Статья «Занятия йогой с детьми и подростками в системе дополнительного образования»

0
0
Материал опубликован 25 May 2022

В наш индустриальный век людям не хватает двигательной активности. Особенно заметна тенденция к гиподинамии у школьников: нагрузки в школе и приверженность современных детей к компьютерным гаджетам принуждают их вести малоподвижный образ жизни. Это пагубно сказывается на растущем организме ребенка.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Занятия йогой способствует развитию двигательной подготовленности детей, позволяет ребенку оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и понимать, как можно сохранять свое здоровье на долгие годы.

Йога – это древняя система оздоровления тела, направленная на обретение душевного спокойствия и гармонии. Она уже давно рассматривается не только как комплекс упражнений, а как целая наука, изучающая законы укрепления мышц, улучшения работы всех органов и систем нашего организма. Йога приносит огромную пользу телу, как взрослого человека, так и ребенка. Ведь, развивая гибкость и укрепляя мышцы, йога поможет ему избежать в дальнейшем таких проблем, как сколиоз, плоскостопие или нарушение осанки. Кроме того, школьники, которые регулярно занимаются йогой, лучше учатся, меньше устают на занятиях и меньше болеют. Общепризнано, что после занятий йогой дети успокаиваются, улучшается душевное состояние ребенка. Занятия йогой развивают силу воли и помогают узнать о своем теле много нового. Именно после таких упражнений тренируется вестибулярный аппарат, улучшается координация и контроль над телом.

В системе дополнительного образования г. Ярославля занятия йогой реализуются в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы физкультурно-спортивной направленности детского объединения «Йога пресс-стрейч»

Актуальность и практическая значимость (педагогическая целесообразность) данной программы очевидны, продиктованы Законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012 года, «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4.09.2014 года. В этих нормативных документах делается акцент на «физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

Отличительными особенностями данной программы, имеющей сквозную структуру, являются:

- использование специальных методик и технологий, позволяющих быстро и эффективно прогревать мышцы, суставы, что дает безболезненные растяжки (в том числе и шпагаты) даже для тех, для кого раньше это было сложно и болезненно, также методик для спины, способствующих быстрому устранению сутулости;

- использование тренажеров для проработки мышц: н-р роллеры (миафасциальный релиз); балансировочные диски;

- использование технологии диафрагмального дыхания;

- использование игровых технологий для проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что, прежде всего, создает позитивную атмосферу и хороший настрой.

Цель программы

– формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования своего физического и психического здоровья в процессе занятий йогой.

Задачи

  • обучать основам занятий йогой, двигательным умениям и навыкам, правильному дыханию,  эффективному выполнению физических упражнений;
  • развивать и совершенствовать физические качества обучающихся;
  • формировать и развивать практические навыки применения физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • воспитывать потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый и безопасный образ жизни, вдумчиво относится к своему здоровью.

Формы организации и проведения занятий

Теоретические:

  • беседы по истории йоги, ее значению, по здоровому образу жизни и т.п.
  • коллективное обсуждение, анализ выполнения упражнений, изменений состояния организма
  • просмотр видеоматериалов
  • для детей дошкольного возраста  занятия больше игр, продолжительность выполнения упражнений минимальна

Практические:

  • физические упражнения на основе йоги – асаны и комплексы упражнений
  • дыхательные гимнастики
  • показательные выступления
  • самостоятельные работы по подбору комплексов упражнений

Основной формой организации занятий является практическое занятие-тренировка, состоящее из 3 частей:

  • вводной – обеспечивающей постепенное включение организма в основную деятельность;
  • основной – самой большой по объему и значимости, способствующей поддержанию уровня работоспособности в соответствии с поставленными задачами занятия;
  • заключительной – направленной на выравниванию функционального и физического состояния обучающихся.

Форма проведения занятий – групповая.

Конспект «Поперечный шпагат» ДООП «Йога пресс-стрейч»

Цель: Совершенствование навыков выполнения поперечного шпагата.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить ранее полученные знания при выполнении подводящих упражнений на базе йоги.

Развивающие:

  • Развить физические качества – гибкость.

