Статья «Занятия йогой с детьми и подростками в системе дополнительного образования»
В наш индустриальный век людям не хватает двигательной активности. Особенно заметна тенденция к гиподинамии у школьников: нагрузки в школе и приверженность современных детей к компьютерным гаджетам принуждают их вести малоподвижный образ жизни. Это пагубно сказывается на растущем организме ребенка.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Занятия йогой способствует развитию двигательной подготовленности детей, позволяет ребенку оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и понимать, как можно сохранять свое здоровье на долгие годы.
Йога – это древняя система оздоровления тела, направленная на обретение душевного спокойствия и гармонии. Она уже давно рассматривается не только как комплекс упражнений, а как целая наука, изучающая законы укрепления мышц, улучшения работы всех органов и систем нашего организма. Йога приносит огромную пользу телу, как взрослого человека, так и ребенка. Ведь, развивая гибкость и укрепляя мышцы, йога поможет ему избежать в дальнейшем таких проблем, как сколиоз, плоскостопие или нарушение осанки. Кроме того, школьники, которые регулярно занимаются йогой, лучше учатся, меньше устают на занятиях и меньше болеют. Общепризнано, что после занятий йогой дети успокаиваются, улучшается душевное состояние ребенка. Занятия йогой развивают силу воли и помогают узнать о своем теле много нового. Именно после таких упражнений тренируется вестибулярный аппарат, улучшается координация и контроль над телом.
В системе дополнительного образования г. Ярославля занятия йогой реализуются в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы физкультурно-спортивной направленности детского объединения «Йога пресс-стрейч»
Актуальность и практическая значимость (педагогическая целесообразность) данной программы очевидны, продиктованы Законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012 года, «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4.09.2014 года. В этих нормативных документах делается акцент на «физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».
Отличительными особенностями данной программы, имеющей сквозную структуру, являются:
- использование специальных методик и технологий, позволяющих быстро и эффективно прогревать мышцы, суставы, что дает безболезненные растяжки (в том числе и шпагаты) даже для тех, для кого раньше это было сложно и болезненно, также методик для спины, способствующих быстрому устранению сутулости;
- использование тренажеров для проработки мышц: н-р роллеры (миафасциальный релиз); балансировочные диски;
- использование технологии диафрагмального дыхания;
- использование игровых технологий для проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что, прежде всего, создает позитивную атмосферу и хороший настрой.
Цель программы
– формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования своего физического и психического здоровья в процессе занятий йогой.
Задачи
- обучать основам занятий йогой, двигательным умениям и навыкам, правильному дыханию, эффективному выполнению физических упражнений;
- развивать и совершенствовать физические качества обучающихся;
- формировать и развивать практические навыки применения физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- воспитывать потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый и безопасный образ жизни, вдумчиво относится к своему здоровью.
Формы организации и проведения занятий
Теоретические:
- беседы по истории йоги, ее значению, по здоровому образу жизни и т.п.
- коллективное обсуждение, анализ выполнения упражнений, изменений состояния организма
- просмотр видеоматериалов
- для детей дошкольного возраста занятия больше игр, продолжительность выполнения упражнений минимальна
Практические:
- физические упражнения на основе йоги – асаны и комплексы упражнений
- дыхательные гимнастики
- показательные выступления
- самостоятельные работы по подбору комплексов упражнений
Основной формой организации занятий является практическое занятие-тренировка, состоящее из 3 частей:
- вводной – обеспечивающей постепенное включение организма в основную деятельность;
- основной – самой большой по объему и значимости, способствующей поддержанию уровня работоспособности в соответствии с поставленными задачами занятия;
- заключительной – направленной на выравниванию функционального и физического состояния обучающихся.
Форма проведения занятий – групповая.
Конспект «Поперечный шпагат» ДООП «Йога пресс-стрейч»
Цель: Совершенствование навыков выполнения поперечного шпагата.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить ранее полученные знания при выполнении подводящих упражнений на базе йоги.
Развивающие:
- Развить физические качества – гибкость.
Воспитательные:
- Способствовать настойчивости при достижении цели.
- Содействовать формированию положительной самооценки.
Методы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Игровые.
Оборудование:
- будоматы
- ТСО (колонка, фотоаппарат, телефон)
- Утяжелители для ног
- эспандер - лента
- роллеры миофасциальные
№ | Содержание | Дозировка | Методическое указание и задания | |
1. Подготовительная часть | ||||
1.1 | Организационный момент: | 3 мин | ||
Приветствие | Педагог здоровается с детьми | |||
Настрой
| Садимся по кругу, лицом друг к другу. Передаем по кругу игрушку, и у кого в руках игрушка, тот рассказывает что интересного он сегодня увидел по дороге. | |||
Ознакомление с темой и целью занятия | Педагог озвучивает тему занятия: Совершенствование навыков выполнения поперечного шпагата. | |||
1.2 | Разминка | 7 мин | ||
Дыхательные упражнения | Делаем 5 дыхательных цикла: На 2 счета делаем вдох, на 4 счета выдох | |||
Упражнения на базе йоги | 1.Упражнение «Потягушки». Лежим на спине, руки лежат на ковре поднятые вверх. На вдохе лежим расслабленно, на выдохе растягиваем себя пятками, и руками. (8 повторений) 2.Упражнение «Саранча». Ложимся на живот, руки вдоль тела. На вдохе поднимаем руки, голову и ноги вверх, сжимая спину от шеи до копчика. На выдохе все опускаем, и расслабляемся. (8 повторений) 3.Упражнение «Кошка-корова». Встаем в позицию «стола». Стоим на четвереньках, руки и ноги на ширине плеч. На вдохе выполняем упражнение «Корова»: поднимаем голову вверх, растягиваем живот. На выдохе –«Кошка», выгибаем спину вверх, поджимая живот и подкручивая копчик внутрь. (8 повторений) 4.Хождение на ягодицах. Садимся на ягодицы, ноги вытянуты вперед, руками держимся за пальцы ног и ходим на ягодицах вперед – назад (2 повторения). 5 Упражнение «Буква «П». Встаем в глубокое плие. Ноги стоят напоминая букву «П», руки сложены у груди. Ладошки прижаты друг к другу, пальцами вверх. ( 2 подхода по 15 секунд) 6. Упражнение «Лягушка». Стоим пятки вместе, носки врозь, колени в стороны, руки перед собой на полу. На вдохе таз поднимается вверх, на выдохе падает вниз. (18 повторений) 7. Восстанавливаем дыхание, ходим по кругу. | |||
2. Основная часть | ||||
2.2 | Игра «Молекулы» | 3 мин | Молекулы превращаются: в снежинки, тигра, одуванчик, карандаш И дети выполняют задание - изображая названные перечисленные объекты | |
2.3 | Работа с тренажерами | 12 мин | Используем тренажер: -резинка Закрепляем резинку за стопы, и лежа на спине, машем ногами, одновременно, в стороны, стараясь достать до пола. - роллеры Раскатываем роллером внутреннюю часть ноги, для разогрева и расслабления мышц -утяжелители Зацепляем на голень ноги утяжелитель, и делаем махи стоя, придерживаясь за станок, в стороны, поочередно одной и другой ногой. | |
3. Заключительная часть | ||||
3.1 | Восстановление дыхания, растяжка | 2 мин | Делаем глубокий вдох на 2 счета, и медленный выдох на 4 счета, делаем 5 циклов дыхания. Проверяем качество растяжки – садимся на поперечный шпагат. | |
3.2 | Подведение итогов занятия | 3 мин | Садимся в круг, передаем по кругу игрушку, и у кого игрушка , говорит «В чем я сегодня молодец». | |
Информационные источники
- Байбородова, Л.В., Куприянова, Г.В., Степанов, Е.Н., Золотарева, А.В., Кораблева, А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой [Текст] / Л.В. Байбородова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 303c.
- Бойко, В. С. Йога в вопросах и ответах [Текст] /В.С. Бойко. – М.: Старклайт, 2002. – 280с.
- Бокатов, А., Сергеев, С. Детская йога [Текст] /А. Бокатов, С. Сергеев. – М.: Ника-центр, 2008. – 408с.