12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галкина Ольга Владимировна33
Россия, Тверская обл., Тверь
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников»


Роль информационно-коммуникативных технологий в организации

учебной деятельности школьников на уроках иностранного языка.


Галкина Ольга Владимировна,

учитель английского языка, методист

МБОУ ЦО имени Александра Атрощанка


Информационно-коммуникативные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности, которые связаны с получением, обработкой, хранением и передачей информации. Таким образом, система образования, которая в России представляет собой инструмент для становления личности при помощи получения знаний и освоения навыков развития через систему образовательных учреждений, оказалась среди лидеров по использовании информационно-коммуникативных технологий. Приоритетными технологиями в современной сфере образования РФ являются следующие: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, документ-камеры, презентации, ЭОР, а также образовательные онлайн платформы.

Оперативность обработки информации и возможность повышения динамичности урока относятся к одним из главных преимуществ использования новых технологий в образовательной деятельности, однако их важнейшие свойства обусловлены не тем, что образование эта среда для передачи информации, а именно адресатом сферы образования. Адресатом являются люди, главным образом дети, подростки и молодежь.

Характерными особенностями восприятия информации представителями молодого, или как его часто называют цифрового, поколения является то, что их представления о работе, отдыхе и общении связаны исключительно с использованием технических средств. Отсутствия любимых гаджетов в любой ситуации является для представителей цифрового поколения противоестественным и вызывает состояние замешательства и тревоги. Разумное внедрение информационно-коммуникативных технологий в обучение позволяет повысить интерес и мотивацию школьников к обучению и повысить эффективность образовательного процесса.

При организации учебного процесса школьников необходимо не только строго учитывать возрастные особенности восприятия и обработки информации, но и использовать здоровьесберегающие технологии, чтобы нивелировать отрицательное влияние чрезмерного использования новых технологий на здоровье подрастающего поколения. Министерство образования РФ организует всевозможные семинары и курсы для обучения педагогических работников особенностям использования информационно-коммуникативных технологий в школьном образовании.

В данной статье мы поговорим о роли информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка. Очевидная значимость цифровых технологий в процессе обучения стала для меня основной причиной смены места работы. Из научного сотрудника университета, вынужденного придерживаться классических (нецифровых) методов обучения ввиду недостаточной технической оснащенности высших учебных учреждений, я превратилась в школьного учителя, в арсенале которого были все современные технологии, позволявшие в полной мере реализовать все методические фантазии педагога-энтузиаста.

Особенностью преподавания иностранного языка является то, что главной целью обучения учащихся является последовательное и систематическое развитие 4 видов речевой деятельности: говорения, письма, чтения и аудирования. Все эти виды деятельности должны быть практико-ориентированными, т.е. максимально приближенными к реальной языковой ситуации. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют нам формировать и отрабатывать навыки школьников в реальных языковых ситуациях во время урока, не выходя за пределы школы, посредством использования Интернета, интерактивной доски, ЭОР, образовательных онлайн платформ и различных телекоммуникационных проектов.

Такие методы позволяют школьникам попробовать себя в роли реальных авторов и получателей письма и реальных собеседников, что помогает ощутить практическую значимость приобретаемых на уроке навыков и умений. Кроме того, учащиеся получают возможность ознакомиться с различными социальными и территориальными диалектами языка, совершить виртуальные туры в страны изучаемого языка для ознакомления с культурой и историей этих стран. Интернет-технологии позволяют учителю реализовать любые проекты: погрузиться в нужную эпоху, попасть в заданное место или организовать встречу с жителями стран изучаемого языка для изучения мира носителей языка. Все эти возможности современных технологий позволяют повысить мотивацию школьников к изучению учебного материала.

Важный аспект работы с иностранным языком – это работа со словарями. Современные онлайн словари позволяют оптимизировать работу с иностранным текстом, обучение словообразованию и лексической сочетаемости иностранных слов. Работу с онлайн словарями можно организовать не только в специальных компьютерных классах, но и в обычных кабинетах с использованием личных телефонов с возможностью выхода в интернет. Дети, научившиеся работать с онлайн словарями, охотно прибегают к ним во время выполнения домашнего задания.

Современные информационные технологии дают возможность задействовать в учебном процессе все каналы восприятия информации, что позволяет активнее вовлекать в учебный процесс визуалов (для которых ведущим является зрительное восприятие), аудиалов (ведущее восприятие которых осуществляется через звуки), кинестетиков (преимущественно воспринимают информацию через движение, осязание, ощущения). Кроме того, такие технологии позволяют выбирать уровень заданий, одновременно предоставлять школьникам различные типы заданий для работы на уроке, учитывая степень их подготовленности. Все это позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к обучению школьников, не разделяя учеников на разные группы по уровню обученности и качеству знаний, что особенно актуально в группах, где есть превышение по количеству учащихся.

Информационно-коммуникативные технологии также позволяют учителям иностранного языка обеспечить высокую динамичность урока, оперативное переключение с одного вида деятельности на другой, что, в конечном счете, не только поддерживает концентрацию внимания школьников и повышает эффективность освоения учебного материала, но и позволяет охватить как можно больше видов речевой деятельности в рамках одного урока.

Использование образовательных онлайн платформ на уроке и для выполнения домашних заданий – еще один способ повысить мотивацию школьников. Учащиеся могут выполнять дополнительные домашние задания от учителя и проходить тестирование самостоятельно, при этом получая оперативную коррекцию своих знаний на платформе. Учителя иностранного языка также пользуются такими платформами для организации массовой автоматизированной проверки учеников.

Информационные технологии играют важную роль в обмене информации между коллегами, что особенно важно при работе в больших школах, когда несколько учителей работают в одной параллели. Мы практикуем рабочие чаты по классам, где более опытные педагоги могут поделиться своими разработками и идеями, чтобы своевременно помочь своим молодым коллегам.

Рабочие чаты в различных мессенджерах также широко используются учителями иностранного языка для работы с классами по своему предмету. В таких чатах учитель выкладывает дополнительные аудио- и видеоматериалы, различные по уровню сложности задания, отвечает на вопросы родителей (в начальной школе) и на вопросы школьников (в средней и старшей школе). Все это помогает скорректировать самостоятельную подготовку школьников дома. В учебном чате можно также организовать самостоятельную работу школьников: ученики с более высоким уровнем обученности могут начитывать материал для остальных детей, дети могут обсуждать в чате творческие задания, готовиться к групповым проектам, при этом учитель оставляет за собой право корректировать такое сотрудничество.

Все эти возможности информационно-коммуникативных технологий позволяют оптимизировать процесс обучения, сделать его более легким приятным и эффективным как для изучающих иностранный язык школьников, так и для самих учителей иностранного языка. Усилия, которые педагоги прикладывают для освоения таких технологий (а это, несомненно, требует определенных усилий со стороны учителей) с лихвой окупаются результатами в обучении и позитивной отдачей со стороны школьников.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.