Занятие-праздник «Родная древняя страна» (по элективному курсу «Древняя словесность. Языческие времена славян»)
Занятие - праздник «Родная древняя страна»
(по элективному курсу «Древняя словесность. Языческие времена славян»)
Ходя по сёлам и деревням, я вглядывался во все сословия,
прислушивался к чудной русской речи,
собирая предания давно забытой старины…
Непостижимо громадная русская жизнь,
непостижимо разнообразная
во всех своих проявлениях,
раскрывалась передо мною…,
в её гигантских размерах я уже видел исполина,
несокрушимого никакими переворотами.
Иван Петрович Сахаров,
этнограф-фольклорист,
археолог и палеограф,
любитель старины XIX века.
Цель: систематизировать знания по курсу, соотнести их с жизнью славян прошлого, извлечь полезное для настоящего. Задачи: - развитие умения мыслить исторически, масштабно; - пробудить интерес к истории своего Отечества, воспитывая чувство национальной гордости, национального достоинства россиянина; - развитие воображения, чувства коллективизма.
Оформление: - выставка: предметы быта из берёсты и дерева; - рисунки учеников, изображающие богов языческой поры древних славян; - большая символическая иллюстрация – на фоне стихий встаёт огненный шар солнца; - - - -записи «РОД – ДЕД – ЧУР», «Чур меня!», «Храни меня, дед!»; - кроссворд (см. приложение 1); - музыкальное: запись русской народной песни «Пойду, выйду на улицу».
Предварительная подготовка: из числа учащихся формируются две команды, группа знатоков; приглашаются гости: родители, учителя…;
учителя - сценарий занятия, карточки для команд (см. приложение 2);
команд - костюмы древних славян: шкуры, холщовые платья, лапти,самодельные украшения и др.; знание о жизни древлян и полян, рассказ – инсценировка «Почитание чура».
знатоков – знание пословиц о доме, домовом, домашнем очаге;
индивидуальное задание - рассказы об играх (см. приложение 3);
всех – общая подготовленность по теме «Жизнь славян во времена язычества».
Ход праздника:
I. Вступительное слово учителя:- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! История нашей с вами Родины, России, Руси исчисляется сотнями лет. Говорить о ней можно долго, хочется много, родная сторона манит, притягивает к себе, невозможно сразу охватить все области жизненных проявлений, ибо непостижимо разнообразна русская жизнь. Сегодня же мы попытаемся лишь приблизиться к некоторым моментам многовековой истории Руси, Руси языческой.
1 ведущий: - Из древней повести о начале Русской земли известно, что предки наши жили племенами. Каждое племя жило отдельно! Но нам сегодня повезло: мы встретимся одновременно с племенем ДРЕВЛЯН и племенем ПОЛЯН. Они-то и знатоки жизни древних славян (остальные сидящие в классе ученики) помогут нам вспомнить те далёкие-далёкие времена.
II. Племена-команды выходят к доске и становятся напротив друг друга.
2 ведущий: - Какое знакомство без рассказа о себе? Расскажите-ка нам, предки наши родные, кто вы такие? Хорошо ли друг друга знаете? Почему так называетесь?
ЗАДАНИЕ 1. Расскажи о соседнем племени. Древляне рассказывают о полянах, поляне – о древлянах.
Учитель: - Усаживайтесь, предки дорогие, а мы пока вспомним, что жизнь у вас была тёмная, непонятная, ум ваш был ещё не в силах объяснить явления природы, неизвестность жизни пугала вас, и, чтобы как-то успокоить сердце надеждою на Высшую помощь, вы сами творили себе богов. Задание ученикам- знатокам: - Вспомните, ребята, каких богов сотворили себе наши предки во времена язычества? Дети отвечают. (Отец – Дажбог; главный правитель – Перун, Волос – покровитель скота; Ладо – бог любви, веселия; Купаша – бог земных плодов; Коляда- бог торжеств и мира). – Какими вы их себе представляете, мы видим на этих рисунках. (Обратить внимание на выставку рисунков)
1 ведущий: -Предки наши верили не только в разных богов Перуна, Дажбога, Стрибога и др., но было у них ещё, пожалуй, более сильное верование…
- Что это было за верование? 1. Верование, которое получило развитие и крепче держалось, чем вера в различных богов в языческие времена. Дети отвечают.
О т г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а. 1 - /РОД/
1 ведущий продолжает: - … в свой РОД – охранитель родичей, соплеменников, т.е. ДЕД.
Учитель: - Этот обоготворённый предок чествовался и другим именем – ЧУР. Позже появится и церковнославянское название – ЩУР (эта форма уцелела в слове ПРАЩУР). Значение этого ДЕДА-родоначальника как охранителя родичей – сохранилось в заклинании ЧУР МЕНЯ! –т.е. «Храни меня , дед!» Но в народных преданиях и поверьях это чур-дед, хранитель рода, является ещё под именем дедушки домового, т.е. охранителя не целого рода, а отдельного двора, дома.
ЗАДАНИЕ 2. -Расскажите-ка, племена, как каждое из вас чура почитает.
Пока племена готовятся показать домашнее задание, учитель задаёт вопрос-знатокам: -Известно, что пословица – это народная мудрость, дошедшая до нас из глубины веков. – Какие вы, ребята, знаете пословицы о доме, домовом, родном очаге? Назовите. – Какое имеет отношение к нашему разговору В. И. Даль? ( Собирал слова в течение всей жизни, издал «Словарь живого великорусского языка», очень популярный сборник «Пословицы русского народа»).
Выступления-рассказы про дедушку Домового.
/Стихотворный вариант инсценированного выступления одного племени моих учеников:
Слышим часто «домовой», Только вот не знали: «Домовой – Наш дед родной, и мы его славим: «Дорогой ты наш дедок, Любишь свой ты закуток, Ты хранишь добро, богатство, Любишь в погребе копаться, Бережёшь цыплят, коров от воров и от невзгод. Тебя клянёмся почитать, уважать, не забывать. Домовой, не уходи И хозяйство стереги, Охраняй ты наш домок. Любим тебя, дедок. Скажем мы себе всего: «Чур меня!» - и … пронесло!.../
2 ведущий: Суровая русская природа сделала наших предков выносливыми. А жизнь древних славян была беспокойной, врага можно было ждать отовсюду и в любой час.
ЗАДАНИЕ 3. -Расскажите-ка, предки дорогие, как вы жили и воевали. (Например, племя полян выбирают слова-карточки для рассказа о их мирной жизни, племя древлян – о ратной времени).
Учитель: - У меня на столе произвольно разложены карточки-слова, по которым можно составить такие рассказы. Но среди них есть одна карточка ЛОЖНАЯ, которая может вас сбить с толку. Вы должны догадаться, какая эта карточка и отложить её в сторону. Итак, выбирайте ключевые слова вашего рассказа.
Пока племена готовятся отвечать, знатоки и гости праздника отвечают на вопросы и отгадывают кроссворд.
Вопрос знатокам и гостям: - Каким он был, наш далёкий предок – славянин? Мужчина? (Сильным, смелым, ловким, скромным, добрым…). – А как называется это качество русского человека, сочетающее в себе добрую силу, озорную смелость на бескрайних родных просторах?
О т г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а 2. /УДАЛЬ/
Поляне и древляне рассказывают о мирном и ратном времени.
Учитель: - Мы говорили о наших предках-мужчинах – настало время поговорить о женщинах.
ЗАДАНИЕ 3. – а.Какая женщина была в те далёкие времена? Какие черты характера были присущи в древности ей, женщине, девушке?
Команды отвечают. (Красота внешняя и внутренняя, трудолюбие, весёлость, нежность, воинственность и др.)
Учитель: - - Вы не назвали ещё одну черту. Может быть, эта иллюстрация подскажет вам. (Учитель обращает внимание детей на оформление урока -рисунок с изображением в отсветах восходящего солнца ЛЕБЕДЯ и СОКОЛА). - Итак, черта характера, издавна присущая славянкам?
О т г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а 3. /ВЕРНОСТЬ/
Учитель: - С этой птицей связаны такие качества, как: величавость, верность. С той далёкой языческой поры дошли до нас метафорические сравнения: -Идёт красавица, плывёт лебёдушка. И ещё: -Ясным соколом летал в чистом поле.
-Понятно, что ясный сокол, это молодец, молодой воин.
Вопрос знатокам: - Знатоки любезные, скажите (раз речь зашла о женщинах), как назывался выкуп, который платили за невесту древние славяне? (ве́но). – Обычай это не совсем вывелся и доныне: и теперь во многих местах водится, что жених делает подарки родным невесты.
Вопрос гостям праздника: - Мы сегодня вспоминаем жизнь наших далёких предков, славян. И ничего не сказали о человеке, который находился всегда у них на особом, почётном положении; и его славянин никому в обиду не давал.
О т г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а 4. /ГОСТЬ/
1 ведущий:- Гостеприимство славян известно с давних пор. Всякий путешественник был священным. Встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением. Пища, отворенная дверь были всегда готовы на случай прихода странника. Кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи как за собственное оскорбление.
Учитель: (продолжает на фоне муз.фрагмента «Пойду, выйду на улицу», которая постепенно усиливается до начала игр) - Сегодня вы наши гости и, надо сказать, что предки наши, далёкие и близкие, - все любили пляски, хороводы, народные гулянья с играми… В разные века в различных областях наши пращуры веселились по-разному.
ЗАДАНИЕ 4. -Объединяйтесь, поляне и древляне! Давайте поиграем!
1, 2 ведущие рассказывают гостям правила игр. (см. приложение 3)
Учитель: -Гостеприимство наших предков Не будем нарушать И на потеху вам покажем, Во что любили русские играть.
/Племенам нравится старинные игры, учащиеся повторяют их несколько раз, гости с удовольствием наблюдают/.
2 ведущий: В современной жизни мы часто слышим, как русские игры называют мужицкими. Напрасно иногда говорят, что русская жизнь была без отрады – на улицах, площадях веселились люди разных сословий.
1 ведущий: Во дворах, избах были игры затейливые, обширные, потому что весёлых игроков сзывал отец к своей семье, их приветливо встречала мать и ласково принимали дети. Все жили раздольно, по-русски.
III. Заключительное слово учителя: Как знать, может быть, эта весёлость и составляет какую-то часть того, что называется «загадочная русская душа», «русский народ», которого И. П. Сахаров (снова обращаемся к эпиграфу) называл «исполином, несокрушимым никакими переворотами». Верится, что так и будет, ибо мы с вами живём в РОДНОЙ нам, ДРЕВНЕЙ стране, с красивым былым названием РУСЬ.
Учитель обращает внимание на ключевое слово кроссворда «Русь».
Русь! Древняя родная сторона, Твои озёра и леса такие, Что кажется, была ты На земле всегда, Её загадкой, тайной и святыней.
-Спасибо всем! Ребятам – за участие и знания. Гостям - за внимание и поддержку.
Приложение1. Кроссворд
Приложение 1. Кроссворд
DOCX / 16.02 Кб
| | | ||||||||
| | | | | ||||||
| ||||||||||
| | | | | ||||||
| | |||||||||
| | | | | ||||||
| | | |
Приложение 2. Карточки
А. Как жили. Правильный выбор слов-карточек: лес, рыба, зверь, хлеб, пчела, реки; Ложная карточка – ДОРОГИ. (Дорогами на большие расстояния были реки).
Б. Как воевали. Правильный выбор слов-карточек: узкие места, зелье, тростник, стрела, копьё, пленный. Ложная карточка – ОТКРЫТЫЙ БОЙ. (Не зная тактики открытого боя, славяне-воины любили нападать внезапно, организовывая засады).
P. S.: Ребят может сбить с толку слово ТРОСТНИК. Из него предки делали трубочки для дыхания под водой, становясь невидимым для врага во время разведки или внезапного нападения со стороны реки.
Приложение 3. Игры Игра «Мышка» /более известное название «Кошки-мышки»/. Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.
Кот усатый ходит, серу мышку ловит.
- Мышка, мышка, не ленись!
Смотри: коту не попадись.
По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами. Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.
P. S: Старинные игры «Дергачи», «Жгуты».
Литература:
1. А. Н. Афанасьев - Древо жизни. Москва, Современник, 1982 г.
2.А. Н. Афанасьев – Мифы древних славян. Рипол-Классик, 2014г.
Любовь
Тришина Татьяна Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна