Занятие в средней группе по НДПИ "Филимоновская игрушка. Рисование узора «елочки».
Филимоновская игрушка. Рисование узора «елочки».
Цель.
Узнавать филимоновские игрушки, выделять средства выразительности (цвет, элементы узора – полосы двух цветов, чередование цветов).
Учить составлять узор «елочки», чередуя елочки двух цветов.
Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: фон, особенности росписи, элементы узора.
Материал.
Филимоновские игрушки, иллюстрации, бумага размером 7х30 см светло-желтого цвета, гуашь (зеленая, малиновая), тонкие кисти.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Какое ваше самое любимое занятие? (Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть)
-Во что вы любите играть? (В машинки, настольные игры, куклы).
- Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?
(Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора).
- А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева.
На предыдущих занятиях мы познакомились с необычными игрушками, которые называются - филимоновские.
Воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке):
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянутые шеи
И корова как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
2. Выставка филимоновских игрушек, беседа по теме.
Воспитатель: - Ребят, посмотрите на картинки. Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?
(ответы детей сопровождаются чтением стихотворений).
Индюк Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка. Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост. | Конь с всадником Что за конь! Только тронь – Со всадником вместе Ускачет верст за двести. |
Барышня Посмотри, как хороша Эта девица – душа Щечки алые горят, Удивительный наряд | Уточка Ой, свистулечка какая, Утка полосатая! Необычная, смешная И чуть – чуть пузатая! - Подожди минуточку, Ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: - Филимоновская я! |
Воспитатель: - Молодцы, ребята, угадали!
Воспитатель: - Для филимоновской игрушки характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, желтого, зеленого и синего цветов.
А детали росписи можно расшифровать:
Круг- это солнце,
Треугольник-это земля,
Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой. Посмотрите на игрушки и найдите, где изображен узор «елочка».
3.Физкультминутка.
Под русскую народную музыку дети танцуют. Как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.
4. Показ последовательности рисования.
Сначала рисуются елочки красным цветом в начале, в середине и в конце полоски.
Потом рисуются елочки зеленым цветом между красными.
Образец 1. Образец 2. Образец 3.



5. Самостоятельная творческая деятельность.
6. Анализ работ. Итог занятия.