Занятие с элементами тренинга по профилактике правонарушений «ОРИЕНТИР»
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Марк Туллий Цицерон
оратор и политик древнего Рима
Цель: Актуализация представлений подростков об их правах и ответственности, знакомство с Законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних.
Задачи:
Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.
Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.
Формирование ответственного поведения несовершеннолетних.
Выработать у участников эффективные поведенческие навыки противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемые формы поведения.
Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, бланки с раздаточным материалом (ситуации для разыгрывания).
Ход занятия:
Знакомство. Принятие «Правил круга».
Цель: введение в тему занятия, создание безопасной, доброжелательной атмосферы в группе.
Время: 3 минуты.
Ведущий: Ребята, сегодня мы попробуем разобраться, как достойно занять место в этой жизни и не жалеть об ошибках. Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершает всего лишь безобидный проступок. И это опасное заблуждение. А с помощью нашего тренинга мы постараемся прояснить эти заблуждения. Наша работа будет плодотворна, если вы будете активны и искренны.
- Чтобы работать в группе было безопасно и комфортно, нам нужно совместно принять правила.
Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе. Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Давать высказаться.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «стоп».
8. Конфиденциальность.
Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.
Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…».
Цель: Снижение эмоционального напряжения, активизация участников.
Время: 2 мин.
Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий, стоя в центре, круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто …. Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место.
- Кто пришел сегодня в шапке;
- У кого есть брат;
- У кого любимый урок физкультура;
- Кто любит есть конфеты на завтрак;
- кто не любит умываться;
- Кто считает, что соблюдать законы – это пустая трата времени;
- Кто считает, что законы нужно соблюдать;
- Кто считает, что правила в жизни не нужны.
Показ вступительного видеоролика
Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности»
Цель: актуализация знаний учащихся о правовой ответственности.
Время: 5 минут.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Правильно. О соблюдении законов. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. А кому нужно соблюдать законы?
Ведущий подводит учащихся к мысли о том, что законы необходимо соблюдать всем жителям, в том числе и подросткам.
Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности. Ведущий не поправляет ребят и не хвалит за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.
Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего».
Цель: Знакомство с основными законами РФ, определяющими ответственность несовершеннолетних.
Время: 10 минут.
Ведущий рассказывает подросткам о действующем Законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних. Дается краткая информация в формате интерактивной беседы.
Ведущий: Несовершеннолетние несут ответственность за совершенные поступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать и гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
В случае причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 лет до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.
Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Уголовная ответственность несовершеннолетнего:
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста подлежат уголовной ответственности:
- за убийство,
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
- похищение человека; изнасилование;
- насильственные действия сексуального характера;
- кражу;
- грабеж;
- разбой;
- вымогательство;
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
- терроризм;
- захват заложника;
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
- вандализм;
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных средств;
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Убийство – лишение человека жизни.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – нанесение травмы, опасной для жизни человека или повлекшей за собой потерю зрения, речи, слух либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшей значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – нанесение травмы, не опасной для жизни человека и не повлекшей тяжких последствий, но вызвваших длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Изнасилование – половое сношение с применением насилия или с угрозой его применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего.
Вымогательство – требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего ил его близких.
Грабеж – открытое хищение имущества.
Кража – тайное овладение чужим имуществом.
Терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействий в тех же целях.
Захват или удержание лица в качестве заложника – деяния, совершенные в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий – сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная.
Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явнее неуважение к обществу, совершенное с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия.
Вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в УК РФ как преступление.
Подводится итог о том, что несовершеннолетний возраст не освобождает от ответственности перед Законом, Законы необходимо соблюдать.
Упражнение «Умей сказать «Нет»
Цель: формирование умения уверенного отказа, способности противостоять влиянию окружающих.
Время – 10 минут.
Ведущий: Довольно часто мы не можем противостоять давлению одного человека или групповому давлению, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, совершать противоправные действия, принимать наркотики, курить). Получается, что это не наше решение на самом деле, а нами управляют другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей.
Группа делится на пары и каждой предлагается разыграть ситуацию, где один участник будет что-то предлагать, а второй должен отказаться.
Инструкция для детей: «Ребята, давайте разделимся на пары. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться».
Ситуация 1:
Артем зовет к себе товарища поиграть в игру на компьютере. А Саша обещал помочь по дому бабушке.
Ситуация 2:
Катя зовет подругу Лену посмотреть телевизор, а Лена еще не сделала уроки.
Ситуация 3:
Дима предлагает Косте покурить. Костя должен отказаться.
Ситуация 4:
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
Ситуация 5:
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него деньги.(украсть, отобрать у прохожего)
Ситуация 6:
Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас пойти ночью «На дело»
Ситуация 7:
Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас попробовать алкогольный напиток.
Обсуждение.
- Как чувствовали себя участники в ролях?
- Легко ли подбирать достойные отказы?
- Удалось ли отказаться от предложений? Почему да или почему нет?
- Всегда ли вам давали утвердительный отказ?
- Были ли у вас в жизни случаи, когда вы не могли отказаться от какого – либо предложения и в итоге совершали правонарушение?
Упражнение «Нарисую мир»
Цель: Формирование представлений о необходимости законов.
Время: 10 мин.
Содержание: подросткам предлагается нарисовать картину про мир, в котором есть правила и в котором нет правил. Группа делится на две подгруппы. Каждой дается свое задание. Первая группа рисует картину: «Страна с правилами и законами». Вторая подгруппа рисует картину «Страна без законов». На творчество отводится 10 минут.
Каждая подгруппа представляет свою работу. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
Как стали жить и взаимодействовать люди?
Что из этого вышло?
В какой стране народу жилось лучше?
Нужно ли контролировать исполнение законов?
Нужны ли законы вообще?
Заметки для ведущего. Не нужно останавливать подростков в выражении их фантазии. Пусть придумывают, это развивает способность к анализу своих чувств и поступков.
Рефлексия.
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии. Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге: что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.