Воспитательные:

  • Способствовать настойчивости при достижении цели.
  • Содействовать формированию положительной самооценки.

Методы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Игровые.

Оборудование:

  • будоматы
  • ТСО (колонка, фотоаппарат, телефон)
  • Утяжелители для ног
  • эспандер - лента
  • роллеры миофасциальные

Содержание

Дозировка

Методическое указание и задания


1. Подготовительная часть

1.1

Организационный момент:

3 мин



Приветствие


Педагог здоровается с детьми


Настрой

           


Садимся по кругу, лицом друг к другу.

Передаем по кругу игрушку, и у кого в руках игрушка, тот рассказывает что интересного он сегодня увидел по дороге.


Ознакомление с темой и целью занятия


Педагог озвучивает тему занятия: Совершенствование навыков выполнения поперечного шпагата.

1.2

Разминка

7 мин



Дыхательные упражнения


Делаем 5 дыхательных цикла:

На 2 счета делаем вдох, на 4 счета выдох


Упражнения на базе йоги


1.Упражнение «Потягушки».

Лежим на спине, руки лежат на ковре поднятые вверх. На вдохе лежим расслабленно, на выдохе растягиваем себя пятками, и руками. (8 повторений)

2.Упражнение «Саранча».

Ложимся на живот, руки вдоль тела.

На вдохе поднимаем руки, голову и ноги вверх, сжимая спину от шеи до копчика. На выдохе все опускаем, и расслабляемся. (8 повторений)

3.Упражнение «Кошка-корова».

Встаем в позицию «стола». Стоим на четвереньках, руки и ноги на ширине плеч.

На вдохе выполняем упражнение «Корова»: поднимаем голову вверх, растягиваем живот. На выдохе –«Кошка», выгибаем спину вверх, поджимая живот и подкручивая копчик внутрь. (8 повторений)

4.Хождение на ягодицах.

Садимся на ягодицы, ноги вытянуты вперед, руками держимся за пальцы ног и ходим на ягодицах вперед – назад (2 повторения).

5 Упражнение «Буква «П».

Встаем в глубокое плие.  Ноги стоят напоминая букву «П», руки сложены у груди. Ладошки прижаты друг к другу, пальцами вверх. ( 2 подхода по 15 секунд)

6. Упражнение «Лягушка».

Стоим пятки вместе, носки врозь, колени в стороны, руки перед собой на полу.

На вдохе таз поднимается вверх, на выдохе падает вниз. (18 повторений)

7. Восстанавливаем дыхание, ходим по кругу.

2. Основная часть

2.2

Игра «Молекулы»

3 мин

Молекулы превращаются: в снежинки, тигра, одуванчик, карандаш

И дети выполняют задание - изображая названные перечисленные объекты

2.3

Работа с тренажерами

12 мин

Используем тренажер: -резинка

Закрепляем резинку за стопы, и лежа на спине, машем ногами, одновременно, в стороны, стараясь достать до пола.

 - роллеры

Раскатываем роллером внутреннюю часть ноги, для разогрева и расслабления мышц

-утяжелители

Зацепляем на голень ноги утяжелитель, и делаем махи стоя, придерживаясь за станок, в стороны, поочередно одной и другой ногой.

3. Заключительная часть

3.1

Восстановление дыхания, растяжка

2 мин

Делаем глубокий вдох на 2 счета, и медленный выдох на 4 счета, делаем 5 циклов дыхания.

Проверяем качество растяжки – садимся на поперечный шпагат.

3.2

Подведение итогов занятия

3 мин

Садимся в круг, передаем по кругу игрушку, и у кого игрушка , говорит «В чем я сегодня молодец».






Информационные источники​​​​​​​

  1. Байбородова, Л.В., Куприянова, Г.В., Степанов, Е.Н., Золотарева, А.В., Кораблева, А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой [Текст] / Л.В. Байбородова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 303c.
  2. Бойко, В. С. Йога в вопросах и ответах [Текст] /В.С. Бойко. – М.: Старклайт, 2002. – 280с.
  3. Бокатов, А., Сергеев, С. Детская йога [Текст] /А. Бокатов, С. Сергеев. – М.: Ника-центр, 2008. – 408с.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации