Занятие-практикум по русскому языку «Формы ведения дискуссии. Культура речи во время дискуссии»

2
0
Материал опубликован 10 November 2020

ЗАНЯТИЕ–ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА: Формы ведения дискуссии. Культура речи во время дискуссии

Кулакова Т.Ю., преподаватель ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»

Дискуссия является одним из наиболее эффективных видов профессионального взаимодействия.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение специалиста в поиск истины; создает условия для открытого выражения им своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на ее участников в процессе группового взаимодействия.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ-ПРАКТИКУМА:

1. Расширить знания и опыт студентов по теме; ознакомить их с понятием «дискуссия» и методами ее ведения; учить практическому использованию полученных знаний.

2. Развивать умение аргументированно доказывать свое мнение и подбирать аргументы для определенной позиции; логическое мышление.

3. Воспитывать культуру поведения, толерантность.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: основные формы проведения дискуссии, понятие культуры речи во время дискуссии, основные приемы активизации внимания слушателей.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: применять определенные формы проведения дискуссии, пользоваться правилами общения говорящего и слушателя.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор, словари, материал для коммуникативной игры «Риторический покер».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

II. Мотивация и актуализация знаний студентов

Самое важное искусство ‒ это искусство убеждения. Им можно овладеть только в процессе общения. Сегодня мы проводим деловой практикум по теме «Формы ведения дискуссии. Культура речи во время дискуссии».

В течение занятия мы (мультимедийная проекция слайдов) определим место дискуссии в профессиональном общении, ознакомимся с правилами ее ведения, будем учиться соблюдать их на практике, при этом будем следить за культурой речи, логичностью изложения мыслей, культурой общения.


t1605000426aa.gif


III. Проверка знаний, умений и навыков студентов

Тестовый опрос по теме «Виды устного общения в профессиональной деятельности. Жанры публичных выступлений» (у каждого студента вариант вопросов).

I. ВАРИАНТ

1. Если звоните Вы, то:

а) первым делом спросите, есть ли у Вашего собеседника достаточно времени для беседы;

б) первым делом спросите фамилию, имя, отчество своего собеседника.

в) прежде всего поздоровайтесь, назовите организацию, которую Вы представляете, также свою фамилию, имя и отчество.

2. Выберите правильный вариант ответа:

а) при приеме посетителей общение должно быть корректным, вежливым на любых этапах и при любом результате;

б) при приеме посетителей тон общения зависит от собеседника;

в) при приеме посетителей общение должно быть корректным, но вежливость зависит от поведения собеседника.

3. Чтобы стать интересным собеседником, необходимо:

а) улыбаться, говорить только о себе;

б) говорить о том, что интересует слушателей, иметь разносторонние знания;

в) поучать слушателей, употреблять как можно больше слов, которые подчеркивают уважительное отношение к людям.

4. Выберите правильный вариант ответа:

а) В основной части доклада излагается суть проблемы, приводятся доказательства, объяснения, рассуждения, следуя заранее определенной структуры доклада.

б) В основной части доклада докладчик определяет тему и задачи выступления;

в) В основной части доклада освещается авторское определение темы, цели, предмета и задачи выступления для определения основного каркаса в виде письменных тезисов.

II ВАРИАНТ

1. Этапы телефонного разговора:

а) введение, основная часть, окончание;

б) момент налаживания контакта, изложение сути дела, окончание разговора;

в) момент налаживания контакта, прощание.

2. Выберите правильный вариант ответа:

а) прием посетителей лучше вести литературным языком, на котором говорит посетитель, не употребляя профессионализмов, диалектизмов и жаргонизмов;

б) прием посетителей надо вести только на просторечии;

в) прием посетителей надо вести на государственном языке с использованием профессионализмов, диалектизмов и жаргонизмов.

3. Чтобы быть приятным собеседником, нужно:

а) как можно больше говорить, соблюдать правила общения, быть тактичным;

б) здороваться первым, проявлять дружеское отношение к людям, соблюдать правила общения;

в) здороваться первым, стараться всех переговорить, быть тактичным.

4. Выберите правильный вариант характеристики выступления:

а) выступление, как и лекция, характеризуется предварительной подготовленностью с четко продуманным освещением всех проблем, освещенных в докладе;

б) выступление по докладу касается только нескольких проблем, освещенных в докладе, поэтому строится как набор реплик;

в) выступление лучше строить как окончательный вывод из доклада.

III ВАРИАНТ

1. Любой телефонный разговор начинаем коротким проявлением вежливости:

а) Я Вас поздравляю;

б) Добрый день (утро, вечер);

в) Глубокоуважаемый сударь.

2. Отметьте вариант, который, по Вашему мнению, является неправильным:

а) беседа направлена на заранее спланированный результат и выводы по решению определенных производственных проблем на основе анализа полученной информации;

б) беседа не требует принятия окончательного решения, поэтому руководитель не скован нормами официальности, а подчиненные чувствуют себя равными и высказываются более объективно;

в) беседа должна завершаться организационными выводами.

3. Ценность оратора –

а) не только сказать то, что нужно, но и не говорить того, чего не надо;

б) только сказать то, что нужно, но и говорить то, чего не надо;

в) говорить много.

4. Выберите правильный вариант характеристики агитационной речи:

а) агитационная речь – это неподготовленное выступление, что рождается во время митинга;

б) агитационная речь ‒ это устное подготовленное выступление с информацией, которая должна повлиять на ум, чувства и волю слушателей;

в) агитационная речь и доклад – это синонимы.

IV ВАРИАНТ

1. Инициатива окончания телефонного разговора обычно принадлежит тому:

а) кто звонит;

б) кому звонят;

в) любому.

2. Выберите наиболее приемлемую рекомендацию по ведению деловой беседы:

а) деловую беседу не следует начинать с критики, превращая продуктивный диалог на унизительный монолог руководителя;

б) производительность деловой беседы зависит от активного наступления руководителя на подчиненного;

в) эффективность деловой беседы зависит от умения руководителя все подвергать критике, сосредоточение на своих проблемах.

3. Чтобы удерживать внимание слушателей, нужно:

а) говорить слишком громко;

б) говорить тихо;

в) приспосабливать свой голос к той обстановке, где происходит общение.

4. Выберите наиболее точное определение совещания:

а) совещание – это совместное обсуждение важных вопросов и принятие решений во всех сферах общественной и политической жизни;

б) совещание – это обсуждение определенного вопроса с целью выяснения позиций сторон или подписания соглашения;

в) совещание – это разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решения важных проблем.

V ВАРИАНТ

1. Выберите правильную модель поведения при общении по телефону:

а) при деловом телефонном разговоре надо быстро все сказать, поэтому темп должен быть повышенным, а произношение эмоциональная;

б) при деловом телефонном разговоре произношение должно быть четким, сообщение сжатыми, но с наличием пауз, диалог вежливым без лишней эмоциональности;

в) при деловом телефонном разговоре произношение, поведение, тон – все зависит от занимаемой должности.

2. Беседа – это:

а) разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решения важных проблем;

б) один из самых существенных признаков нации;

в) совокупность общепринятых правил реализации речевой системы, которые закрепляются в процессе общественной коммуникации.

3. Отметьте вариант, который, по Вашему мнению, является неправильным:

а) общее правило пользования мобильным телефоном ‒ не создавать неудобств, не выражать неуважения к людям, находящимся рядом;

б) если Вам звонят на мобильный во время занятия, во время совещаний, на концерте и т. д., необходимо обязательно немедленно ответить;

в) нельзя разговаривать по телефону, находясь за рулем автомобиля, потому что это отвлекает Ваше внимание.

4. Доклад следует строить, соблюдая следующие требования:

а) сплошной текст, без лирических отступлений, выводы согласованы со вступлением;

б) освещению каждого вопроса уделять одинаковое количество времени;

в) теоретическая обоснованность, опора на фактический материал, наведения убедительных примеров.

Проверка результатов тестирования

4 правильных ответа - 2 балл

2-3 правильных ответа – 1 балл

1 правильный ответ – 0 балл

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

t1605000426ab.gif

Во время прохождения тестов 4 студента работают со словарями, записывают определения:

Спор –

Полемика –

Диспут –

Дискуссия ‒

IV. Изучение нового материала.

1. Понятие дискуссии

1.1. Вводное слово преподавателя.

Древние философы говорили: «Истина рождается в споре». Воспользовавшись своими знаниями по философии, опровергните или согласитесь с этой мыслью. (Ответы студентов)

1.2. Словарная работа: студенты, работавшие со словарями, озвучивают определения, остальные под их диктовку записывают в тетради.

ДИСКУССИЯ (лат. - рассматриваю, исследую) - а) публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса; б) переносно - спор.

ДИСПУТ (лат. - исследую, спорю) - а) устный научный спор, обсуждение какого-то вопроса публично, перед аудиторией; б) обсуждение научного труда при публичной защите диссертации;

ПОЛЕМИКА - (греч. - военное мастерство) дискуссия в прессе, на собрании, столкновение различных взглядов при обсуждении любых вопросов.

ВЫВОД: Дискуссия - обсуждение некоторого спорного вопроса или проблемы.

1.3. Беседа

Возникает дискуссия и во время профессионального общения.

При каких условиях?

Как отличить дискуссию от спора?

По вашему мнению, каковы предпосылки возникновения дискуссии?

2. Формы и методы ведения дискуссии. Основные правила дискуссии - практическая работа

Существуют различные методы ведения дискуссий (мультимедийная проекция слайдов).

t1605000426ac.gif


2.1 «Мозговой штурм» – рассказ преподавателя с демонстрацией слайдов. Просмотр видеофрагмента. Студенты конспектируют основные положения.

БЛОК 1 «Мозговой штурм – это…»

Эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.

t1605000426ad.gif

БЛОК 2 Этапы «Мозгового штурма»

1. Первый этап

2. Второй этап

3. Третий этап

СЛАЙД 1.1 Первый этап продолжается до тех пор, пока появляются новые идеи.

СЛАЙД 1.2 Принципы “Мозгового штурма”

t1605000426ae.gif

- перед группой участников дискуссии ставится задача высказать свои мысли по поводу решения определенной задачи

- никто не имеет права высказать на этом этапе свое мнение об идеях других или давать им оценку

- за несколько минут можно получить большое количество идей, которые будут служить основой для выработки наиболее разумного решения.

СЛАЙД 1.3 Правила «мозгового штурма»:

t1605000426af.gif

1. Цель “штурма” – предложить наибольшее количество вариантов решения задачи;

2. Заставьте работать свое воображение;

3. Не отвергайте никакую идею лишь потому, что она противоречит общепринятому мнению;

4. Развивайте идеи других участников;

5. Не пытайтесь дать оценку предложенным идеям – этим вы займетесь немного позже.

СЛАЙД 1.4 Роль секретаря дискуссии

t1605000426ag.gif

- записывает все возникающие идеи,

- следит за тем, чтобы не нарушались правила,

- при необходимости вмешивается в ход дискуссии.

СЛАЙД 2.1 Во время II этапа участники «мозгового штурма»

- группируют и развивают идеи, высказанные в ходе I этапа (список идей можно распечатать и раздать или вывесить на доске);

- анализируют и выбирают те идеи, которые могут помочь найти ответы на поставленные вопросы;

- приходят к окончательному решению.

t1605000426ah.gif



СЛАЙД 3.1 III этап

t1605000426ai.gif

Ведущий подводит итог дискуссии.

Если “мозговой штурм” не принес нужного результата, следует обсудить причины неудачи.

2.2 Беседа с элементами анализа фрагментов телепередач.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу. Суть метода и его цель.

Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии аудитории. Зрители могут вступить в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают вопросы участникам беседы.

Ток-шоу дает возможность четко выразить различные точки зрения на заданную тему, но для этого основные участники обсуждения должны быть хорошо подготовлены. У всех равные условия - 3-5 минут. Ведущий должен следить, чтобы участники не отклонялись от заданной темы.

- Приведите примеры современных телевизионных ток-шоу на российских телеканалах.

- Давайте просмотрим отрывок ток-шоу «60 минут» на канале «Россия».

- Проанализируйте его.

2.3 Моделирование речевой ситуации. Метод «Пресс»

Определяется вопрос для обсуждения

Ключевые этапы дискуссии: (студенты записывают в тетради)

ТЕЗИС

АРГУМЕНТ

ВЫВОД

Образец построения высказывания:

Я считаю, что…

Потому что…

Например, …

Таким образом, …

Работа в группах: вопросы для обсуждения: «Каждый человек должен разбираться в электричестве» (для специальности "Электроснабжение". Тема определяется в зависимости от того, в группе какой специальности проводится занятие)

Практическая работа групп (3 группы по 4 студента)

Беседа:

1. Возникла ли у нас с вами сейчас дискуссия?

2. Если «да», то благодаря чему?

3. Каких основных правил мы придерживались?

(обсуждение, обобщение ответов)

2.4 Обобщение приобретенных знаний.

Слайд (студенты записывают в тетради)

t1605000426aj.gif

Основные правила дискуссии

1. Все открыто выражают свои мысли.

2. Все точки зрения должны уважаться.

3. Слушайте других не перебивая.

4. Не говорите слишком долго и слишком часто.

5. Одновременно может говорить только один человек.

6. Следуйте позитивным идеям и взаимоотношениям.

7. Не критикуйте себя и других.

8. Несогласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на участников.

Примечания:

1. Очень важно, чтобы все согласились с каждым пунктом правил, «ратифицировали» их. Это позволит в дальнейшем ссылаться на эти правила как на «закон поведения» во время дискуссии.

2. Замечания относительно нарушений не должны быть грубыми или оскорбительными.

3. Перечень правил не является постоянным и незыблемым. Участники могут менять и дополнять его. Но важно определить его совместно. Это с самого начала создаст атмосферу совместных усилий, а не навязанных установок.

3. Роль невербальных средств в ведении дискуссии – практический тренинг невербального общения.

