Занятие-тренинг в 8 классе «Сплоченность и творчество»
Занятие-тренинг в 8 классе «Сплоченность и творчество»
Цель занятия:
развитие коммуникативных способностей через творческое самовыражение.
Задачи занятия:
Обучающие:
1.обучить способности подходить всей группой творчески к поставленным задачам;
2.обучить школьников представлениям увидеть новое в привычных вещах.
Развивающие:
развитие коммуникабельности;
формирование умения совместно проявлять нестандартное мышление в различных ситуациях;
развитие умения вставать на точку зрения другого человека.
Воспитывающие:
воспитание уважительного отношения друг к другу;
воспитание умения проявлять готовность к сотрудничеству.
Оборудование
Компьютер;
флешка с расслабляющей музыкой;
простой карандаш;
фломастеры;
цветные карандаши;
бумага формата А 4;
коробка небольшого размера;
карточки с утверждениями.
Форма работы – групповая (тренинг).
Количество участников – 10.
Время проведения занятия – 40 мин.
Ход занятия
1 этап. Вводная часть (разминка – 5 мин.)
Школьники за одним столом находятся в кругу. Ведущий им предлагает по очереди высказать свое мнение по следующему вопросу: «Как творчество помогает сплотиться?». Затем участникам самостоятельно предлагается сформулировать примерную тему занятия. В конце разминки ведущий делает вывод.
2 этап. Основная часть (30 мин.)
Упражнение «Отгадай загадки» (8-10 мин., разработано автором на основе упражнения «Странные отгадки» А.Г.Грецова [1])
Участникам предлагаются авторские загадки, на которые каждый школьник по очереди должен дать свой вариант ответа (причем поддерживаются и необычные ответы), а также его обосновать. Школьникам говорят о том, что любой ответ подходит. Каждый, прежде чем дать свою точку зрения, должен внимательно выслушать другого участника, не перебивать, а поддержать. В конце ведущий хвалит всех за умение дать находчивый ответ и за рассудительность.
Перечень авторских загадок
Дружбе мешает, ссоре помогает. (Примеры возможных ответов: эгоизм, обида, неуступчивость, недоброжелательность, неискренность и т.п.).
Что мало, но из него сложится большое? (Примеры возможных ответов: буква, слог, слово, кирпич, песчинка и т.п.).
Что может вернуться, если сильно попытаться и не возвращается, если ничего не делать? (Примеры возможных ответов: мир, дружба, понимание и т.п.).
Это слово – толчок к изменению своего сердца (Примеры возможных ответов: когда, или, решай и т.п.).
Что является внешним, но не может сказать о внутреннем? (Примеры возможных ответов: одежда, поведение, улыбка и т.п.).
Упражнение «Закончи утверждение» (авторское – 5-7 мин.)
Участники делятся на пары (5 пар). Каждая пара из коробки небольшого размера должна вытянуть карточку, на которой написаны 3 начала философских утверждения (они предложены автором) и выбрать фломастер (предварительно в паре участники договариваются о том, кто это будет делать). Задача каждой пары – закончить выбранным фломастером утверждение (при этом нужно использовать жесты и мимику). Звучит в ходе работы тихая расслабляющая музыка. Затем один в паре читает готовое утверждение, а остальные в группе должны поддержать его аплодисментами. Ведущий говорит о том, что все пары являются равными победителями, проигравших пар нет.
Стимульный материал
Карточка 1
Главные люди в жизни…
Книги являются мудрыми…
Для того, чтобы быть здоровым, надо…
Карточка 2
Настоящий друг должен быть…
Когда проснулся, важно…
Для счастливой жизни важно иметь…
Карточка 3
Если у тебя неудача, то…
Искусство – это выражение…
Данное тобой слово…
Карточка 4
Профессия должна быть…
Важны такие ценности, как…
Творчество помогает…
Карточка 5
В дружбе большое значение имеет…
Не важно, какая у человека внешность, главное…
Для человека самыми хорошими качествами, являются…
Динамическая пауза (3-4 мин.). Упражнение «Согласуем вместе» (разработано автором на основе упражнения «Стоп-кадр» А.Г.Грецова [1])
Ведущий предлагает остаться участникам в тех же парах. В качестве небольшого отдыха им вначале разрешается свободно походить по комнате. Затем ведущий хлопает в ладоши и называет определенное слово. Пара договаривается между собой о том, как они продемонстрируют с помощью жестов, позы и мимики это слово (на это дается 30 секунд или 1 минута). Затем она должна это сделать.
Слова для предъявления парам: поддержка, единство, надежность.
Упражнение «Рисование фантастического предмета»
(авторское -10-13 мин.)
Здесь группа делится на 2 команды по 5 человек. Каждой команде выдается лист бумаги формата А4 (один на всю команду), простой карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров. Задача команд – придумать, затем изобразить и раскрасить несколько фантастических предметов (например, летающую машину, самолет, плывущий в море и т.д.). Затем – представителю каждой из команд необходимо выступить и рассказать о предметах. Ведущий говорит о том, что обе команды - победители. В конце одна команда дарит в подарок другой свой рисунок. Завершается упражнение совместными аплодисментами.
3 этап. Заключительная часть (рефлексия – 5 мин.)
Опять вся группа рассаживается в общий круг. Каждый участник должен поделиться своими чувствами, впечатлениями, полученными на занятии. В конце ведущий подводит итоги с помощью авторского стихотворения о сплоченности и творчестве.
Творчество во всем нам помогает:
От несчастий, горестей спасает;
Вместе быть – ведь средства нет верней,
Делает нужнее и добрей.
Нас оно всегда объединит,
Дружбу, верность только сохранит.
Мир вокруг поселит, не вражду,
И сплотит в великую нужду.
Надо стать совместными творцами,
И достойными природы лишь венцами!
Литература
Грецов, А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание [Электронный ресурс] / А.Г.Грецов – URL: cdk-detstvo.centerstart.ru.