Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] «Соберём Золушку на бал»
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука «л»
Тема: «Соберем Золушку на бал»
Цель: правильно и четко произносить звук «л» в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные:
- формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука (л);
- закрепить навык выделения звука (л) из ряда слов;
- автоматизировать звук (л) в слогах, словах, предложениях;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда;
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Оборудование: кукуруза, фасоль, 2 тарелки, поднос, кукольные вещи (платье, плащ, блуза, колготки, галстук, юбка, майка, футболка, шорты, брюки, куртка), игрушечный шкаф, корзинка; мольберт, картинки для артикуляционной гимнастики; «Улыбка». «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Пароход гудит»; карточки с числами 1, 2, 3 по количеству детей; иллюстрация из сказки, слоговые линейки, цветные крышки (синие, красные, зеленые) по количеству детей.
Словарная работа: активизировать в речи слова: ласковая, милая, славная, лиф.
Форма организации: индивидуально-подгрупповая.
Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.
Формы, способы и средства результативности обучения: устный ответ,
работа по карточкам.
Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
Ход занятия:
1.Организующий момент.( Мобилизирующая часть занятия)
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Предлагаю поздороваться с ними: прохлопайте слово «Здравствуйте».
2. Введение в тему. Сообщение темы.
Посмотрите на экран.(Слайд 1) Кто это, что случилось?(Золушка, она не может попасть на бал).
Фея-крестная сегодня не может помочь Золушке попасть на бал. Давайте мы постараемся, согласны? Если правильно выполним все задания, Золушка получит все, что ей нужно для поездки на бал.
Развитие мелкой моторики «Перебери крупу»
Мачеха приказала Золушке перебрать крупу: разложите кукурузу и фасоль по тарелкам. Молодцы!
Артикуляционная гимнастика.
На чем Золушка поедет во дворец? Где взять ее? Чтобы тыква превратилась в карету, сделаем гимнастику. (Слайд)
Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
Характеристика звука.
Послушайте, как я произнесу имя «Золлллушка». Какой звук я выделила? А давайте вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?
(Звук Л согласный, твердый, звонкий).
Когда мы произносим звук Л: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка, голос звенит (рука на горле). Повторите: Л-л-л-л-л. Карета готова. (Слайд 3)
Что нужно теперь? (Кони)
Ориентировка на листе бумаги. Автоматизация звука (л) в слогах и словах.
Чтобы поймать мышь и превратить ее в лошадь надо пройти лабиринт и повторить правильно слоги и слова (ЛА-ла-ла- лапа; ло-ло-ло-ложка;лу-лу-лу-лупа;лы-лы-лы-лыжи). Назовите цифру возле стрелки – она означает количество шагов, которые необходимо сделать. Молодцы! (Слайд 4, 5)
Фонематическое восприятие.
Перед отъездом на бал мачеха и ее дочери устроили жуткий беспорядок. Надо те вещи, в названии которых есть звук «л» сложить в шкаф, а те, в названии которых нет звука «л» - в корзинку. (Платье, плащ, блуза, колготки, галстук, юбка, майка, футболка, шорты, брюки, куртка)
Звуко-буквенный анализ
Чтобы ящерица превратится в конюха, надо разобрать слово "бал". (Выполняют звуко-буквенный анализ слова: Бал)
(Слайд 6)
Физминутка
ЗОЛУШКА
Золушка наша умеет работать: (прыжки)
Моет посуду, стирает бельё. ( показ руками)
Старые вещи может заштопать, (хлопки за спиной)
Всё получается у неё. (хлопки перед грудью)
Вот она пол подметает, так чисто, (наклоны)
Вкусно готовит, золу уберёт. (приседания)
Всё может делать она очень быстро. (поворот направо)
Да! И при этом песни поёт! (поворот налево)
Определение количества слогов в слове
Чтобы старое платье Золушки превратилось в бальное, надо слова лиф, юбка, рукав, воротник, пояс поделить на слоги. Делите слова на слоги и поднимаете карточку с числом, равное числу слогов в слове.
(Слайд 7)
Автоматизация звука Л в предложениях. ТРИЗ-игра «Бесконечное предложение»
Скажите, готова Золушка к балу? Чтобы она получила туфельки, надо составить «бесконечное предложение».
Показываю детям иллюстрацию из сказки.
Л: Что делает Золушка?
Дети: Золушка шьет.
Л: Сколько слов в этом предложении?
Дети: Два.
Л: Какая Золушка?
Дети: Ласковая, милая, славная.
Л: Давайте увеличим это предложение. Ласковая, милая, славная Золушка шьет что?
Дети: Ласковая, милая, славная Золушка шьет платье.
Л: Какое платье шьет Золушка?
Дети: Ласковая, милая, славная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Л: Зачем Золушка шьёт это платье?
Дети: Ласковая, милая, славная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье, чтобы поехать на бал.
(Слайд 8)
Подведение итогов занятия.
Мы справились со всеми заданиями, и теперь Золушка попадет на бал. Скажите, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли? А какое задание вам понравилось больше всего?
Презентация к занятию "Соберем Золушку на бал"
PPTX / 57.51 Мб
Тихомирова Екатерина Витальевна
Надежда Алексеевна Соснова