Занятие с элементами тренинга для педагогов «ГЕЭ — это не страшно»
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЕГЭ – ЭТО НЕ СТРАШНО».
Цель: формирование представлений педагогов о поддержке подростков в работе период подготовке к экзаменам.
Задачи:
Познакомить с различными способами регуляции эмоционального состояния;
Освоить психологические приемы совладения с тревожностью и паникой;
Изучить особенности экзаменационного стресса у подростков.
Аудитория: педагоги, 8-12 человек
Время: 30-40 минут
Раздаточный материал: бумага, ручки.
Ход занятия:
- Уважаемые педагоги, рада вас приветствовать на наем занятии, посвященном теме ЕГЭ и подготовки к экзаменам. Я думаю, что все и присутствующих понимают уровень напряжения, который возрастает у подростков с каждым днём приближения к экзаменам. И наша задача, как педагогов, помочь им справиться со своей тревогой и поддержать, если требуется помощь.
Экзаменационный стресс – это вид стресса, возникающий как реакция на сдачу экзаменационной работы в 9-11 классах, которых сопровождается рядом признаков: головокружением, учащенным сердцебиением, приступами паники, сонливостью (либо бессонницей), апатией, потерей аппетита и сильной усталостью. В состоянии стресса организм подростка может вызывать негативные эмоциональные реакции, такие как приступы агрессии, плаксивости, смены настроения, напряжения.
Подростковый возраст сам по себе достаточно тяжелый и переломный, а наличие дополнительных стрессов только повышает нагрузку на организм и психику ребенка.
По мимо прочего, существуют группы детей, которые наиболее подвержены стрессу перед экзаменами. Это дети с низкой самооценкой, тревожные дети, дети, с хроническими заболеваниями, застревающие и гипертимные дети.
Я вам позже выдам информацию о работе с такими детками (Приложение 1)
А сегодня мы с вами попробуем найти способы поддержки и помощи нашим детям.
Упражнение 1 «Мозговой штурм»
- Давайте с вами порассуждаем на тему «Как мы можем помочь ребенку справиться с экзаменационным стрессом?». Вы можете озвучивать свои предложения, я буду их выписывать.
Правило: каждый педагог по кругу предлагает свой вариант решения, ответы не должны повторяться. Каждый педагог должен дать как минимум 2 ответа.
- Я выписала все ваши предложения, чем из этого списка вы пользуетесь и что взяли себе на заметку?
Один из вариантов ответа – обучить подростков навыкам эмоциональной саморегуляции. Это приёмы, которые позволяют привести свою психику в расслабленное состояние, снизить тревожность и переключить внимание.
_-Приёмы саморегуляции можно разделить на несколько направлений:
- работа с дыханием
- мышечная релаксация
- аутотренинг
-переключение внимания.
И сейчас мы попробуем каждый из этих приёмов.
Упражнение 2 «Мышечная релаксация»
- Мышечная релаксация работает при двух принципах: сжатии и расслаблении. Существует огромное количество техник на снятие мышечного напряжения.
Предлагаю попробовать:
Давайте максимально сильно сожмем ладони в кулак и в этом состоянии сидим 20 секунд. 1-2-3-4-5….. 20. И резко расслабляем кисти. Встряхните их. Необычные ощущения, правда?
Теперь сжимаем плечи. Вы можете их поднять вверх и хорошо напрячь. Также же на 20 счетов. 1-2-3-4-5…20. Расслабляем. Разомните плечи. Приятные ощущения!
А теперь сожмём кулаки, напряжем плечи и постараемся как бы свернуться внутрь себя, сжаться, пустить голову к груди. И держим напряжение на 10 счетов. Держим очень сильно. 1-2-3-4-5…10. Выдохните.
Как вам ощущения? Заметили разницу? Как думаете, почему стало легче дышать?
Упражнение 3 «Дыхание»
Систем дыхательных упражнений существует огромное количество. Это вдохи-выдохи на определенное количество секунд, задержка дыхания, глубокое или учащенное дыхание. Но любые техники действительно работают.
Я вам предлагаю изучить 2 из них и давать подросткам в середине урока, чтобы они постепенно привыкали и запоминали эти приёмы:
Упражнение 4 «Аутотренинг»
Сила слова имеет большое влияние на психику человека. И именно педагог может помочь подросткам поверить в эффективность самонастройки. Основные принципы формирования аутогенных установок:
простая формулировка
не более 3х фраз
концентрация внимания при произношении.
Вы можете начать с малого и прививать детям такую установку, как : «Всё в моих руках, а значит всё получится», тем самым вы формируете уверенность ребенка в своих силах и позитивный настрой.
Предлагаю каждому из вас выписать по 3 установки, которые вы бы хотели говорить себе в моменты стресса
Каждому выдается по бумаге и ручке. На упражнение даётся 5 минут. После – обсуждение.
Упражнение 5 «Переключение внимания»
Смена фокуса внимания действует также эффективно, как и другие приёмы. Не зря говорят о пользе смены видов деятельности: умственную – на физическую и обратно.
Главный принцип – э то переключение внимания с тревожащей ситуации на приятные моменты.
Не забывайте делать физ минутки на занятиях ,особенно при подготовке к экзаменам, а также вы можете устаивать 5-ти минутный отдых.
Я вам предлагаю проделать интересное упражнение «Фокус внимания»
Осмотрите комнату, я вам дам 1 минуту. Теперь закройте глаза. И по очереди перечислите, что в нашем кабинете вы увидели КРАСНОГО ЦВЕТА.
Так, спасибо за ответы, непривычно, да? Откройте глаза, посмотрите, может что забыли?
А теперь закройте глаза еще раз и перечислите все предметы КРУГЛОЙ ФОРМЫ.
Параметры могут быть абсолютно любыми: цвет, форма, расположение. Повторять 3 раза с разными признаками.
Концентрация внимания на «здесь и сейчас» позволяет перестроить психику с тревожных мыслей на объективную реальность.
Заключение:
Я надеюсь, что вы с этого занятия почерпнули для себя полезную информацию, приемы. Надеюсь, что общими усилиями мы сможем донести до подростков методы саморегуляции.
А теперь прошу от вас обратной связи.