Серия занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Академия игропрактиков»

5
0
Материал опубликован 24 September 2020

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительное образование

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги





Серия занятий

по программе

«Академия игропрактиков»

для подросткового и раннего юношеского возраста (11-17 лет)




Автор-составитель:

Старостина Инесса Алексеевна

педагог дополнительного образования




Калуга, 2020


Пояснительная записка

Программа «Академия игропрактиков» социально-педагогической направленности для школьников подросткового и раннего юношеского возраста предусматривает, что обучающиеся не только познают разные методы и формы организации досуга детей, специфику их организации, но и знакомятся с технологиями самостоятельного моделирования и тщательной разработки, подготовки и воплощения коллективно-творческих дел.

Но прежде, чем осваивать подобные методики, необходимо, чтобы обучающиеся знали достаточно широкий спектр форм массовых мероприятий, понимали их отличия, выделяли характерные особенности. Поэтому представленные занятия разнятся по своей форме воплощения: лекция, коллективно-творческое дело и деловая инновационная (продуктивная) игра, направленная на разработку оригинального мероприятия. Представленная серия занятий показывает, как изучаемая на первом году обучения тема «Коллективно-творческая деятельность» расширяется, усложняется и приводится к самостоятельному конструированию КТД и практическому его воплощению.

В ходе серии занятий, на которых используются разнообразные интерактивные методики, обеспечивается формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной и социальной практике. Актуальность данной серии занятий «Академия игропрактиков» прежде всего в том, что они ориентируют подростков и молодежь на активную гражданскую позицию, обучают их конкретному инструментарию: как можно организовать массовые мероприятия, ориентированные на «пользу людям, на посильное улучшение окружающей действительности», самим продумать и организовать коллективно-творческое дело, получить удовлетворение от востребованности своего труда, творчества.

Новизна предложенного материала состоит в том, что для реализации цели и поставленных задач используется ресурс такой формы работы, как деловая игра, которая позволяет активно задействовать всех участников, переводя их из роли объекта воздействия в роль субъекта творчества, направленного на общественно значимое действие. Игры, и в частности, деловые игры, наиболее часто используемый педагогический метод организации занятий для подростков. Возраст обучающихся в объединении – 11-17 лет, а именно в подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Грамотно направить энергию подростков на самоутверждение, самовыражение, общественно-полезную деятельность помогают именно игровые технологии, учебные деловые игры.

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

- педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решений;

- особое отношение к окружающему миру;

- субъективная деятельность участников;

- социально заданный вид деятельности;

- особое содержание усвоения;

- социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования межпредметных компетенций, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Одним из успешно работающих средств развития креативного мышления является деловая (операционная) игра по разработке кардинально нового коллективно-творческого дела «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные», представленная на занятии № 3. Данная игра-тренинг позволяет отойти от стереотипов, задействовать необыкновенную фантазию детей, научить их работать в команде и подготовить качественно новый «продукт».

Среди обучающихся по программе (15 чел. 11-17 лет) был проведен опрос по следующим вопросам:

Знаете ли Вы методику и формы организации массовых мероприятий? Приведите социально-педагогическая положительные эмоции от деятельности, приносящей пользу обществу. Т.е. такой вид деятельности интересен большинству ребят, а педагог может продуктивно использовать данную ситуацию для решения педагогических задач.

Кроме того, программа социально-педагогическойнаправленности, в рамках которой представлена серия занятий, нацеливает подростков и молодежь на получение допрофессиональных умений и навыков, ориентирует на выбор педагогической профессии в будущем. Преподавателю, использующему в своей работе разнообразные формы воспитательной деятельности, с одной стороны, легче узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, с другой – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Цель серии занятий:

- обобщить и систематизировать опыт работы по организации и проведению воспитательных массовых мероприятий для обучающихся.

Задачи:

- создать копилку форм организации массовых досуговых мероприятий (выделить и систематизировать накопленные знания по данной теме);

- рассмотреть этапы подготовки и проведения различных массовых мероприятий;

- охарактеризовать действенные приемы, помогающие оптимизировать работу по организации массовых мероприятий;

- обучить специальным технологиям конструирования воспитательных мероприятий, организаторским приемам;

- разработать качественно новое оригинальное коллективно-творческое дело;

- развить творческий, организаторский и лидерский потенциал воспитанников;

- сформировать стремление и умение работать в команде;

- продемонстрировать разнообразные пути взаимодействия обучающихся и педагогов.

Категория участников: 15 человек 11-17 лет.

Время проведения: представлены 3 занятия по 45 минут с перерывом 10 мин.



Занятие № 1

Методика организации массового детского мероприятия

Цель занятия: Обобщить имеющийся опыт работы по организации и проведению воспитательных массовых мероприятий для обучающихся, выделить и систематизировать накопленные знания по данной теме.

Задачи:

дать понятие о целях, задачах, формах проведения массовых мероприятий для детей и подростков;

создать копилку форм организации массовых досуговых мероприятий;

рассмотреть этапы подготовки и проведения различных массовых мероприятий;

охарактеризовать действенные приемы, помогающие оптимизировать работу по организации массовых мероприятий;

познакомить с разнообразными способами взаимодействия обучающихся и педагогов;

сформировать умения и навыки поисковой и командной работы;

воспитать интерес к деятельности организатора досуга, корпоративную культуру;

развить познавательную активность, логическое мышление.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой микрогруппы;

2) компьютер, мультимедийная аппаратура;

4) канцтовары: ручки, бумага для записей;

5) раздаточный материал: подготовленные тексты с описанием различных методик массовых мероприятий.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Занятие состоит из двух блоков: теоретического (20 мин.), эвристического (25 мин.).

Теоретический блок. (Приложение 1)

Поисково-эвристический блок. (Приложение 2)


Теоретический блок

Данный блок включает в себя теоретический материал, представленный в форме лекции с использованием презентации. Материал раскрывает следующие понятия:

цели массовых детских мероприятий;

наиболее распространенные формы воспитательных и досуговых мероприятий;

игровые принципы;

этапы подготовки и проведения массовых мероприятий: конструирование; подготовка; проведение; анализ.


Поисково-эвристический блок

В этом блоке обучающимся предлагается осуществить поиск информации по изучаемой теме, представить одну из популярных форм организации массовых мероприятий более подробно. С этой целью на данном этапе группа разбивается на команды, равные по количеству участников. Каждая команда выбирает себе название. Поиск заданной информации осуществляется в течение 15 минут, для этого подростки могут использовать подготовленные тексты, методическую литературу и возможности сети Интернет. Каждая команда характеризует одну из форм работы, называет характерные особенности, приводит пример.

В заключении педагог подводит итоги: ребятам предлагается обсудить изученный материал по следующим вопросам:

Какие из целей массовых мероприятий, по Вашему мнению, наиболее точно отражают мотивацию участия в них детей и подростков?

Какой из этапов подготовки и проведения мероприятия Вам кажется наиболее трудным? Важным?

Какая форма проведения воспитательного мероприятия наиболее симпатична именно Вам?

По возможности, педагог предоставляет слово каждому участнику.


Занятие № 2

Методика коллективной творческой деятельности

Цель занятия: формирование социальной активности подростков, ориентирование их на коллективную творческую организаторскую деятельность.

Задачи:

- актуализировать знания детей о КТД, дать необходимую информацию по теме занятия;

- сформировать умение работать сплоченно в команде, прислушиваться к мнению других, принимать решение;

- сформировать качества личности, необходимые лидеру;

- развить творческие способности, память, внимание, мышление.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой команды;

2) видеотехника;

3) канцтовары: ручки, листы для записи (А 4);


ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие состоит из двух блоков: теоретического (10 мин.), практического (35 мин.).

Теоретический блок. (Приложение 3)

Данный блок включает в себя теоретический материал, представленный в форме беседы с использованием презентации. Материал раскрывает следующие понятия:

В чем главная суть методики коллективной творческой деятельности?

Технологические этапы:

1. Коллективное целеполагание,

2. Коллективное планирование,

3. Подготовка дела,

4. Проведение дела,

5. Коллективный анализ,

6. Последействие.

Виды КТД: организаторские; познавательно-художественные; трудовые и спортивные.


Практический блок

Практическое занятие представляет собой проигрывание одного из видов КТД – познавательно-художественного.

За небольшое время каждая команда должна подготовить предвыборную кампанию по выборам мэра Цветочного города. Необходимо предложить своего кандидата (Знайку, Незнайку, Пончика, Пилюлькина и т.д.). Для этого в каждой группе выбирается кандидат в мэры, его доверенные лица, рекламная группа, группа технической поддержки и т.п. Во-первых, доверенное лицо должно представить кандидата на роль мэра Цветочного города. Во-вторых, кандидат произносит предвыборную речь. На подготовку 10-15 мин.


Подведение итогов

Обсуждение по итогам практической части.

- Как вы считаете, какую оценку можно поставить нашему мероприятию?

- Соответствует ли мероприятие методике и форме КТД? (Если соответствует, то в чем? Не соответствует, то в чем?)

- Какая команда, по вашему мнению, сработала наиболее четко? Что именно получилось у команды лучше всего?

- Каков итог данного мероприятия?

- Итак, какую оценку мы поставим нашему мероприятию?


Занятие № 3

Деловая игра «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные»

Цель занятия: Создать качественно новый сценарий коллективно-творческого дела в условиях игровой модели, позволяющей обучающимся реализовать свой творческий потенциал.

Задачи:

Актуализировать знания о методах и формах подготовки и проведения коллективно-творческого дела;

сформировать умения и навыки конструирования новых оригинальных мероприятий;

развить творческие способности подростков;

воспитать чувство коллективизма, сформировать стремление эффективно работать в команде;

сформировать игровую культуру, направленную на развитие личностных и социальных качеств.


Категория участников: 15 обучающихся 11-17 лет, 5 команд по 3 чел.


Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой микрогруппы;

2) компьютер, мультимедийная аппаратура;

3) доска-мольберт, магниты для доски;

4) канцтовары: ручки, маркеры, листы белые (А 4, А 3);

5) раздаточный материал: карточки со словами для «принудительного ассоциирования», карточки трех цветов для каждого участника деловой игры.

​​​​​​​ Ход деловой игры:

Разбивка на команды (конструкторские фирмы).

Определение цели, темы и формы КТД.

Выбор зоны ответственности (направления подготовки КТД).

Составление 2 вариантов проведения этапа КТД (оформление художественное и музыкальное, основной сценарий, определение лучших участников, награждение).

Ознакомление с разработками команд.

Оценка и выбор лучших разработок.

Задания командам (фирмам):

Каждая команда (фирма) должна придумать и полностью разработать 2 варианта осуществления этапа (оформление художественное и музыкальное, основной сценарий, определение лучших участников, награждение) коллективно-творческого дела.

«Скелет сценария» (основные события КТД, 2 варианта)

Эмоциональный настрой (реклама, художественное и музыкальное оформление, словесный настрой и т.п.) – могут работать 2 фирмы (например, одна отвечает за оформление и рекламу, вторая за музыку и техническое сопровождение).

Определение лучших участников КТД (как определить, кто лучший; придумать конкретную методику).

Награждение (придумать, чем наградить, сделать эскизы).

Обращаем внимание: каждая команда (фирма) должна разработать 2 варианта выполнения своего задания (два сценария; два эскиза оформления; два варианта музыкального сопровождения с конкретными музыкальными композициями или 2 варианта, например, записи песен или живое звучание; две методики определения лучших участников – голосование зрителей, или жюри, или с помощью шумомера и т.п.; подготовить 2 эскиза оформления дипломов или придумать, как сделать призы из подручных материалов).

Для подведения итогов все команды (фирмы) собираются вместе, презентуют свои разработки и голосуют за лучший вариант. В голосовании участвует вся группа (15 человек) и руководитель. По итогу голосования формируется вся программа КТД.


Подведение итогов

Итоги серии занятий подводятся с помощью экспресс-диагностики организаторских способностей. Назначение теста: предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция к тесту

Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.


Тест

1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?

2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?

3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?

6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?

8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?

9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?

11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?

12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13. Вы обычно активны на собраниях?

14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?

15. Вас раздражают поручения и просьбы?

16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19. К вам часто обращаются за советом или помощью?

20. У вас, в основном, получается жить по принципу: «дал слово – держи»?


Обработка и интерпретация результатов теста:

Ключ к тесту

• "Да": 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20.

• "Нет": 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16.

Обработка и интерпретация результатов теста

Необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель – сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

Критерии для выводов:

до 40% – уровень организаторских способностей низкий;

40-70% – средний;

свыше 70% – высокий.

Итак, низкий уровень организаторских способностей продемонстрировали 27 % обучающихся; средний - 40 %, а высокий уровень определили в результате теста 33 % подростков. Данные теста совпали с результатами наблюдений педагога в ходе конструирования и организации КТД. Следовательно, можно сделать вывод, что поставленная цель серии занятий была достигнута.


Литература

Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. – Мозырь: Белый ветер, 2009, − 102 с.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982. − 82 с.

Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании / В.М. Лизинский. − М.: Педагогический поиск, 2004. − 160 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учебно-метод. пособие. − М.: ВЛАДОС, 2004.− 214 с.

Методика КТД // Классный руководитель. − 2004.− №2. − С.18-29.

Нечаев, М.П. Методика воспитательной работы в новом классном коллективе. Методическое пособие / М.П. Нечаев. − М.: УЦ Перспектива, 2010. – 144 с.

Нечаев, М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие / М.П. Нечаев. − М.: УЦ Перспектива, 2008. – 127 с.

Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. М.: ВЛАДОС, 2002. – 156 с.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Шмаков, С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Метод. пособие / С.А. Шмаков − М.: ЦГЛ, 2003. − 110 с.



8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации