12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полукова Вера Владимировна16
2

ЗАПОВЕДИ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

ЗАПОВЕДИ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Полукова Вера Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года определены стратегические ориентиры и приоритеты в области воспитания: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины; формирование у детей высокого уровня духовно – нравственного развития, чувства причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбы России.

Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает детскую среду. Вот почему так важно детям предложить целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии Заповеди, созвучные священным текстам мусульман и буддистов.

Обращение к десяти Заповедям позволяет сформировать структурно целостный подход к реальности, когда каждый жизненный вопрос рассматривается не по отдельности, но в духовно-нравственной связи со всеми остальными. Подобный подход актуален не только для последователей традиционных религий, но и для любого современного человека, стремящегося выработать у себя целостное нравственное мировоззрение.

Педагог, святой Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание».

Программа духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки», включающая программу учебного курса «Истоки», способствует духовному укреплению и возрастанию и педагогов, и обучающихся, и их родителей.

С первого класса учебное пособие «Азбука Истоков. Золотое сердечко» позволяет младшему школьнику понять, что Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Слово о родителях – основа жизни. Святое слово – Дар Божий. Святое слово – путь к сердцу.

Активные формы обучения: работа в парах, работа в четвёрках, ресурсный круг, разговор «от сердца к сердцу» способствуют не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и полноценно использовать все психические процессы, функции и свойства личности и в целом ресурсы человека.

Эффективным считаем на уроках литературного чтения анализ произведений, которые содержат нравственные коллизии или нравственно значимые ситуации, с точки зрения 10 Божиих Заповедей. Осмысление отношений между героями произведения заставляет задуматься о таких нравственных категориях, как уважение к старшим, любовь к родителям, дружба и товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка, самопожертвование, милосердие и предательство.

Моделирование ситуаций «Как бы ты поступил на месте героя?», «Смог бы ты выполнить такое обещание?» способствуют развитию деятельностного компонента, закреплению нравственных позиций школьников. Заповеди приобретают действенный характер.

Положительный результат приносит использование при анализе произведений метода «Пресс», который помогает учащимся научиться находить аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса, разбираться в своих идеях, а также формулировать их в виде четкой и логической структуры.
Этапы метода:

Высказываем свое мнение: «Я считаю...»

Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»

Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «…, например, ...»

Обобщаем, формулируются выводы: «И так...», «Таким образом...»

Одним из удачных методов воздействия на ребёнка, на наш взгляд, является нравоучительное чтение. Мораль и нравственные заветы притч - этого древнего жанра, никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности…  

Рассмотрим пример организации работы с притчей «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи:

- О чем эта притча?

- О чем забыл сын? (Об обязанности любить и уважать родителей.)

- Чему учит притча? («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Одна из Заповедей христиан)

На уроках внеклассного чтения используем православные книги, которые учат ребят заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Например, из книги "Волшебное правило или как стать настоящим принцем...» дети узнают, что «Для того, чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому ВСЕХ НАДО ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ.  Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, ты ничего не сможешь сделать плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением.»

Открывая мир православной культуры для детей, мы в первую очередь открываем его для себя. 

Очень востребованным считаем метод проекта. Изучая курс ОРКСЭ, учащиеся в исследовательском проекте «Заповеди мировых религиозных культур» подтвердили гипотезу о том, что если христианство, ислам, мировая культура и светская этика изучаются в рамках одного курса, то все они преследуют одну и ту же цель. Все религии учат человека добру.

В творческом проекте «Славянская площадь в Ханты -Мансийске» авторы выяснили смысл скульптурных форм и пришли к выводу, что Заповеди Божии – это правила нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для каждого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

При подготовке праздничного проекта «Самосовершенствование – это духовный труд» учащиеся выполнили задания:

Прокомментировали самые важные, по их мнению, христианские заповеди и сами создали к ним иллюстрации.

Подобрали и прочитали наизусть стихотворения, с помощью которых можно проиллюстрировать курс «Основы православной культуры».

Создали памятку - буклет «Заповеди как путь к самосовершенствованию».

Важно подчеркнуть, что присоединение родителей учащихся через уроки «Истоки», внеклассные занятия, присоединение через онлайн-занятия «Школы родительской любви», которые ведёт методист Издательского Дома "Истоки" Н.С.Белик, дают положительный результат в организации духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

В заключение приведём слова Д.Д. Сэлинджера из знаменитого романа «Над пропастью во ржи». «И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…»

Литература:

1. Десять заповедей - нравственный ориентир для молодежи – Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2009/05/25/desyat_zapovedej__nravstvennyj_orientir_dlya_molodezhi

2.Законоучительство и педагогические заветы святого праведного Иоанна Кронштадтского современным педагогам – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/99778.html

3. Роль уроков литературного чтения в формировании нравственных представлений младших школьников. – Режим доступа: https://novaum.ru/public/p1643





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.