Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Как узнать растения? Деревья».

Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Как узнать растения? Деревья».
Занятие подготовлено для дошкольников по плану курса «Зеленая тропинка». Раздел «Зеленое чудо – растения».
Цель: формирование знания детей о строении растений, их роли в живой природе.
Задачи:
-учить детей различать деревья и кустарники по форме ствола, виду коры, листьев;
- познакомить детей с ярусами «ЭТАЖАМИ» леса;
-развивать у детей интерес к познанию природы.
Ход занятия:
-Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)
-Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)
-Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)
- Ещё раз, все, здравствуйте!
- Здороваться - это желать здоровья!
Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли дружно общаться и выполнять работу.
-А с какими же временами года мы с вами познакомились на предыдущих занятиях? Давайте их повторим.
Я сейчас буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогайте. Называется она «Четыре сестрицы».
Живут-поживают на свете четыре родные сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень.
Самая старшая из сестёр любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Как рассердится, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат.
-Как зовут эту сестрицу? Верно, Зима.
Вторая сестра - самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьёв, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит.
-Как зовут эту сестрицу? Весна.
Третья сестрица любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.
-Как зовут эту сестру? Лето.
Последняя сестрица - самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит она яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Потом умчится в далёкие края, а на смену ей Зима придёт.
-Как зовут эту сестру? Осень.
Так и ходят, по земле, сменяя друг друга зима, весна, лето и осень.
У каждой из сестёр есть по три сына.
У Зимы… Подскажите имена сыновей зимы – Декабрь, Январь, Февраль. Такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют.
У Весны… Как зовут детей? – Март, Апрель, Май. Радуются теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.
У Лета… Скажите имена – Июнь, Июль, Август. Трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба колосят.
У Осени…Какие имена сыновей? – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают.
Пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев. Назовем имена братьев-месяцев по порядку: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.
-Молодцы, ребята, помогли мне рассказать сказку. Ну а сегодня мы снова отправимся в путешествие. А куда, отгадайте:
Весной веселит,
летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает.
Весной одевается,
осенью раздевается.
Хвойным, лиственным бывает,
От жары всех укрывает,
Ягод в нём полно, грибов,
Лис и зайцев, и волков.
Полон он зверей, чудес.
Отгадали? Это ...(Лес)
СЛАЙД 1.
- Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Что понравилось больше всего?
СЛАЙД 2.
-Посмотрите, как красив лес в разные времена года!
Ребята! Прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить? Правильно, правила поведения в лесу.
-Какие правила поведения в лесу вы знаете?
-не ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.
-не рвать цветы, а будем ими любоваться.
-не срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
-не шуметь, и обижать животных.
Физминутка «Поход в лес»
Мы вошли все с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели: вправо, влево.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
-Учёные сравнивают лес с многоэтажным домом. А точнее с трёхэтажным. О каких этажах идет речь?
СЛАЙД 3.
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Какие три этажа мы видим в лесу?
-Когда вы были в лесу, то конечно видели огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.
- Как называются эти растения? (деревья).
Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.
Лес может быть лиственным, хвойным, смешанным. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья, в хвойном – соответственно хвойные, а в смешанном представлены и одни и вторые.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 1.59 Мб
-Найдите в рабочем листе первое задание. Даны 2 группы деревьев, в каждой группе одно дерево лишнее. Подумайте какое. Обведите его. Объясните свое мнение.
-Какие деревья вы знаете? А можете ли узнать дерево по его плодам? Давайте это проверим в ходе игры (В ходе игры указывают хвойные и лиственные деревья. Доказывают свою точку зрения).
ИГРА
ИГРАPPTX / 2.14 Мб
- Ребята, а как такие могучие и огромные деревья стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете? Давайте познакомимся со строением дерева. Просмотр видео с 1.22 до 2.23
https://ya.ru/video/preview/11718586030753447881
-Что же такое корень? Для чего он нужен?
С помощью корней деревья держатся за почву и впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни у деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и "кормить" ствол, ветви и листья! В холодное время корням трудно добывать влагу из земли, потому что почва промерзает. И тогда дерево сбрасывает листья и будто засыпает. А весной пригревает солнце, снег становится водой и на деревьях появляется новая листва.
-Что такое ствол? Сколько стволов у дерева? В теплое время года в нем накапливается влага и питательные вещества; и потом дерево всю зиму использует эти запасы. Если ствол дерева срубить, останется пенек.
- А чем покрыт ствол дерева? Правильно, корой.
Кора - это "кожа" деревьев, она защищает растения от ветра и холода, а в жарких странах и от солнца спасает.
В древней Руси, когда бумаги еще не было, люди писали острой металлической палочкой на кусочках коры березы; такие записки назывались берестяными грамотами.
Ветви и листья образуют крону дерева. Благодаря солнцу в их листьях накапливается особое вещество, из-за которого листики имеют красивый зеленый окрас, это хлорофилл. Это вещество помогает травам и деревьям "дышать".
Растения "вдыхают" воздух, который загрязняют машины и заводы, а «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и животным. То есть деревья выполняют функцию фильтра для воздуха. Поэтому деревья называют зелеными легкими планеты.
-А для чего человеку нужны деревья? Как он их использует? Найдите на рабочем листе второе задание. Рассмотрите рисунок и составьте устный рассказ на теме «Лес в жизни человека».
Вот сколько всего дает нам лес. Поэтому наша задача беречь его! Мы в лесу гости, а, чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения.
Источники:
Издание для развивающего обучения для дошкольного возраста. Серия «Школа для дошколят». Авторы: Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
https://nukadeti.ru/skazki/chetyre-sestricy
https://i.pinimg.com/736x/65/ed/7c/65ed7cafc7d68c2f9aa2d9498211dca4.jpg
https://solncesvet.ru/magazine_work/49147/
https://www.art-talant.org/publikacii/13506-konspekt-zanyatiya-po-okrughayuschemu-miru-derevyya
Автор интерактивной игры: Малкина Любовь Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Нововоронежская СОШ №1 Воронежской области
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кушнир Алевтина Михайловна
Сорокина Светлана Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна