12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перевалова Екатерина Николаевна126
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Педагогические условия самореализации студентов колледжа в коллективе.

Автор: Перевалова Екатерина Николаевна. Преподаватель первой категории. Ярославский колледж индустрии питания.

Тезис.В статье раскрываются условия формирования и развития социальной активности студентов СПО.​​​​​​​

В настоящее время, когда в обществе требуется человек, обладающий растущим чувством достоинства, высокой самооценкой, который стремится к самореализации и саморазвитию на первом месте, встает вопрос о индивидуальности, гуманности, разнообразии учебных процессов. В концепции модернизации образования России одной из главных задач является обеспечение полной самореализации учащихся.

В советской социальной системе игнорировался вопрос самореализации. Активность человека регламентировалась, а большинство выполняло заданные нормы и правила. Существовали обязательные канонические формы самореализации личности, основой которых была система идеалов, ценностей, которые давали ответы на духовные и мировоззренческие вопросы. Такие жесткие канонические формы самореализации избавили личности от беспокойства при поиске своего места в жизни и обеспечивали иллюзию защиты.

Процесс самореализации актуален в подростковом возрасте, поскольку в этот период обостряется потребность в признании своей «самости», формируется осознанное отношение к человеку, развивается рефлексивная способность.

В стремлении реализовать себя подросток может натолкнуться на серьезные барьеры: как внешние, так и внутренние.

К внутренним барьерам относятся.

- эмоциональные (импульсивность, недоверие, стыдливость, частая смена настроения),

- когнитивные (незнание норм, обычаев, традиций того социального окружения, где подросток может потенциально реализовать себя, недостаточность понимания специфики общения с представителями других возрастных групп),

- поведенческие (грубость, агрессивность, конформизм, нетерпимость, инфантилизм)

К внешним барьерам можно отнести

- узкий круг и ограниченный выбор видов деятельности, где подросток мог бы себя реализовать,

- стереотипы поведения, транслируемые социальным окружением подростка,

- ограниченный круг дружеского общения подростка

Благоприятные условия для преодоления данных барьеров складываются во внеклассной деятельности. Здесь подростку предоставляется большее разнообразие видов деятельности, в том числе и новых для него, у подростка появляется большая свобода выбора деятельности, складывается новый круг общения подростка, участники которого свободны от стереотипов по отношению к нему.

Самореализация подростка во внеклассной деятельности наиболее успешно протекает при наличии специально организованных педагогических условий, создание которых стимулирует процесс и дает ему социальный потенциал. Основными педагогическими условиями процесса самореализации подростка во внеклассной деятельности являются:

-насыщенность жизни событиями, позволяющими подростку в ограниченный период времени принять участие в личностно-значимых делах различной направленности,

- коллективно-творческий характер деятельности, предоставляющий подростку возможность выполнять разные роли (инициатора, организатора, исполнителя, зрителя) и занимать субъектную позицию по отношению ко всему происходящему,

-интенсификация делового и неформального общения подростка с ровесниками и взрослыми;

- рефлексия подростками не только своих отношений к происходящим событиям (делам), но и своих чувств, настроений, желаний;

- создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, эмпатии.

Самореализация, как процесс раскрытия потенциальных возможностей человека, наиболее эффективна при создании специальных условий педагогики.

Динамика самореализации подростка проявляется в: развитии стремления активно проявлять индивидуальные возможности в трудовой деятельности; выявления им новых возможностей, испытания себя в пределах своих возможностей; развитии уверенности себя в себе; умении отстаивать свою позицию при решении личностно-значимых задач.

 

Литература.

Березенцева А.И., Ефремова Ж.В., Свиридов А.Н. Факторы реализации личностного потенциала учащихся в условиях гимназии // Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе. Материалы V региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во Печатник, 2006. - С. 40-42.

 

Радина, К. Учение о коллективе: прошлое и настоящее /К.Радина //Развитие личности, №1,2000 г. С.65 71.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.