3.1 Слово преподавателя

В деловом общении преобладает вербальная связь между партнерами, однако не следует преуменьшать значение невербальной. Жесты, мимику надо уметь контролировать. Непродуманные движения могут отвлекать слушателя или же выражать скрытые намерения. Классический пример из политики: во время народных беспорядков в Литве, которая стремилась к государственному суверенитету и выходу из СССР, на заседании Верховной Рады президент М. Горбачев сказал: «Проблему с Литвой мы будем решать демократическим путем!» - и при этом ударил кулаком по трибуне. На следующий день в Вильнюс ввели войска. Так жест передал то, что не было сказано словами.

3.2. Практикум по правописанию:

(В то время, когда преподаватель работает с группой, два студента работают с текстом с использованием компьютера (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания). После окончания текст демонстрируется на экране, студенты проверяют).

Текст для редактирования

Исследования показали что в проце…е общения только 7% информации передается вербально с помощ…ю слов. Около 38% информации мы получаем с помощ…ю интонации, остальные 55% отводят…ся на другие типы невербальной ко…уникации. Это имеет принц…пиальное значение. Другими словами во многих случаях то как мы говорим важнее слов которые мы произносим.

Зач…стую невербальная передача происходит (одно)временно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами выражение лица например улыбки и выражения (не)одобрения, поднятые в (не)доумении брови, заинтересова…ый взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения все это примеры невербальной ко…уникации. Использование жестов, пр…крывание рта рукой, пр…косновение, поза также относятся к невербальным способам передачи информации.

Итак через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое исти…ое отношение к происходящ…му. И наша задача в данном случае эти проявления увидеть и понять что за ними кро…тся. Кроме этого осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением можно научит…ся передавать дополнительную информацию собеседнику и воздействовать на него.

3.3 Работа с группой:

Моделирование и комментирование жестов (фотографии демонстрируются на экране).

1. Руки скрещены на груди, пальцы впились в бицепсы (собеседники остро полемизируют, стремясь быстро убедить партнера в преимуществе своей позиции; человек «замкнулся»).

2. Голова склонена, поднятые плечи, рисует нечто неопределенное на бумаге (собеседник не идет на контакт, очевидно, оскорбившись бестактностью партнера, нелепостью сказанного; унижено достоинство человека).

3. Подбородок подперт большим пальцем, а указательный палец у виска (критическое отношение к услышанному).

4. Холодный, жесткий взгляд, натянутая улыбка, едва сдерживается от эмоционального взрыва (собеседник вот-вот «сорвется» или «замкнется»).

(анализ фотографий)

3.4 Проверка отредактированного текста, запись в тетрадь І абзаца.

3.5 Вывод о роли невербальных способов коммуникации.

V. Обобщение изученного материала. Игра «Риторический покер».

В ходе игры участники:

упражняются в спонтанных выступлениях;

получают профессиональный взгляд на свои сильные стороны и зоны развития;

учатся выступать, придерживаясь цели и структуры выступления;

практикуют умение давать и получать обратную связь;

осваивают различные риторические приемы для управления вниманием слушателей.

«Риторический покер» ‒ практический инструмент для развития навыков коммуникации, публичных выступлений и импровизации.

Формулируется актуальный вопрос: «Что нам надо сделать для получения качественного профессионального образования?»

В результате опроса, проведенного социологами в разных странах мира, определены различные факторы. Каждый игрок получает один из них, и Ваша задача найти место данного аргумента на нашем поле (поле для покера размещено на доске) и аргументировать, почему именно на этом месте. Поле разделено на три уровня. В центре мы имеем первоочередные критерии (их меньше всего), далее идут важные и еще дальше от центра ‒ второстепенные критерии. Карты надо поставить на то место на поле, которое Вы выберете. Если номер уже занят другой картой, то вы должны провести переговоры с владельцем карты о том, какой аргумент важнее. Время выступления - 30 секунд.

(Студенты получают карточки с критериями.)

1. Мотивация.

2. Современные учебники, учебные компьютерные программы.

3. Ввод новых предметов.

4. Психологический комфорт в коллективе.

5. Коллектив единомышленников.

6. Высококвалифицированный наставник.

7. Профильность школьного образования в соответствии с интересами учащихся.

8. Самообразование.

9. Наличие цели в будущем.

10. Современное образовательное учреждение.

11. Финансы.

12. Подключение к всемирной сети Интернет.

13. Возможность изучать курсы в школе по выбору ученика.

14. Благоприятные бытовые условия.

15. Природные способности.

16. Стабильность в обществе.

17. Самоменеджмент.

(Выступления студентов. Преподаватель следит за временем).

VІ. Рефлексия.

Будет ли полезной полученная информация в вашей профессиональной деятельности?

Аргументируйте свою точку зрения.

VІІ. Домашнее задание

Подготовиться к дискуссии на тему: «Наличие среднего профессионального образования - необходимое условие профессионального становления гражданина».

VІІІ. Подведение итогов, оценивание работы студентов на занятии по сумме набранных в течение занятия баллов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.