2.


r1737766210.JPG

-Посмотрите, как красив лес в разные времена года!

Ребята! Прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить? Правильно, правила поведения в лесу.

-Какие правила поведения в лесу вы знаете?

-не ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.

-не рвать цветы, а будем ими любоваться.

-не срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

-не шуметь, и обижать животных.

Физминутка «Поход в лес»

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели: вправо, влево.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

-Учёные сравнивают лес с многоэтажным домом. А точнее с трёхэтажным. О каких этажах идет речь?

СЛАЙД 3.


n1737766227.JPG

- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Какие три этажа мы видим в лесу?

-Когда вы были в лесу, то конечно видели огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.

- Как называются эти растения? (деревья).

Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

Лес может быть лиственным, хвойным, смешанным. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья, в хвойном – соответственно хвойные, а в смешанном представлены и одни и вторые.

РАБОЧИЙ ЛИСТ



РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 1.59 Мб

-Найдите в рабочем листе первое задание. Даны 2 группы деревьев, в каждой группе одно дерево лишнее. Подумайте какое. Обведите его. Объясните свое мнение.

-Какие деревья вы знаете? А можете ли узнать дерево по его плодам? Давайте это проверим в ходе игры  (В ходе игры указывают хвойные и лиственные деревья. Доказывают свою точку зрения).

ИГРА

​​​​​​​


ИГРАPPTX / 2.14 Мб

  - Ребята, а как такие могучие и огромные деревья стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете? Давайте познакомимся со строением дерева. Просмотр видео с 1.22 до 2.23

https://ya.ru/video/preview/11718586030753447881

-Что же такое корень? Для чего он нужен?

С помощью корней деревья держатся за почву и впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни у деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и "кормить" ствол, ветви и листья! В холодное время корням трудно добывать влагу из земли, потому что почва промерзает. И тогда дерево сбрасывает листья и будто засыпает. А весной пригревает солнце, снег становится водой и на деревьях появляется новая листва.

-Что такое ствол? Сколько стволов у дерева? В теплое время года в нем накапливается влага и питательные вещества; и потом дерево всю зиму использует эти запасы. Если ствол дерева срубить, останется пенек.

- А чем покрыт ствол дерева? Правильно, корой.

Кора - это "кожа" деревьев, она защищает растения от ветра и холода, а в жарких странах и от солнца спасает.

В древней Руси, когда бумаги еще не было, люди писали острой металлической палочкой на кусочках коры березы; такие записки назывались берестяными грамотами.

Ветви и листья образуют крону дерева. Благодаря солнцу в их листьях накапливается особое вещество, из-за которого листики имеют красивый зеленый окрас, это хлорофилл. Это вещество помогает травам и деревьям "дышать".

Растения "вдыхают" воздух, который загрязняют машины и заводы, а «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и животным. То есть деревья выполняют функцию фильтра для воздуха. Поэтому деревья называют зелеными легкими планеты.

-А для чего человеку нужны деревья? Как он их использует?  Найдите на рабочем листе второе задание. Рассмотрите рисунок и составьте устный рассказ на теме «Лес в жизни человека».

Вот сколько всего дает нам лес. Поэтому наша задача беречь его! Мы в лесу гости, а, чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения.

Источники:

Издание для развивающего обучения для дошкольного возраста. Серия «Школа для дошколят». Авторы: Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.

https://multiurok.ru/files/iziuminki-psikhologhichieskogho-nastroia-uchashchi.html?ysclid=m5tabx4qp4991680655

https://nukadeti.ru/skazki/chetyre-sestricy

https://i.pinimg.com/736x/65/ed/7c/65ed7cafc7d68c2f9aa2d9498211dca4.jpg

https://solncesvet.ru/magazine_work/49147/

https://www.art-talant.org/publikacii/13506-konspekt-zanyatiya-po-okrughayuschemu-miru-derevyya

Автор интерактивной игры: Малкина Любовь Николаевна,  учитель начальных классов МБОУ Нововоронежская СОШ №1  Воронежской области

Комментарии

Благодарю за качественный ресурс,Светлана Валерьевна!

3
25 January

Марина Юрьевна, благодарю Вас за внимание к моим методическим разработкам!

2
25 January

Спасибо за отличный образовательный ресурс, Светлана Валерьевна!

3
25 January

Спасибо, Виктория Владиславовна. Рада, что разработка понравилась.

2
25 January

Светлана Валерьевна, спасибо за полезный, интересный материал! Пригодится в работе!

4
25 January

Елена Алексеевна, спасибо за приятные комментарии. Сегодня прошло первое занятие по подготовке к школе. Все прошло отлично, четко уложились в 30 минут.

3
25 January

Замечательно!::smile62::

2
25 January

Спасибо, Светлана Валерьевна, за качественную помощь коллегам!

3
25 January

Елена Владимировна, признательна Вам за высокую оценку моей работы.

2
25 January

Светлана Валерьевна, спасибо за отличную работу. Вашим ученикам очень понравится в школе учиться::smile8::

2
27 January

Очень на это надеюсь, Алевтина Михайловна.

2
27 January

Спасибо, Светлана Валерьевна, чувствуется рука мастера!

1
27 January